Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (5 класс) на тему
В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся и раскрыто содержание данного курса, а также календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Cогласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22
___________________________ ________Н.П. Мельникова
_____________________2013 г. Приказ №_____ от 01. 09.2013г
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное направление
5 класс
учителя математики высшей категории Илюхиной В.И.
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 22 с углубленным изучением иностранных языков
имени Василия Тезетева г. Ульяновска
на 2013-2014 учебный год.
Материал рассмотрен и одобрен
на заседании школьного мо учителей
математики и информатики
Протокол №1 от 30/09/2013г.
Руководитель мо
Содержание:
I. Пояснительная записка
- общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе
- ценностные ориентиры содержания учебного курса
- место данного курса во внеурочной деятельности учащихся
II. Содержание данного курса.
III. Календарно-тематическое планирование.
IV. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
V.Планируемые результаты изучения учебного курса.
VI Используемая литература.
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным.
Б.Паскаль
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. —М.: Просвещение, 2011. — 64 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа «Математика, 5» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд с включением тем «Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика» из раздела «Вероятность и статистика»
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013г. № 559-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
- Санитарно - эпидемиологических правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированных в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993.
- Учебный план МБОУ СОШ № 22 на 2013-2014 уч. год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса учителя:
1. Виленкин Н. Я., Жохов В.И. , Чесноков А.С. , Шварцбурд С.И. – «Математика 5», М.: Мнемозина, 2012, 31 издание стереотипное.
2. Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса».–М.: Классикс Стиль, 2012
3. Жохов В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.
4. Жохов В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.
5. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012.
6. Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012
5. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. — М.: Русское слово
6. Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы: Математика. 5-6: Книга для учителя.— М.: ИЛЕКСА, 2012.
7. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО
8. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / В.Н. Рудницкая. — М. : Издательство «Экзамен». — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
9. Контрольные и работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса ученика:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – «Математика 5», М.: Мнемозина, 2012, 30 издание переработанное.
- А.С. Чесноков, К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике для 5 класса».–М.: Классикс Стиль, 2012
- Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012.
- Рудницкая В. Н.. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2012
Рабочая программа основного общего образования по математике для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики 5 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса арифметики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Общая характеристика
внеурочной деятельности в 5 классе
В курсе внеурочной деятельности 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности по математике
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;
• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на координатном луче;
• определять координаты точки на координатном луче;
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
• вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Предметная область «Элементы статистики, комбинаторики. Теория вероятности»
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций;
- приобретут первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Место внеурочной деятельности учащихся 5ых классов
На внеурочную деятельность по математике в 5-ых классах в МБОУ СОШ № 22 отводится 1 ч в неделю, итого 35 ч за учебный год. Уровень обучения – базовый.
Для всех учащихся в качестве подготовки к отчетной проектной деятельности за курс основной школы мы предполагаем выполнение учебного проекта по предмету.
Работа по проекту проводится в течение года. Защита проекта проходит на учебном занятии или во внеурочное время. Ребятам, показавшим высокий результат при защите учебного проекта рекомендуется участие в школьной конференции.
Рекомендуемые темы учебных проектов для учащихся 5 класса:
1. Большой секрет для маленькой компании или Математика и шифры.
2. Математика в профессиях моих родственников.
3. Числа и народный фольклор.
4. Интересные факты о числах.
5. Математический сундучок.
6. Зачем нужна математика?
7. Семейная математика
8. Числа вокруг нас
9. Математика – язык природы.
10. Среднестатистическая семья.
Какая она?
11.Математические развлечения
12.Геометрические головоломки
Критерии оценки проектной работы
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией обучающегося и отзыва руководителя.
Выделяют два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. |
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Каждый ученик ведет свой портфель достижений.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в области математики.
В состав портфеля достижений могут включаться:
- результаты, достигнутые обучающимися в ходе учебной деятельности;
- работы по индивидуальной траектории обучения;
- учебные проекты;
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках;
- различные творческие работы;
- медиапроекты.
Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем, учителем предметником и при участии семьи.
II. Содержание учебного курса.
1. Из истории математики
- Счет у первобытных людей
- Цифры у разных народов
- Метрическая система мер
- Старые русские меры
- Русские счеты
Основная цель – систематизировать, обобщить и углубить сведения о натуральных числах, познакомить учащихся с информацией из истории математики.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятие «натуральное число, десятичную систему счисления, разные цифровые системы, уметь производить действия с разными цифрами
Уметь: уметь работать с дополнительной литературой
2.Элементы комбинаторики и теории вероятностей
- Множество
- Подмножество
- Принцип Дирихле
- Графы в решении задач
- Комбинаторные задачи
Основная цель – познакомить учащихся с элементами комбинаторики и теории вероятностей в решении задач.
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: понятия множества, подмножества, принцип Дирихле, графы.
Уметь: решать комбинаторные задачи.
3. Математические олимпиадные и конкурсные задачи
Основная цель – развивать у учащихся навыки в решении олимпиадных и конкурсных задач
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: подходы к решению задач повышенной сложности.
Уметь: решать задания повышенной сложности
4. Л. Ф. Магницкий и его арифметика
Основная цель – познакомить учащихся с решением задач из книги Л. Ф. Магницкого
Обязательные результаты обучения (стандарт):
Знать: решение отдельных задач из арифметики Магницкого
Уметь: решать задачи с помощью полученных знаний
5. Проектная деятельность учащихся
Перечень тем проектов указана выше
Таблица тематического распределения количества часов по темам:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
. Из истории математики | 7 | 7 | |
Счет у первобытных людей | 1 | 1 | |
Решение задач | 1 | 1 | |
Цифры у разных народов | 1 | 1 | |
Решение задач | 1 | 1 | |
Метрическая система мер | 1 | 1 | |
Старые русские меры | 1 | 1 | |
Русские счеты | 1 | 1 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятности | 8 | 8 | |
Множества | 1 | 1 | |
Подмножество | 1 | 1 | |
Принцип Дирихле | 1 | 1 | |
Графы | 1 | 1 | |
Решение задач | 3 | 3 | |
Тест | 1 | 1 | |
. Олимпиадные и конкурсные задачи | 5 | 5 | |
Решение задач | 4 | 4 | |
Тест | 1 | 1 | |
. Л. Ф. Магницкий и его арифметика | 4 | 4 | |
Решение задач | 3 | 3 | |
Тест | 1 | 1 | |
Проектная деятельность учащихся | 5 | 5 | |
. Вечера и конкурсы | 5 | 5 | |
Итоговый тест | 1 | 1 |
Формы организации
внеурочной деятельности:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные.
IV. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
- Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
- Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/ - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
- Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
- http://www.openclass.ru/node/226794
- http://forum.schoolpress.ru/article/44
- http://1314.ru/
- http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/
- http://www.ug.ru/article/64
- http://staviro.ru
- http://www.youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E&feature=related
- http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
- http://staviro.ru/
Предполагается использование наглядных пособий:
- Портреты великих ученых-математиков.
- Демонстрационные таблицы.
- Комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
- Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование технических средств обучения:
- Компьютер.
- Видеопроектор.
V. Результаты внеурочной деятельности учащихся
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
- представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
- вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
- иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
- уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- развить представления о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.
Планируемые результаты обучения математики.
В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся научатся:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использование прикидки и оценки; выполнять необходимые измерения;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
- изображать фигуры на плоскости; вычислять площади и объёмы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- находить числовые значения буквенных выражений;
- выработать вычислительные навыки, решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений.
В результате изучения курса математики 5 класса обучающиеся получат возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
- научиться решать текстовые задачи с помощью составления и решения уравнений;
- научиться читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде;
- научиться решать комбинаторные задачи перебором вариантов, с помощью составления «дерева» вариантов и с помощью понятия факториал;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подсчёта комбинаций случайных событий.
VI. Используемая литература
- Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
- Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. — 5-е изд., испр. — М.: ИЛЕКСА, — 2010-2012.
