Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе
методическая разработка по географии по теме

Майкова Алла Геннадьевна

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это делать, как на уроках, так и во внеурочное время. В последние годы на самом высоком уровне уделяется внимание патриотическому воспитанию. Эта идея отражена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823).

Являясь учителем географии, считаю, что работа по патриотическому воспитанию учащихся должна проводиться на уроках и продолжаться во внеурочное время. Самым благодатным для этой цели является курс «География населения и хозяйства России». В своей работе использую межпредметные связи с историей России, возможности города Санкт-Петербурга – Ленинграда, в котором мы живем (военное прошлое, музеи, экскурсионные маршруты), дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, путешествия по стране свои и учащихся. К сожалению, информация, которую учащиеся получают из СМИ, иногда искажает исторические факты, мало освещают важные для России события, большое внимание уделяется зарубежной информации. Не секрет, что многие школьники видят свое будущее за рубежом родной страны.

Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить интерес к отечественной истории, воспитать человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему. В год, предшествующий 70-летию Победы над фашистской Германией, когда с каждым годом участников военных действий становится все меньше, особенно важно показать ученикам какой ценой досталась Победа нашему народу.  На уроках географии в 9-х классах, изучая тему «Население России» и раздел «Экономическое районирование» создается возможность расширить представление учащихся о героической истории своей Родины. Рассматривая вопросы, связанные с изменением численности населения России, возникает проблема «убыли населения» в огромных размерах в годы Великой Отечественной войны; в последующие годы, рассматривая половозрастную пирамиду, видим проявление «эха войны». Учащиеся с пониманием воспринимают данную информацию. При изучении экономических районов России с большим интересом подбирают дополнительный материал об историческом прошлом  городов, поселков, людях, которые создавали историю страны. На уроках мы не обходим стороной проблемы в экономике страны, стараемся понять, почему они возникли и ищем пути их преодоления.

 

Подробное изложение материала в прикрепленном файле или на сайте электронного периодического издания "Наукоград":  http://nauka-it.ru/images/stories/konfer13leto/maikova_ag_s_peterburg_konf13.pdf

Использование материала запрещено без указания автора и ссылки на источник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_goroda_voinskoy_slavy_geografiya.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный педагогический проект «Города воинской славы России»

на уроках географии и во внеклассной работе

Автор проекта: Майкова Алла Геннадьевна,
учитель географии школы № 253 Приморского района Санкт-Петербурга

  1. Обоснование необходимости проекта

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это делать, как на уроках, так и во внеурочное время. В последние годы на самом высоком уровне уделяется внимание патриотическому воспитанию. Эта идея отражена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823).

Являясь учителем географии, считаю, что работа по патриотическому воспитанию учащихся должна проводиться на уроках и продолжаться во внеурочное время. Самым благодатным для этой цели является курс «География населения и хозяйства России». В своей работе использую межпредметные связи с историей России, возможности города Санкт-Петербурга – Ленинграда, в котором мы живем (военное прошлое, музеи, экскурсионные маршруты), дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, путешествия по стране свои и учащихся. К сожалению, информация, которую учащиеся получают из СМИ, иногда искажает исторические факты, мало освещают важные для России события, большое внимание уделяется зарубежной информации. Не секрет, что многие школьники видят свое будущее за рубежом родной страны.

Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить интерес к отечественной истории, воспитать человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему. В год, предшествующий 70-летию Победы над фашистской Германией, когда с каждым годом участников военных действий становится все меньше, особенно важно показать ученикам какой ценой досталась Победа нашему народу.  На уроках географии в 9-х классах, изучая тему «Население России» и раздел «Экономическое районирование» создается возможность расширить представление учащихся о героической истории своей Родины. Рассматривая вопросы, связанные с изменением численности населения России, возникает проблема «убыли населения» в огромных размерах в годы Великой Отечественной войны; в последующие годы, рассматривая половозрастную пирамиду, видим проявление «эха войны». Учащиеся с пониманием воспринимают данную информацию. При изучении экономических районов России с большим интересом подбирают дополнительный материал об историческом прошлом  городов, поселков, людях, которые создавали историю страны. На уроках мы не обходим стороной проблемы в экономике страны, стараемся понять, почему они возникли и ищем пути их преодоления.

Таким образом,  идея работы над проектом «Города воинской славы России» предполагает формулирование ответов на два вопроса:

  • почему возникла необходимость в выполнении проекта?
  • почему акцент на проблеме патриотического воспитания является приоритетной задачей учителя?

  1. Цели и задачи проекта

Цели:

  • развитие у учащихся интереса к Отечественной истории и географии;
  • создание условий для открытого и всестороннего обсуждения проблемы «отношения к отечественной истории»;
  • формирование более целостного и глубокого представления
    об исследуемом объекте (городах воинской славы).

