Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (5 класс) на тему

В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся и раскрыто содержание данного курса, а также календарно-тематическое планирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Cогласовано                                                                                                                                                                               Утверждаю

Заместитель   директора по УВР                                                                                                                                              Директор МБОУ СОШ  № 22

___________________________                                                                                                                                                 ________Н.П. Мельникова

_____________________2013   г.                                                                                                                                               Приказ №_____  от  01. 09.2013г

                                                                                                                                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное направление

5 класс

учителя математики высшей  категории Илюхиной В.И.

муниципального  бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной

школы № 22 с углубленным изучением иностранных языков

имени Василия Тезетева   г. Ульяновска

на 2013-2014 учебный  год.

                                                                                                                                                                                                                       Материал рассмотрен и одобрен

                                                                                                                                                                                        на  заседании школьного мо  учителей

                                                                                                                                                                   математики и информатики

                                                                                                                                                                      Протокол       №1    от   30/09/2013г.

                                                                                                                                                  Руководитель мо


Содержание:                            

I. Пояснительная записка

            - общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе

- ценностные ориентиры содержания учебного курса
        - место данного курса во внеурочной деятельности учащихся

II. Содержание данного курса.

III. Календарно-тематическое планирование.

IV. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса.

V.Планируемые результаты изучения учебного курса.

VI Используемая литература.

                                                                         Предмет математики настолько серьезен,

                                                                      что полезно не упускать случаев  делать

                                                     его немного  занимательным.

                                                                                                                              Б.Паскаль

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. —М.: Просвещение, 2011. — 64 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Авторская программа «Математика, 5» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд с включением тем «Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика»
  5. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
  6. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013г. № 559-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
  7. Санитарно - эпидемиологических правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированных в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993.
  8. Учебный план МБОУ СОШ № 22 на 2013-2014 уч. год.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса учителя:

1.   Виленкин Н. Я., Жохов В.И. , Чесноков А.С.  , Шварцбурд С.И. – «Математика 5», М.: Мнемозина, 2012, 31 издание стереотипное.

2.  Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса».–М.: Классикс Стиль, 2012

3.  Жохов  В. И.  Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.

4. Жохов В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.

5. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012.

6. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012

5. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. — М.: Русское слово

6.  Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы: Математика. 5-6: Книга для учителя.— М.: ИЛЕКСА, 2012.

7. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО

8. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / В.Н. Рудницкая. — М. : Издательство «Экзамен». — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.

9.  Контрольные и   работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] с.  (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса ученика:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – «Математика 5», М.: Мнемозина, 2012, 30 издание переработанное.
  2. А.С. Чесноков, К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике для 5 класса».–М.: Классикс Стиль, 2012
  3. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012.
  4. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012

      Рабочая программа основного общего образования по математике для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

     Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

     Практическая значимость школьного курса математики 5 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

     Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.

     Изучение математики в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Общая характеристика
внеурочной деятельности в 5 классе

      В курсе внеурочной деятельности 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

    Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

     Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

     Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

     Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности по математике

      Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

     Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

     Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

     Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

     История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные результаты

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

•  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

 Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

•  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметные результаты

 Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметная область «Арифметика»

•  выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

 • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;

•  находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

•  пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

  •  решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

переводить условия задачи на математический   язык;

•  использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

•  изображать числа точками на координатном луче;

• определять координаты точки на координатном луче;

•  составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

• решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

•  пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•  распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

•  в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

•  вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•  построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Предметная область «Элементы статистики, комбинаторики. Теория вероятности»

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций;

  • приобретут первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Место внеурочной деятельности учащихся 5ых классов

    На внеурочную деятельность по математике в 5-ых классах в МБОУ СОШ № 22 отводится 1 ч в неделю, итого 35 ч за учебный год. Уровень обучения – базовый. 

Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету.

Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта рекомендуется участие в школьной конференции.

Рекомендуемые темы учебных проектов для учащихся 5 класса:

1. Большой секрет для маленькой компании или Математика и шифры.