- Агаханов Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.
- Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.
- Фарков А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Издание четвёртое, переработанное/ — Ростов-на-Дону. Легион; Легион-М, 2010-2012.
- Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
- 30 тестов по математике: 5–7 классы / С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен». – 190, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
- Математика. Сборник геометрических задач: 5–6 классы / В.А. Гусев. – М.: Издательство «Экзамен». – 255, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
- Математические олимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен». – 189, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
- Занятия математического кружка 5-е классы Пособие для учителя Г.И .Зубелевич
- Математическая шкатулка: Москва «Просвещение» 1988
Календарно-тематическое планирование .
Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала ППМ – повторение пройденного материала
ЗНЗ – закрепление новых знаний КУ – комбинированный урок
УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ – контроль знаний
Дата проведения урока | № пункта | Тема занятия | Тип занятия | Формы организации познавательной деятельности | Характеристика основных видов деятельности ученика | Планируемые результаты (предметные) | Организация самостоятельной деятельности | Наглядность ИКТ | Подготовка к ГИА | ||||||
по плану | фактическая | ||||||||||||||
Глава I. Цифры разных народов. | |||||||||||||||
§ 1.Из истории математики (7 ч.) | |||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные :формирование первоначальных представлений о целостности математической науки, об этапах ее развития, о ее значимости в развитии цивилизации. Метапредметные: сформировать первоначальные представления о числах, как о средстве выполнения математических действий, (К) – уметь организовать учебное взаимодействие в группе; уметь принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения | |||||||||||||||
1. | Счет у первобытных людей | ИНМ | Групповая . Фронтальная - ответы на вопросы, чтение чисел. Индивидуальная - запись чисел. | Знать приемы счета первобытных людей. | Уметь правильно читать, записывать числа и решать задачи., применять цифры разных народов при выполнении разных заданий | Учебник под редакцией Г.И. Зубелевич рабочая тетрадь, таблица | Десятичная система счисления. | ||||||||
2 | Решение задач. | ЗНЗ | Фронтальная Индивидуальная | Разные цифровые системы счисления | |||||||||||
3 | Цифры разных народов | ИНМ | Фронтальная , групповая
| Грамматически правильно читать встречающиеся цифры. | Десятичная система счисления | ||||||||||
4. | Решение старинных задач | ЗНЗ | ПАРНАЯ | Применять цифры разных народов при выполнении различных заданий | Учебное пособие | ||||||||||
5. | Метрическая система мер | Ознакомление с новым материалом | Фронтальная, Индивидуальная- | Знать такие единицы измерения, как лошадиный башмак, пядь, аршин, сажень и другие | Учебное пособие | ||||||||||
6. | Старые русские меры | Инм | Фронтальная, индивидуальная | Знать значение –гривна серебра, гривна куны, полтина и другие. | Учебное пособие | Энциклопедия юного математика | |||||||||
7. | Русские счеты | Инм | Парная | Уметь считать на русских счетах | Русские счеты | ||||||||||
Глава 2.Элементы комбинаторики и теории вероятностей(8ч) | |||||||||||||||
Личностные: формировать культуру работы с графической информацией, с дополнительной занимательной и научной литературой Метапредметные: приводить примеры аналогов в окружающем мире ,решать задачи с помощью множеств, подмножеств и граф. | |||||||||||||||
8. | Множества | ИНМ | Фронтальная | Знать понятие множества и уметь применять при решении задач | линейка учебник, рабочая тетрадь, | ||||||||||
9. | Подмножества | ЗНЗ | Фронтальная - ответы на вопросы, устные вычис ления. Индивидуальная | Уметь составлять подмножества данного множества, уметь подсчитать число подмножеств и выполнять другие задания. | линейка учебник, рабочая тетрадь, Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления» | ||||||||||
