Ученическое самоуправление в классе
статья на тему

В материале представлена презентация об организации самоуправления в классе и краткая аннотация к ней

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученическое самоуправление в классе

Слайд 2

Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам , сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу. ( В.Т.Кабуш )

Слайд 3

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. (Рожков М.И)

Слайд 4

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач: Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы). Воспитание достойных творческих лидеров

Слайд 5

Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят. Деятельностный подход в организации ученического самоуправления. Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления. Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива. Стимулирование выполнения общественных поручений. Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

Слайд 6

Уровни самоуправления В.А.Караковский личностный общественный

Слайд 7

Стадии развития детского коллектива по Лутошкину «Песчаная россыпь» «Мягкая глина» «Мерцающий маяк» «Алый парус» «Горящий факел »

Слайд 8

Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.) Стадии коллектива Первая стадия Вторая стадия Третья стадия Характеристика стадии Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления Функции самоуправления Исполнительская Организаторская Управленческая Содержание функций Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Слайд 9

Первая стадия Вторая стадия Третья стадия Тенденция развития самоуправления Метод Форма Принцип Элементы системы ученического самоуправления Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. Учком, совет, бригады, штабы и др. Коллективное планирование, проведение, анализ дела Способы привлечения учащихся к самоуправлению Назначение ответственных лиц Выборность актива демократическим путем Участие каждого в организации дел в порядке очередности Позиция педагога Учитель Консультант Партнер Характер деятельности педагога Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

Слайд 10

Исполнительный орган самоуправления ( совет класса, совет организаторов, совет учащихся) Советы классов (параллели) Орган самоуправления детского общественного объединения Временные формирования Советы дел Инициативные и творческие группы Дежурные команды Посты, дозоры, бригады Собрание учащихся Общеученический орган самоуправления образовательного учреждения Родительский комитет класса Постоянные объединения Общественно-политические Трудовые Милосердия Экологические Учебно-познавательные Спортивные Досуговые Микроколлективы класса (содружества, товарищества, команды, объединения)

Слайд 11

Собрание класса Совет командиров Дежурный командир Команда «Забота» Команда «Деловые люди» Команда «Вахтенные» Друзья малышей миротворцы дежурные тимуровцы Юные корреспонденты консультанты Менеджеры добрых услуг Оформители Волонтёры порядка Трудовые объединения Социологическая группа Медицинская служба экологи Лидерская группа Физорги

Слайд 12

Классное собрание - высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива.

Слайд 13

Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями: определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.); устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности; устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы; делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости; заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность; решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива; устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы; определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы.

Слайд 14

Типы классного собрания Тематические Рабочие Традиционные Совместные Экстренные

Слайд 15

Исполнительный орган самоуправления - Совет класса Избирается на собрании из наиболее социально активных учащихся или формируется из представителей микрогрупп . Избирается открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы».

Слайд 16

Совет класса необходимо наделить реальными полномочиями: осуществляет выполнение решений собрания учащихся; распределяет поручения между членами коллектива; обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана; систематически анализирует текущую работу коллектива; обсуждает оперативные дела; формирует временные исполнительные органы самоуправления; определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива; направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии; оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.

Слайд 17

Институт уполномоченных При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов: назначение органом самоуправления (классным собранием, советом класса и др.); выборы полномочного лица открытым (закрытым) голосованием; коллективное доверие; очередность; конкурс; жеребьевка; личное желание; совет взрослого.

Слайд 18

Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная педагогическая поддержка: Доведение до понимания ребенка сущности и значимости поручения, его конечного результата. Организация первичного успеха. Определение характера деятельности по выполнению поручения (самостоятельно, коллективно, сроки выполнения; ориентиры деятельности, к кому можно обратиться за помощью). Обучение ребят, имеющих поручения, необходимым знаниям и умениям. Представление реальных возможностей проявить самостоятельность при выполнении поручения. Доверие и разумная требовательность к детям. Развитие и укрепление отношений товарищеской взаимопомощи. Контроль за выполнением взятого поручения, отчетность ребят за порученное дело. Информирование учащихся о ходе выполнения поручений. Оценка и стимулирование выполнения поручений (коллективом, который дал поручение, самооценка подростка, выполнявшего поручения, использование разнообразных форм и средств поощрения) с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Слайд 19

Дежурные по классу, по школе, по этажу Медицинская служба класса Библиотечная служба класса Дежурные по столовой и гардеробу Корреспондентская служба класса Репортерская служба класса Хозяйственная служба класса Служба озеленения Служба сохранения здоровья Сценарная группа Аналитики класса Диджейская группа Лидеры

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление в классе

1 слайд

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и за других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

2  слайд


«Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу». (В.Т.Кабуш.)


3 слайд


«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002).

Исходя из выше приведённых определений,  можно сказать, что ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Самоорганизация открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.
Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.