2. Математика в профессиях моих родственников.

3. Числа и народный фольклор.

4. Интересные факты о числах.

5. Математический сундучок.

6. Зачем нужна математика?

7. Семейная математика

8. Числа вокруг нас

9. Математика – язык природы.

10. Среднестатистическая семья.

 Какая она?

11.Математические развлечения

12.Геометрические головоломки

Критерии оценки проектной работы

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.

Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Каждый ученик ведет свой портфель достижений.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.

В состав портфеля достижений могут включаться:

  • результаты, достигнутые  обучающимися в ходе учебной деятельности;
  • работы по индивидуальной траектории обучения;
  • учебные проекты;
  • результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
  • различные творческие работы;
  • медиапроекты.

Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.

II. Содержание учебного курса.

1. Из истории математики

  • Счет у первобытных людей
  • Цифры у разных народов
  • Метрическая система мер
  • Старые русские меры
  • Русские счеты

 Основная цель – систематизировать, обобщить и углубить сведения о натуральных числах, познакомить учащихся с информацией из истории математики.

Обязательные результаты обучения (стандарт):

Знать: понятие «натуральное число, десятичную систему счисления, разные цифровые системы, уметь производить действия с разными цифрами

Уметь: уметь работать с дополнительной литературой
2.Элементы комбинаторики и теории вероятностей

  • Множество
  • Подмножество
  • Принцип Дирихле
  • Графы в решении задач
  • Комбинаторные задачи

Основная  цель – познакомить учащихся с элементами комбинаторики и теории вероятностей в решении задач.

Обязательные результаты обучения (стандарт):

Знать: понятия множества, подмножества, принцип Дирихле, графы.

Уметь: решать комбинаторные задачи.

3. Математические олимпиадные и конкурсные задачи

 Основная цель – развивать у учащихся навыки в решении олимпиадных и конкурсных задач

Обязательные результаты обучения (стандарт):

Знать: подходы к решению задач повышенной сложности.

Уметь:  решать задания повышенной сложности

4. Л. Ф. Магницкий и  его арифметика  

Основная цель – познакомить учащихся с решением задач из книги Л. Ф. Магницкого

Обязательные результаты обучения (стандарт):

Знать: решение отдельных задач из арифметики Магницкого

Уметь: решать задачи с помощью полученных знаний

5. Проектная деятельность учащихся
Перечень тем проектов указана выше

Таблица тематического распределения количества часов по темам:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

.  Из истории математики

7

7

Счет у первобытных людей

1

1

Решение задач

1

1

Цифры у разных народов

1

1

Решение задач

1

1

Метрическая система мер

1

1

Старые русские меры

1

1

Русские счеты

1

1

 Элементы комбинаторики и теории вероятности  

8

8

Множества

1

1

Подмножество

1

1

Принцип Дирихле

1

1

Графы

1

1

Решение задач

3

3

Тест

1

1

. Олимпиадные и конкурсные задачи  

5

5

 Решение задач

4

4

Тест

1

1

.  Л. Ф. Магницкий и его арифметика  

4

4

Решение задач

3

3

Тест

1

1

 Проектная деятельность учащихся

5

5

. Вечера и конкурсы

5

5

 Итоговый тест

1

1

 

Формы организации

 внеурочной деятельности:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • индивидуально-групповые,
  • фронтальные.

IV. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса.

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

Предполагается использование наглядных пособий:

  • Портреты великих ученых-математиков.
  • Демонстрационные таблицы.
  • Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
  • Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование технических средств обучения:

  1. Компьютер.
  2. Видеопроектор.

        

V. Результаты внеурочной деятельности учащихся

Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

1)        в личностном направлении:

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
  • представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
  • вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  • уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2)        в метапредметном направлении:

  • иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
  • уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
  • уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
  • развить представления о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.

Планируемые результаты обучения математики.

В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся научатся:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использование прикидки и оценки; выполнять необходимые измерения;
  • строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
  • изображать фигуры на плоскости; вычислять площади и объёмы фигур;
  • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
  • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
  • владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
  • находить числовые значения буквенных выражений;
  • выработать вычислительные навыки,  решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений.

