«Ученическое самоуправление в классе. Как добиться успеха?»
материал
Предварительный просмотр:
«Ученическое самоуправление в классе.
Как добиться успеха?»
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
- ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
- участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
- подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
- заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
- организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);
- выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
- поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
- Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
- Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
- Принимать активное участие в жизни коллектива.
- Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
- Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
- Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
- Не опаздывать на урок.
- Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
- Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
- Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
Высказывания о самоуправлении
- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год - это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.К. Крупская - метод организации воспитательного коллектива.
В.М. Коротов - целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач ,стоящих перед школой.
Н.И. Приходько - Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №2
Уровни ученического самоуправления
Нормативно-правовая база функционирования ученического самоуправления
- Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления.
- Положение об Ученическом совете МОУ СОШ №2.
- Положение о Совете Президента.
- Положение о Министерствах.
- Положение о Дне самоуправления.
- Положение о Конференции.
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
- ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
- выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
- защищает права ребенка;
- учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
- помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
- организует свободное время детей;
- ведет к улучшению учебной результативности детей;
- снижает конфликтность в семье;
- дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
- помогает организовать детей;
- сплотить детский коллектив;
- повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
- раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
- апробация инновационных технологий;
- обобщение опыта работы через средства печати
- углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Организация ученического самоуправления в классе
Слайд 9
Организация деятельности
Классное собрание:
- определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
- обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
- избирает актив класса, Президента, члена школьной организации, заслушивает и оценивает работу актива.
- собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует Президент.
Актив класса:
- организует выполнение решений классного собрания.
- организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
- готовит и проводит классные собрания.
- отражает основную информацию в классном уголке.
Президент:
- обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Министерство социальной защиты:
- организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях
Министерство труда:
- отвечает за озеленение кабинета.
- уборка кабинета и закреплённой территории
Член школьной организации:
- доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.
Министерство печати и СМИ:
- выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
- художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.
Министерство правопорядка:
- организация дежурства в школе и в классе.
- сохранность школьного имущества.
- составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
- контроль за ведением учащимися дневников.
Министерство здравоохранения:
- организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
- посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
- пропаганда здорового образа жизни.
Министерство культуры:
- организация культурно- массовых мероприятий.
План работы ученического самоуправления
Должность | Основные функции | Сроки выполнения |
Президент КлассаЗаместитель | 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости. | В течение года |
Министры Печати и СМИ | 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей. | По мере надобности и необходимости |
Министры культуры | 1. Организация внеклассной деятельности класса. | Ноябрь-декабрь, Февраль, май. |
Министр труда | 1. Организация работы в школьном дворе. | Сентябрь-май. |
Министры Социальной защиты | Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях | В течение года |
Министр здравоохранения | Организация и контроль за питанием в школьной столовой | В течение года |
Министр правопорядка | Организация дежурства в школе и в классе. | По мере необходимости |
Ди-джей (музыкальное оформление) | 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий. | По мере необходимости |
Секретарь-референт | Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. | В течение года |
Наше понимание о самоуправлении
Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни
Активная жизненная позиция
Максимум усилий для нового начинания
Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе
Участвуем в общешкольных благотворительных акциях
Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления
Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела
Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности
Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества
Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться
Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами
Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение
Ищем выход из любого положения
Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию
Слайд 8
- Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: ∙ Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; ∙ Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. ∙ Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов Юнармии, юных инспекторов правил дорожного движения (ЮИДПДД), дружина юных пожарных (ДЮП) и т.д. ∙ Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соцсетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: ∙ участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых мероприятиях; ∙ коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; ∙ информационно-просветительские мероприятия; ∙ разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; ∙ организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
- Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
- Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
- Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
- Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
- Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
- Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
- Цели организации ученического самоуправления в классе:
- - повышение активности учащихся в классных делах;
- - реализация интересов каждого учащегося;
- - привлечение родителей к совместной деятельности.
- Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- - формировать толерантность, умение общаться.
- В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.
- В каждую семейку входит 6-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
- 1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- 2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
- Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
- Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- - Определяет основные направления классной жизни.
- - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- - Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- - Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
- Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
- Как всё это происходило?
- Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.
- На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:
- Название классного коллектива: Друзья
- Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»
- Песня: «Если друг не смеётся…»
- Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.
Составляющие классного уголка | Содержание |
Название классного коллектива «Ты + я = школьная семья» | «Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.) |
Девиз | «Нам дружба учиться и жить помогает» |
Песня | «Если друг не смеётся…» |
Памятка друзей | (о вежливости, о взаимоотношениях) |
Названия групп- семеек, эмблемы | «Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики» |
Экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!» | личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе |
Сменные обязанности | «Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники» |
Актив класса | Командир класса + командиры семеек |
Наши достижения | Грамоты, благодарности и т.п. |
- Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
- Наши поручения:
- Хозяева
- - следят за чистотой в помещении,
- - заботятся о порядке в классе на переменах,
- - раздают тетради и другие пособия,
- - приводят в порядок доску.
- Экологи
- - заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
- - следят за чистотой рук и порядком в столовой;
- - готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
- - заботятся о растениях в классе;
- - следят за состоянием школьных принадлежностей.
- Затейники
- - организуют и проводят утреннюю гимнастику,
- - проводят игры на переменах,
- - разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
- - создают и заботятся о классной игротеке.
- Знайки
- - заботятся о сохранности учебников,
- - держат связь со школьной библиотекой,
- - знакомят товарищей с интересными книгами,
- - следят за порядком в классной библиотечке.
- Журналисты
- - находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
- - выпускают устные журналы и классную газету;
- - вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
- Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
- - выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом
- - проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- - реализация поставленной на неделю цели;
- - постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.
- Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
- Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
- Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.
- Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/29/picture-9218.jpg)
Ученическое самоуправление в классе
Классное ученическое самоуправление в классе складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы ...
Ученическое самоуправление в классе
В материале представлена презентация об организации самоуправления в классе и краткая аннотация к ней...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-491597-1415084611.jpg)
ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.
ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/17/picture-48800.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...