4 слайд

Условия развития (совершенствования) ученического самоуправления

  • Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
  • Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
  • Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.
  • Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
  • Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
  • Стимулирование выполнения общественных поручений.
  • Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

6 слайд

По мнению В.А.Караковского выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: «Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления.
Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем  без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление». (Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление// Восп. работа в шк. – 2003. - № 4).


7 слайд

Этапы развития классного коллектива по Лутошкину

УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (по Лутошкину)

Коллектив – группа, которая достигла высокого уровня развития отношений.

  1. «Песчаная россыпь» - Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в стороны. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе.

  1. «Мягкая глина» - В группе, которая находится на этом уровне развития, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но самим ребятам без подсказки действовать трудно.

  1. «Мерцающий маяк» - В группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Это состояние – «Мерцающий маяк», который не горит постоянно, а периодически вырабатывает пучки света. Есть желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю. Активность проявляется всплесками.

  1. «Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе (группу на этом уровне развития уже можно считать коллективом).

  1. «Горящий факел»- Полностью сформированный коллектив. Наивысшая ступень развития коллектива.


8-9  слайд


Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах.
Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.
Но при всем их разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

Таблицу распечатать


10-11 слайд

Объяснить схемы

Самоуправление в классеСамоуправление в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


12 слайд

Классное собрание

Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе.


13 слайд


Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:

  • определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.);
  • устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;
  • устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;
  • делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости;
  • заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;
  • решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;
  • устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы;
  • определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района.

Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.


14 слайд


Практика работы ученических коллективов показывает, что чаще всего проводятся собрания такого типа:
Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей класса, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
Совместные с коллективами других классов (например, параллели, младшими школьниками), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).
Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).

Проводятся классные собрания примерно один раз в месяц. Но если школьники собираются вне плана, для решения вопросов – это свидетельствует о неформальном проведении классных собраний и ученическом самоуправлении. Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.


Классное собрание – форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав как членов коллектива класса. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.
Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.


15 слайд

Исполнительный орган самоуправления.
Совет класса.

Избирается на собрании из наиболее социально активных учащихся или формируется из представителей микрогрупп. Избирается открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения, созданию условий для реализации гражданских прав учащихся, в т.ч. «выбирать и быть избранным в руководящие органы». Сроки функционирования исполнительного органа самоуправления, режим работы, функциональные обязанности, структура также определяются на классном собрании.


Название определяется исходя из сложившихся традиций, специфики класса и творческого подхода в деятельности педагога и учащихся; совет класса, совет организаторов, совет командиров, совет содружеств, ученический совет и т.п.

Главное его назначение – регулирование жизнедеятельности коллектива в период между собраниями и реализация принятых решений.



16 слайд

Совет класса необходимо наделить реальными полномочиями:

  • осуществляет выполнение решений собрания учащихся;
  • распределяет поручения между членами коллектива;
  • обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;
  • систематически анализирует текущую работу коллектива;
  • обсуждает оперативные дела;
  • формирует временные исполнительные органы самоуправления;
  • определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;
  • направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии;
  • оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.

Деятельность совета класса строится на основе плана работы ученического коллектива.

Совет отвечает за выполнение данного плана и решений классных собраний, организует их реализацию.
Заседания совета класса проводятся по мере необходимости или в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени. Ведет заседание командир или любой член совета класса в порядке очередности или по желанию. На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, отдельными микроколлективами, группами по подготовке очередных одел, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д.

О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке.
Совет класса отчитывается перед коллективом по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе.
При исполнительном органе формируются постоянные (временные) подразделения для организации познавательной, трудовой, социальной, культурно-массовой, спортивно-туристской, экологической работы и др.
Наряду с основными структурными подразделениями в классах для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы (трудовая бригада, экологическая разведка, дежурные посты, служба милосердия, спортивные команды, поисковые группы и т.д.).

18 слайд

Для успешного выполнения учащимися общественных поручений необходима постоянная педагогическая поддержка:

  • Доведение до понимания ребенка сущности и значимости поручения, его конечного результата. Организация первичного успеха.
  • Определение характера деятельности по выполнению поручения (самостоятельно, коллективно, сроки выполнения; ориентиры деятельности, к кому можно обратиться за помощью).
  • Обучение ребят, имеющих поручения, необходимым знаниям и умениям.
  • Представление реальных возможностей проявить самостоятельность при выполнении поручения. Доверие и разумная требовательность к детям.
  • Развитие и укрепление отношений товарищеской взаимопомощи. Контроль за выполнением взятого поручения, отчетность ребят за порученное дело.
  • Информирование учащихся о ходе выполнения поручений.
  • Оценка и стимулирование выполнения поручений (коллективом, который дал поручение, самооценка подростка, выполнявшего поручения, использование разнообразных форм и средств поощрения) с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Система общественных поручений позволяет педагогу расширить представление об учащихся, увидеть в каждом личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.

Заключение

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Ученическое самоуправление в классе

Классное ученическое самоуправление в классе складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы ...

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...

Ученическое самоуправление в классе

Ученическое самоуправление в классе...