В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся получат возможность:

  • познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
  • научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • научиться  применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
  • научиться решать текстовые задачи с помощью составления и решения уравнений;
  • научиться читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;
  • научиться решать комбинаторные задачи перебором вариантов, с помощью составления «дерева» вариантов и с помощью понятия факториал;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подсчёта комбинаций случайных событий.

VI.  Используемая  литература

  1. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
  2. Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. — 5-е изд., испр. — М.: ИЛЕКСА, — 2010-2012.
  3.  Агаханов Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Фарков  А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
  6.  Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Издание четвёртое, переработанное/ — Ростов-на-Дону. Легион; Легион-М, 2010-2012.
  7.  Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
  8. 30 тестов по математике: 5–7 классы / С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен». – 190, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
  9. Математика. Сборник геометрических задач: 5–6 классы / В.А. Гусев. – М.: Издательство «Экзамен». – 255, [1] с.  (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
  10.  Математические олимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен». – 189, [2] с.  (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
  11. Занятия математического кружка 5-е классы Пособие для учителя Г.И .Зубелевич
  12. Математическая шкатулка: Москва «Просвещение» 1988

Календарно-тематическое планирование .

Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала                                                ППМ – повторение пройденного материала

                                                    ЗНЗ – закрепление новых знаний                                                   КУ – комбинированный урок

                                                   УКПЗ – урок комплексного применения знаний                           КЗ – контроль знаний

Дата проведения урока

№ пункта

Тема  занятия

Тип занятия

Формы организации познавательной деятельности

Характеристика основных видов деятельности ученика

Планируемые результаты

(предметные)

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность

ИКТ

Подготовка к ГИА

по плану

фактическая

Глава I. Цифры разных народов.

§ 1.Из истории математики (7 ч.)

РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные :формирование первоначальных представлений о целостности математической науки, об этапах ее развития, о ее значимости в развитии цивилизации.

Метапредметные: сформировать первоначальные представления о числах, как о средстве выполнения математических действий, (К) – уметь организовать учебное взаимодействие в группе; уметь принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения

1.

Счет у первобытных людей

ИНМ

Групповая . Фронтальная - ответы на вопросы, чтение чисел.

Индивидуальная - запись чисел.

Знать приемы счета первобытных людей.

Уметь правильно читать, записывать числа и решать задачи.,

применять цифры разных народов при выполнении разных заданий

Учебник под редакцией Г.И. Зубелевич рабочая тетрадь, таблица

Десятичная система счисления.

2

Решение задач.

ЗНЗ

Фронтальная

 Индивидуальная

Разные цифровые системы счисления

3

Цифры разных народов

ИНМ

Фронтальная , групповая

 

Грамматически правильно читать встречающиеся  цифры.

Десятичная система счисления

4.

Решение

старинных задач

ЗНЗ

ПАРНАЯ

Применять цифры разных народов при выполнении различных заданий

Учебное пособие

5.

Метрическая система мер

Ознакомление с новым материалом

Фронтальная,

Индивидуальная-

Знать такие единицы измерения, как лошадиный башмак, пядь,

аршин, сажень и другие

Учебное пособие

6.

Старые русские меры

Инм

Фронтальная, индивидуальная

Знать значение –гривна серебра, гривна куны, полтина и другие.

Учебное

пособие

Энциклопедия юного математика

7.

Русские счеты

Инм

Парная    

Уметь считать на русских счетах

Русские счеты

Глава 2.Элементы комбинаторики и теории вероятностей(8ч)

Личностные: формировать  культуру работы с графической информацией, с дополнительной занимательной и научной литературой

Метапредметные: приводить примеры аналогов  в окружающем мире ,решать задачи с помощью множеств, подмножеств и граф.

8.

Множества

ИНМ

Фронтальная

Знать понятие множества и уметь применять при решении задач

линейка учебник, рабочая тетрадь,

9.