Задачи:

  • мотивировать учащихся  на принятие технологии исследования;
  • развивать исследовательскую культуру учащихся;
  • развивать интерес учащихся к проблемам, связанным с изучением своей Родины;
  • формировать у учащихся представление о городах воинской славы;
  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

  1. Участники проекта

Участниками проекта являются учащиеся 9-х классов, которые изъявили желание в написании творческой исследовательской работы на заданную тему.

В числе участников проекта – 23 ученика 9-х классов (25% девятиклассников). Наилучшие отзывы получили 6 учеников, чьи работы были признаны наиболее интересными. Им рекомендовано быть участниками школьной конференции Научного общества учащихся «Эврика».

  1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

На уроках географии в 9-х классах предложила учащимся узнать
о городах, названия которых появляются на монетах достоинством
«10 рублей» - городах воинской славы. Задание вызвало живой интерес среди учащихся.

Работа учащихся заключалась в самостоятельном добывании информации об одном из городов воинской славы.

Для формирования представления у слушателей о городе воинской славы учащиеся должны раскрыть содержание работы:

  • определить место города на территории России (географическое положение),
  • показать значение города в борьбе за свободу и независимость Отечества, в том числе и в годы Великой Отечественной войны;
  • выявить особенности современного развития города.

Полученную информацию необходимо было изложить в печатном виде (сообщение, доклад, реферат) и создать презентацию. Содержание работы должно быть интересным для слушателей, наглядным, познавательным. 

После написания работы, редактирования учителем, предлагалось выступить перед одноклассниками – «защитить» свою работу на уроке. Учащиеся, работы, которых вызвали наибольший интерес,  были рекомендованы для выступления на школьной конференции Научного общества учащихся «Эврика» (секция «География»), которая проходила
в апреле 2013 года (материалы отражены на сайте школы №253 Приморского района Санкт-Петербурга).

Используемые технологии, методы: проектная технология, исследовательский метод.

  1. Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Сроки

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Подготовительный этап

1.

Ноябрь 2012

Урок географии в 9 классе

Предложение учителя включиться в проект «Города воинской славы России»

Учитель географии Майкова А.Г.

2.

Ноябрь-декабрь 2012

Урок географии; консультативное время

Выбор тем творческих работ

Учащиеся 9-х классов

3.

Ноябрь-декабрь 2012

Кабинет географии

Консультации учителя

Учитель географии Майкова А.Г.

4.

Декабрь 2012 – январь 2013

Домашняя работа

Написание творческой работы

Учащиеся 9-х классов

5.

Январь 2013

Кабинет географии, консультативное время

Проверка и рецензирование работы

Учитель географии Майкова А.Г.

Этап реализации проекта

6.

Февраль-март 2013

Урок географии (при изучении экономических районов России)

Выступление учащихся перед слушателями

Учащиеся 9-х классов

7.

Март 2013

Урок географии

Анкетирование учащихся-слушателей; выбор лучших работ

Учитель географии Майкова А.Г.

8.

Март 2013

Домашняя работа

Работа над презентацией
по теме творческой работы; подготовка к участию в школьной конференции

Учащиеся 9-х классов

9.

Март-апрель 2013

Кабинет географии, консультативное время

Проверка и рецензирование работы

Учитель географии Майкова А.Г.

10.

11.04.2013

Актовый зал школы, кабинет географии

Конференция школьного научного общества учащихся «Эврика»; секция «География»

Руководитель НОУ Лаврентьева Е.В.,

члены жюри

11.

07.05.2013 - 08.05.2013

Школьные кабинеты

Выступления учащихся на классных часах
в 6-8 классах, посвященных Дню Победы

Классные руководители, ученики 9-х классов

Аналитический  этап

12.

Май 2013

Кабинет географии

Анализ проведенной работы над проектом

Учитель географии Майкова А.Г., инициативная группа учащихся

13.

Сентябрь 2013

Кабинет географии

Разработка  новых способов реализации проекта

Учитель географии Майкова А.Г., инициативная группа учащихся

  1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочными результатами реализации проекта явились:

  • создание учащимися 9-х классов творческих исследовательских работ на тему « Города воинской славы России»;
  • представление («защита») своих работ на уроках географии;
  • выступление девятиклассников на  школьной конференции научного общества учащихся;  
  • положительные отзывы учеников, учителей – слушателей
    на выступления учащихся, представивших свои творческие работы;
  • желание большого количества учащихся включиться
    в исследовательскую работу, посвященную изучению героического прошлого России

Долгосрочными результатами реализации проекта могут быть:

  • расширение границ предложенной темы: увеличение числа городов, носящих почетное звание «Города воинской славы России»;
  • вовлечение большего количества учащихся в исследовательскую работу;
  • разработка новых способов реализации проекта (стендовые доклады, установление  связей со школьниками городов воинской славы, участие в конкурсах исследовательских работ на районном и городском уровне и др.);
  • вовлечение родственников в поисковую и исследовательскую работу.

