Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (6 класс)
Программа для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_6m_kl._ihinyrova_ss.doc | 790.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа разработана по запросу учащихся и родителей (законных представителей) 6-го класса с целью расширения и углубления знаний учащихся по математике.
Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.
Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
- Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
- Личностные результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
- Предметные результаты
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
- познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
- познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
- освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
- познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.
- расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
- познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
- познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
- приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
- приобрести опыт презентации собственного продукта.
Содержание курса внеурочной деятельности (33 часа)
Логические задачи. (5 ч)
Решение логических задач. Решение задач геометрического типа и с практическим содержанием.
Занимательные задачи. (6 ч)
Задачи-шутки, задачи-загадки, математические фокусы, ребусы, математические кроссворды, лабиринты, числовые головоломки.
Геометрия (7 ч)
Задачи на разрезание и складывание фигур. 5 правильных многогранников. Геометрические головоломки. Геометрический тренинг. Задачи со спичками. Оригами. Геометрия на клетчатой бумаге.
Текстовые задачи (10 ч)
Задачи на движение. Задачи на работу. Задачи на смеси. Задачи, решаемые с конца. Задачи на проценты и части. Задачи на вычисление времени. Задачи на измерение величин. Старинные задачи.
Олимпиадные задачи (5 ч)
Решение олимпиадных задач
Формы организации учебных занятий:
Кружковая работа, групповые консультации
Основные виды учебной деятельности:
1. Устный счет.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Работа с научно-популярной литературой.
4. Анализ формул.
5.Решение задач.
6.Анализ таблиц, схем.
7.Выполнение работ практикума.
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю/33 часа в год
№ занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
Логические задачи | 5 |
| |
1,2 | Решение логических задач | 2 | |
3,4 | Решение задач геометрического типа | 2 | |
5 | Решение задач с практическим содержанием | 1 | |
Занимательные задачи | 6 | ||
6 | Задачи-шутки, задачи-загадки | 1 | |
7 | Математические фокусы | 1 | |
8 | Математические ребусы | 1 | |
9 | Кроссворды, лабиринты | 1 | |
10,11 | Числовые головоломки | 2 | |
Геометрия | 7 | ||
12 | Задачи на разрезание и складывание фигур | 1 | |
13 | 5 правильных многогранников | 1 | |
14 | Геометрические головоломки | 1 | |
15 | Геометрический тренинг | 1 | |
16 | Задачи со спичками | 1 | |
17 | Оригами | 1 | |
18 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | |
Текстовые задачи | 10 | ||
19,20 | Задачи на движение | 2 | |
21 | Задачи на работу | 1 | |
22 | Задачи на смеси | 1 | |
23 | Задачи, решаемые с конца | 1 | |
24,25 | Задачи на проценты и части | 2 | |
26 | Задачи на вычисление времени | 1 | |
27 | Задачи на измерение величин | 1 | |
28 | Старинные задачи | 1 | |
Олимпиадные задачи | 5 | ||
29-33 | Решение олимпиадных задач | 5 |
Лист корректировки
Список литературы
- Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.
- Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.
- Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.
- Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.
- Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Цифровые образовательные ресурсы
- Виртуальная галерея
- Обучающие видеоролики
- Презентации
- Интерактивная образовательная игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета 17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...