Подмножества

ЗНЗ

Фронтальная - ответы на вопросы, устные вычис ления.

Индивидуальная

Уметь составлять

подмножества данного множества,

уметь подсчитать число подмножеств и выполнять другие

задания.

линейка учебник, рабочая тетрадь, Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления»

10.

.Принцип Дирихле

УКПЗ

Групповая - обсуждение и выведение определений

Фронтальная ,

Индивидуальная

Уметь решать задачи, знать игры  «Попробуй сосчитай», « Число Шехерезады».

Учебное пособие

11.

Графы

ИНМ

Фронтальная

Уметь составлять отношения между данными задачи,

уметь решать задачи с помощью граф

Учебное пособие

12.

Решение задач

ЗНЗ

Практическая, парная

Уметь решать задачи с помощью множеств, подмножеств, граф

13.

Решение задач

ЗНЗ

Фронтальная

индивидуальная

14.

Решение задач

ЗНЗ

Фронтальная

индивидуальная

15.

Тест

Контроль знаний учащихся

Индивидуальная

Глава 3 Олимпиадные и конкурсные задачи(6ч.)

Личностные: формирование аккуратности и терпеливости при решении задач

Метапредметные: уметь решать задания повышенной сложности

16

Решение задач.

УИНМ

Фронтальная 

Уметь решать конкурсные задачи

типа 64-79

17.

Решение задач

18

Решение задач.

ЗНЗ

Фронтальная.

 Индивидуальная - запись чисел,  решение задачи.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

 

19.

Решение задач

ЗНЗ

Парная

Разобрать задачи математической олимпиады

20.

Решение задач

ЗНЗ

Парная

Разбор задач математической

олимпиады

21

Тест

Контроль  оценка знаний учащихся

Индивидуальная

Глава4 Л.Ф. Магницкий и его арифметика(5ч.)

Личностные : формирование  навыка изображения величин; работы по алгоритму.

Метапредметные: формировать умения работать с дополнительной литературой.

22

Харатеристика учебника Л.Ф.

Магницкого

ИНМ

Групповая ,Фронтальная  .

Индивидуальная

Учебное пособие

23

Решение задач

ЗНЗ

Фронтальная – устные вычисления

Индивидуальная

Учебное епособие

24

 Решение задач

УКПЗ

Фронтальная  Индивидуальная

.

Учебное пособие

25

Решение задач

ЗНЗ

Фронтальная

парная

Учебное

пособие

26

Тест

Контроль и оценка знаний учащихся

Индивидуальная

Глава5.Проектная деятельность(4ч.)

Личностные: формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек  .

Метапредметные: располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками; давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями.

27

 Информация о составлении проектов

ИНМ

Групповая - обсуждение
и выведение правил:  
Фронтальная - устные вычисленияИндивидуальная

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию , строить логическую цепочку. Оценивать результат

учебник, рабочая тетрадь,

энциклопедии, словари

28

Математика-язык природы

ЗНЗ

Фронтальая ндивидуальная

Дополнительная литература

29

Числа и народный фольклор

УКПЗ

Фронтальная . 

Индивидуальная  

.

учебник, рабочая тетрадь,

справочники,

30

Числа вокруг нас

ФРОНТАЛЬНАЯ

Заниматель ная математика

Глава 6.Вечера и конкуры(3ч.)

Личностные: формирование навыков участия в воспитательных  массовых мероприятиях

Метапредметные: Регулятивные - осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат Познавательные - выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - регулируют собственную деятельность посредством устной и  письменной речи

31-33

Математическая шкатулка

Интересные факты о числах

Математика и числа

                          34  Итоговый тест

                          35  Подведение итогов

                                                                                                   

                                                                                                                           Математические сведения могут применяться

                                                                                                                            умело и с пользой только в том случае, если

                                                                                                                            они усвоены творчески, так, что учащийся

                                                                                                                            видит сам, как можно было бы прийти к ним

                                                                                                                            самостоятельно  

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                           А.Г.Колмогоров.

                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч

Рабочая программа  внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...