Проект «Города - герои России»
проект (6, 7, 8, 9 класс)

Сидорова Елена Валентиновна

     Проект «Города- герои России»   разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 года». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю. Данный проект «Города- герои России» рассчитан на воспитанников «Центра».

     С того памятного мая  45 года минуло 77 лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война - далекая история. Встревоженные сегодняшней действительностью, они все реже обращаются к событиям тех страшных дней. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего многонационального государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_goroda_geroi_rossii.docx50.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр реабилитации»

Проект

«Города-герои России»

        

Автор:

                                                                                Сидорова Елена Валентиновна,

воспитатель 1 группы

г. Рязань

     2022 год

Содержание

Информационная карта

Аннотация

Аналитическое обоснование проекта

3.1 Анализ ситуации

3.2 Актуальность

3.3.Новизна

3.4.Цели и задачи

Механизм реализации

Ожидаемые результаты

Социальный эффект

Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций:

8.1.Сбор и анализ информации по теме проекта

Заключение

Список используемой литературы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Города - герои России»

Полное название  проекта:

 Проект «Города - герои  России»

Учреждение, представившее проект

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр реабилитации»

Ф.И.О. автора, должность

Сидорова Елена Валентиновна, воспитатель 1 группы

Возраст и количество участников проекта

Участники: воспитанники 1 группы

Место реализации проекта

МБУ «Центр реабилитации»

Форма реализации проекта

Очная, групповая

Цель проекта

Познакомиться с героическими событиями  Великой Отечественной войны, узнать о городах-героях России

Задачи проекта

1. Развивать патриотические чувства и сознание учащихся;

2.Обеспечить учащихся достоверными историческими знаниями (с учётом их возрастных особенностей);
3.Приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения;

4.Формировать внутреннюю готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
5. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа; уважение к малой родине, её героям.

Обоснование актуальности  программы

Актуальность предлагаемого проекта в том, чтобы  познакомить воспитанников с героическими событиями  Великой Отечественной войны.

Прошло 77 лет  со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней бережно хранится и передаётся из поколения в поколение.

Срок реализации проекта

Проект краткосрочный: октябрь 2022 года

Социальный эффект

Собранный  материал о героическом прошлом Городов – героев России можно будет использовать  педагогам «Центра»  во время подготовки занятий по теме:  «О Великой Отечественной войне», при подготовке тематических бесед к Дню Победы, Дням Воинской Славы России, также поможет больше узнать об истории нашей страны, для сохранения исторической памяти.  

Предполагаемые результаты

  • Мы узнаем, почему городам дают звания: город-герой,
  • Мы сможем поделиться результатами своей работы с другими группами

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

  • Выбор темы;
  • Определение цели, формулирование задач;
  • Определение источников информации;
  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; 

2. Поисково-исследовательский этап

  • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций;
  • Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3. Практический

Организация  совместной деятельности учащихся и педагогов:

4.Заключительный этап

  • Публичная защита проекта;
  • Подведение итогов, оценка результатов и размещение фото отчета на сайте учреждения.
  • Оформление и распространение методического материала.

Проект «Города-герои России»

Аннотация

Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

 Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, а проблема воспитания человека-патриота, человека-гражданина становится особенно актуальной. Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства, красоту, традиции, гордиться её достижениями, героическим прошлым, своими далёкими и близкими предками, любить свой народ, малую родину. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу, независимость.

Аналитическое обоснование проекта


         В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

 К сожалению, у наших детей, нашей молодёжи слабо развиты патриотические чувства, чувства уважения к старшему поколению. Мало детских передач, текстов в учебной литературе направленных на патриотическое воспитание. Больно слышать и видеть, как относится к ветеранам наше подрастающее поколение, как издеваются над стариками, унижают, убивают их, отбирая ордена и медали, заработанные кровью и жизнью, ради своей минутной наживы. Не понимают, что любая награда не даётся даром, а боевые награды – особенно бесценны!

         В школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной и исторической культуры. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

       Через проект мы познакомим учащихся объединений станции юных техников   с героическими событиями  Великой Отечественной войны.

77 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. Мы  сохраним в  памяти  героическое прошлое страны и  сведения  о Городах Героях России.

 Актуальность предлагаемого проекта в том, что особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.
Переживая сложные  процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности. 

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

 Проводимые  исследования органами исполнительной власти города Москвы, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.
Статистика утверждает, что события Великой отечественной являются постоянной темой для разговоров в каждой 
4 российской семье. Для сравнения – из немецких семей это касается только каждой 12.

Новизна: Взаимодействие детей и педагогов  в проекте по содержанию и по форме включения их в те или иные сферы деятельности носит нетрадиционный характер, что способствует проявлению инициативы и социальной активности. Расширение зоны совместного взаимодействия педагогов и детей, по средством игр, конкурсов.

Цель нашего проекта: познакомиться с героическими событиями  Великой Отечественной войны, анализируя информацию, узнать, за что присваивается звание город-герой.

Концепция проекта

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

Актуальность проекта бесспорна: в 2022 году было 77 лет  – со Дня Победы.  Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время  неумолимо стирает связующие нити с прошлым.  А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного»  поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.  

Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше  поколений – «Иванов, не помнящих родства».

Поэтому нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, учащихся, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

В связи с этим мы выделяем патриотическое воспитание детей как одну из основных задач нашего  образовательного учреждения.

В целом, мы определили задачу педагога в умении выбирать наиболее интересные, яркие впечатления из окружающей действительности и использовать их в педагогической работе.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача  педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. 