10. | .Принцип Дирихле | УКПЗ | Групповая - обсуждение и выведение определений Фронтальная , Индивидуальная | Уметь решать задачи, знать игры «Попробуй сосчитай», « Число Шехерезады». | Учебное пособие | ||||||||||
11. | Графы | ИНМ | Фронтальная | Уметь составлять отношения между данными задачи, уметь решать задачи с помощью граф | Учебное пособие | ||||||||||
12. | Решение задач | ЗНЗ | Практическая, парная | Уметь решать задачи с помощью множеств, подмножеств, граф | |||||||||||
13. | Решение задач | ЗНЗ | Фронтальная индивидуальная | ||||||||||||
14. | Решение задач | ЗНЗ | Фронтальная индивидуальная | ||||||||||||
15. | Тест | Контроль знаний учащихся | Индивидуальная | ||||||||||||
Глава 3 Олимпиадные и конкурсные задачи(6ч.) | |||||||||||||||
Личностные: формирование аккуратности и терпеливости при решении задач Метапредметные: уметь решать задания повышенной сложности | |||||||||||||||
16 | Решение задач. | УИНМ | Фронтальная | Уметь решать конкурсные задачи типа 64-79 | |||||||||||
17. | Решение задач | ||||||||||||||
18 | Решение задач. | ЗНЗ | Фронтальная. Индивидуальная - запись чисел, решение задачи. | Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. |
| ||||||||||
19. | Решение задач | ЗНЗ | Парная | Разобрать задачи математической олимпиады | |||||||||||
20. | Решение задач | ЗНЗ | Парная | Разбор задач математической олимпиады | |||||||||||
21 | Тест | Контроль оценка знаний учащихся | Индивидуальная | ||||||||||||
Глава4 Л.Ф. Магницкий и его арифметика(5ч.) | |||||||||||||||
Личностные : формирование навыка изображения величин; работы по алгоритму. Метапредметные: формировать умения работать с дополнительной литературой. | |||||||||||||||
22 | Харатеристика учебника Л.Ф. Магницкого | ИНМ | Групповая ,Фронтальная . Индивидуальная | Учебное пособие | |||||||||||
23 | Решение задач | ЗНЗ | Фронтальная – устные вычисления Индивидуальная | Учебное епособие | |||||||||||
24 | Решение задач | УКПЗ | Фронтальная Индивидуальная | . | Учебное пособие | ||||||||||
25 | Решение задач | ЗНЗ | Фронтальная парная | Учебное пособие | |||||||||||
26 | Тест | Контроль и оценка знаний учащихся | Индивидуальная | ||||||||||||
Глава5.Проектная деятельность(4ч.) | |||||||||||||||
Личностные: формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек . Метапредметные: располагать объекты в соответствии с их числовыми характеристиками; давать качественные характеристики объектам в соответствии с их числовыми значениями. | |||||||||||||||
27 | Информация о составлении проектов | ИНМ | Групповая - обсуждение | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию , строить логическую цепочку. Оценивать результат | учебник, рабочая тетрадь, энциклопедии, словари | ||||||||||
28 | Математика-язык природы | ЗНЗ | Фронтальая ндивидуальная | Дополнительная литература | |||||||||||
29 | Числа и народный фольклор | УКПЗ | Фронтальная . Индивидуальная | . | учебник, рабочая тетрадь, справочники, | ||||||||||
30 | Числа вокруг нас | ФРОНТАЛЬНАЯ | Заниматель ная математика | ||||||||||||
Глава 6.Вечера и конкуры(3ч.) | |||||||||||||||
Личностные: формирование навыков участия в воспитательных массовых мероприятиях Метапредметные: Регулятивные - осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные - выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - регулируют собственную деятельность посредством устной и письменной речи | |||||||||||||||
31-33 | Математическая шкатулка Интересные факты о числах Математика и числа | ||||||||||||||
34 Итоговый тест | |||||||||||||||
35 Подведение итогов | |||||||||||||||
Математические сведения могут применяться
умело и с пользой только в том случае, если
они усвоены творчески, так, что учащийся
видит сам, как можно было бы прийти к ним
самостоятельно
А.Г.Колмогоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...
Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс
Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч
Рабочая программа внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...