  1. Оценка эффективности реализации проекта

Задания для работы над проектом по своему желанию получили
23 ученика 9-х классов (25% всех девятиклассников; юноши и девушки). Это говорит о том, что тема заинтересовала ребят. Работа над проектом «Города воинской славы России» показала, что при изучении географии и истории своей страны можно открывать для себя новые интересные страницы из прошлого и настоящего. Эта работа была очень важной для участников проекта. Они не только находили материал на заданную тему, но смогли в своих выступлениях перед слушателями поделиться своими знаниями, увлечь других школьников данной темой, побудить учащихся к исследовательской работе. В ходе школьной конференции участники проекта отвечали на поставленные вопросы,  выслушивали мнения о своей работе. Все участники проекта дали положительную оценку проекту, были удовлетворены проделанной работой.

Для всех участников работа над проектом имела положительные результаты.

Для учащихся  – развитие интереса к изучению своей страны; вовлечение
в поисковую исследовательскую работу; стимул для творческого развития личности; рост успеваемости учащихся; сплочение классного коллектива.

Для учителя – изменение роли учителя в образовательном процессе (генератор идей, консультант); оптимизация процесса подготовки учителя
к урокам и внеклассным мероприятиям.

  1. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Возможные риски: нежелание учащихся 9-х классов включиться
в исследовательскую работу; непонимание тех задач, которые будут решаться в ходе реализации проекта (патриотическое воспитание), выполнение работ на одну тему.

Чтобы устранить риски, выбрана тема проекта, которая близка и понятна каждому ученику, так как каждый держал в руке монету «10 рублей». Конечно, не  каждый человек задумывается над тем, почему названия городов появляются даже на монетах. Проблема появилась, необходимо ее решить.

Чтобы, по возможности, не было похожих работ на одну тему, учителем был предложен список городов воинской славы, из которого каждый ученик мог выбрать «свой» город, используя в дальнейшем различные источники информации (литература, Интернет-ресурсы и др.); намечено время консультаций учителя.

  1. Дальнейшее развитие проекта

Работа по развитию проекта предполагает продолжение:

  • расширение границ предложенной темы: увеличение числа городов, носящих почетное звание «Города воинской славы России»;
  • вовлечение большего количества учащихся в исследовательскую работу;
  • разработка новых способов реализации проекта (стендовые доклады, установление  связей со школьниками городов воинской славы, участие в конкурсах исследовательских работ на районном и городском уровне и др.);
  • вовлечение родственников в поисковую и исследовательскую работу.

Результаты проекта могут быть использованы при проведении школьной конференции научного общества учащихся «Эврика» в следующем учебном году (новые материалы), в районном конкурсе творческих исследовательских работ учащихся.

Информацию о дальнейшей работе над проектом предполагается размещать на сайте образовательного учреждения.  


Приложения к проекту

Ниже приведены тезисы докладов некоторых учащихся, которые были озвучены на школьной конференции. Отдельным файлом пересылаются презентации к этим выступлениям.

Примечание. На выступление на школьной конференции выделяется 5-7 минут.

  1. Кронштадт - Город воинской славы

Тезисы доклада ученицы 9б класса Кармановой Натальи.

Кронштадт – это блестящие страницы истории русского флота. Здесь проверялись и осуществлялись на протяжении веков новаторские идеи в области фортификации, кораблестроения, боевого использования артиллерии, морской тактики. Кронштадт – всемирно известная родина радио. Отсюда начинались знаменитые морские путешествия.

Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова. После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и мели Финского залива превратились в острова. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных (основания молов и бывших фортов).

С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, служил границей между Россией и Швецией. По Столбовскому мирному договору остров отошёл от русских к шведам.

В 1703 году, когда шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр I начал возводить на нём крепость.

7 (18) мая 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot — коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

7 (18) октября 1723 года на острове Котлин, в торжественной обстановке, состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт. Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом (укрепленный город).

Кроншадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. Во время войн со Швецией, Германией и другими странами захватчики всегда первостепенное значение отдавали Кронштадту. Они считали его важным стратегическим объектом, т.к. покорив этот город, Россия лишалась морского выхода в Европу, внешних торговых связей с Западом.

Но маленькая крепость была непобедима. Тому доказательство - Великая Отечественная война.

Не все знают, что 21 июня 1941 г. по приказу адмирала Н. Г. Кузнецова на флоте была объявлена «боевая готовность номер один». В 23 часа 37 минут 21 июня 1941 г. флот был готов немедленно отразить нападение противника.

В начале четвертого часа утра 12 “ юнкерсов ” низко шли к Котлину со стороны северного берега. Гитлеровцы не смогли застать врасплох защитников города-крепости.  Зенитчики открыли боевой счет, сбив 2 и повредив 1 самолет. В 3 часа 45 минут было доложено о нападении. Так, первыми, благодаря высокой выучке и бдительности, кронштадцы «гостеприимно» встретили врага.
Каждый день защиты острова был подвигом.

Кроме бомб захватчики сеяли над Котлином тучи листовок: «…Мы сравняем Ленинград с землей, а Кронштадт - с водой…». Фашисты надеялись устрашить советских людей. Город-крепость отвечал огнем всех калибров. Летчики вступал в бой с превосходящими силами противника и одерживали победы над «юнкерсами» и «фокке-вульфами». Памятник  командиру С-13 Александру Ивановичу Марине́ско установлен  в Кронштадте,  за дерзкие атаки его подводной лодки. Десанты моряков наводили ужас на фашистов, за что те их прозвали «черной смертью». Кронштадт - наравне с городом-героем Ленинградом, выстоял 900 дней блокады.

До последнего часа войны доблестно сражались кронштадтцы. И памятником их славы, грозным напоминанием о балтийской мощи стали слова, начертанные на гитлеровском рейхстаге: «Мы из Кронштадта!»

В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».

Кронштадт был и есть морскими воротами России. Население — 43 005 жителей (2010). До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС), с северным и южным берегом Финского залива.

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»).

  1. Туапсе – город воинской славы

Тезисы к докладу ученицы 9б класса Кулешовой Надежды

Туапсе-город в Краснодарском крае Российской Федерации, расположен на берегу Туапсинской бухты Черного моря, окаймленной предгорьями Главного Кавказского хребта между устьями рек Паук и Туапсе. Город находится в 439 км к западу от Краснодара. Является морским портом и железнодорожной станцией.

Туапсе в годы Великой Отечественной войны

Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических периодов  в истории города Туапсе.

Война пришла в город с самых первых ее дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга СССР. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь.

Жители города записывались в отряды противовоздушной обороны и санитарные дружины. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины.

В октябре 1941 года началось строительство Агойского аэродрома. И уже к маю 1942 года с его площадки поднимались легендарные У-2. создана Туапсинская военно-морская база под командованием контр-адмирала
Г. В. Жукова

Во время Великой Отечественной войны фашисты, наступавшие на Майкопском направлении, предприняли ряд атак, чтобы овладеть городом.

Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт становится главным портом питавшем  всю Черноморскую группу войск. Основной задачей немецкого командования становится битва за Кавказ и его нефть.

В августе 1942 года началась операция, которая вошла в историю под названием «Туапсинская оборонительная. Город подвергался жесточайшим бомбардировкам и обстрелу, немцы стремились сравнять его с землей. Кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе.

21 октября 1942 года фашисты прорвались к горам Семашхо и Два Брата. Советская армия нанесла контрудар и окружила гитлеровскую группировку. К 17 декабря 1942 немецкие войска были полностью уничтожены. Больше попыток наступления на Туапсе не предпринималось. После войны город был отстроен практически заново .

Во время Великой Отечественной войны город сильно разрушен. Уже в 1943 году город начал восстанавливаться.

Оценить значимость Туапсинской оборонительной операции и мужество защитников, благодаря которым Туапсе навсегда вписал свое имя в летопись истории Великой Отечественной войны, можно посетив историко-краеведческий музей имени Полетаева и Музей Обороны Туапсе, который был открыт в 1999 году.

В мае 2008 года Указом Президента РФ городу Туапсе присвоено почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы"!

Памятник-стела «Город воинской славы» был установлен в городе Туапсе в парке на Приморской набережной 8 мая 2012 года , в память о присвоении городу почётного звания «Город воинской славы».Монумент представляет собой одиннадцатиметровую гранитную колонну дорического ордера.

В 2012 году банк России выпустил монету с изображением герба Туапсе (это одна из 16 монет, посвящённых городам воинской славы).

Туапсе сегодня

Сейчас Туапсе - значительный промышленный центр Черноморского  побережья. Основными отраслями промышленности города являются нефтепереработка, машиностроение, судостроение, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов.

Туапсе – один из ключевых транспортных узлов Черноморского побережья Российской федерации. Уникальные климатические условия района подсказывают прекрасную возможность расширения туристической индустрии. Очень много делается администрацией города именно в этом направлении. На территории Туапсе и ближайших поселков существует  большое  количество природных заповедников, охраняемых территорий с уникальным набором растений, занесенных в Красную книгу. Туапсе является центром курортной зоны Черноморского побережья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...

Педагогический проект "Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной работе"

В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы в урочной и  внеурочной деятельности.Определе...

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения. Город воинской славы - это почетное звание, присвоение которого установлено Федеральным законом РФ от 9 мая 2006. Оно пр...