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
беседы;
викторины;
экскурсии;

Содержание проекта

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность учреждения, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Проект «Города- герои России»   разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 года». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.

            Данный проект «Города- герои России» рассчитан на воспитанников «Центра»

Педагоги Центра продумывают форму и содержание проведения занятий и разрабатывают свой план работы.

Участники проекта:  воспитанники 1 группы «Центра»

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

  • Выбор темы;
  • Определение цели, формулирование задач;
  • Определение источников информации;
  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Поисково-исследовательский этап

  • Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций, видеотекеи.
  • Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3. Заключительный этап

  • Публичная защита проекта;
  • Подведение итогов, оценка результатов и размещение фото отчета на сайте учреждения.
  • Оформление и распространение методического материала.

Кадровое обеспечение

Воспитатели 1 группы «Центра», педагоги ДО

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта предполагает формирование:

  • системы знаний о Великой Отечественной войне,
  • повышения интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, служба в Вооружённых Силах РФ.

Риски и ограничения реализации проекта

Есть риск в том, что, если проводить работу формально, дети воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.

Сроки реализации:  Данный проект является краткосрочным, он рассчитан на октябрь 2022 г.

База реализации: МБУ «Центр»

Мини-исследование

Когда мы стали искать информацию на эту тему, то узнали, что городов-героев  в России 9. Каждый из городов, удостоенных высокого звания Город-герой, внес свою незабываемую страницу в огненную историю Великой Отечественной войны.

Это:  Москва, Ленинград (сейчас - Санкт – Петербург), Сталинград (сейчас - Волгоград), Тула, Смоленск, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Мурманск

Социальный эффект

С того памятного мая  45 года минуло 77 лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война - далекая история. Встревоженные сегодняшней действительностью, они все реже обращаются к событиям тех страшных дней. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего многонационального государства.

Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате - миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны.

Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.

Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть и будущего. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах многих наших соотечественников. Ищут своих сынов матери, жены - мужей, выросшие дети - отцов. Ищут своих дедов и внуки. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди.

Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

        Дети, внуки и правнуки фронтовиков всегда будут гордиться подвигом своих предков, разгромивших фашизм.

Реализация проекта позволит:

  • повысить интерес к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
  • использовать новые подходы к организации воспитательного процесса и внедрять современные технологии в процессе патриотического воспитания;
  • объединить усилия педагогического коллектива и родителей для
    целенаправленной подготовки юношей к военной службе;
  • обеспечить занятость детей и подростков во внеурочное время и отвлечь их тем самым от вредных привычек, прежде всего, от употребления наркотиков, алкоголя;
  • привлечь к работе по военно-патриотическому воспитанию средства массовой информации, которые должны стать союзниками, а не противниками в этой работе;
  • по-новому осмыслить такие понятия, как национальная гордость, патриотизм, историческая память.

Заключение

На территории страны, на каждом участке, где шла борьба с захватчиками, все граждане от мала,  до велика круглосуточно проявляли мужество и героизм. И значит, наше предположение верно. Город становится героем лишь только тогда, когда стал героем солдат.  А  в те страшные годы войны,  все, кто боролся с фашистами, не жалея жизни, стали героями. Их героизм навсегда останется у нас в памяти. Ведь пока мы помним и чтим то, что они для нас сделали, их подвиг живет, и будет жить вечно!

А это значит, что мы увлечены не только компьютерными играми, а также интересуемся историей. И будем достойными гражданами, с уважением, благодарностью и почетом будем относиться к героизму наших предков. Ведь благодаря им,  мы живем в свободной стране. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

Литература

 

  1. Какой из орденов самый дорогой?: орден «Победы» // А почему? – 2005. – №1. – С. 2.
  2. Подрезова Т. И. «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...» : сценарий утренника для детей 7-9 лет / Т. И. Подрезова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2006. – № 11. – С. 33-36.
  3. Семяновский Ф. М. Медали фронтовиков: беседа с детьми 8-10 лет / Ф. М. Семяновский // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №12. – С. 37-40.
  4. Города – герои. – М. : Прогресс, 1975. –153 с.
  5. Тарасова Е. Г. Города-герои. / Е. Г. Тарасова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – №4.
  6.  «Великая Отечественная война» 1941-1945.Энциклопедия школьников. /М., Олма-Пресс, 2005/.
  7. Экономова А.С. «Подвиг ваш - грядущему пример!» /Ханты-Мансийск,   «Полиграфист», 2002/.
  8. Чуйков В.И. Великая Отечественная. Альбом./М.,1987/.
  9. Перхавенко В.Б. «Энциклопедический словарь юного историка» /М., 1997/.

Список используемых интернет ресурсов

http://www.chuvrdub.ru/towns_herours.html

http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/doshkolnikam-o-dne-pobedy.html

https://educontest.net/ru/228915/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8-4/

http://festival.1september.ru/articles/600771/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект: «Город будущего».

Игра-моделирование "Конкурс проектов "Город будущего""....

Инновационный проект "Город Мастеров"

В основу проекта  «Город Мастеров» положена длительная, рассчитанная на несколько лет, воспитывающая игра, в основу которой заложено стремление воспитать у детей понимание цели и смы...

Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это дел...

Проект "Город без орфографии"

Социальный проект, презентация...

Проект "Город" в среде ПервоЛого.

Проект создан для началных классов с целью изучения инструментов и возможностей в среде ПервоЛого....

Проект Город моей мечты

проект мероприятия для детей "Город моей мечты"...

Проект «Город без свалок»

Изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека....