Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении открытого занятия «Спешите делать добрые дела»
план-конспект

Нанушева Елена Владимировна

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание детей и подростков является актуальной проблемой не только для системы образования и воспитания, но и для общества в целом и с каждым днем становится все острее. В настоящее время среди подрастающего поколения прослеживается отсутствие тесного контакта  с пожилыми гражданами. Поэтому и становится актуальным поиск путей и средств, направленных на формирование и проявление ценностного уважительного отношения к представителям старшего поколения.

         Тема уважительного отношения к старшему поколению чрезвычайно важна, поскольку способствует объединению, сплочению нашего народа. Необходимо сформировать у нынешнего и будущего поколений активную жизненную позицию человека, способного в любую минуту прийти на помощь пожилому человеку, проявлять заботу, милосердие, сострадание по отношению к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx142.66 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 4»

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР                                                                     Директор ЦССВ № 4

___________С.С.Юдина                                                               ____________О.В.Галкина

«_____»________2023г.                                                                «______»__________2023г.

Применение информационно-коммуникационных технологий

при проведении  открытого занятия

«Спешите делать добрые дела»

Подготовили и провели:

Воспитатели

ПОЛЯНСКИХ Е.Г.

НАНУШЕВА Е.В.

Санкт-Петербург

2023

«Спешите делать добрые дела»

Старость  не может  быть счастьем.

Старость  может  быть лишь покоем

 или   бедой.  Покоем   она   становится

  тогда,   когда  ее  уважают.  Бедой  ее

                                                            делают  забвение  и   одиночество.

В.А.Сухомлинский

         Методическая характеристика темы: На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание детей и подростков является актуальной проблемой не только для системы образования и воспитания, но и для общества в целом и с каждым днем становится все острее. В настоящее время среди подрастающего поколения прослеживается отсутствие тесного контакта  с пожилыми гражданами. Поэтому и становится актуальным поиск путей и средств, направленных на формирование и проявление ценностного уважительного отношения к представителям старшего поколения.

         Тема уважительного отношения к старшему поколению чрезвычайно важна, поскольку способствует объединению, сплочению нашего народа. Необходимо сформировать у нынешнего и будущего поколений активную жизненную позицию человека, способного в любую минуту прийти на помощь пожилому человеку, проявлять заботу, милосердие, сострадание по отношению к ним.

         Актуальность  заключается в стремлении научится почитать бабушек и дедушек, любых людей пожилого возраста, относиться с глубоким уважением к их жизненному опыту, научится ценить их советы, поддержку и в свою очередь оказывать им помощь в делах, дарить им свое тепло и доброту.

Тематическое направление: духовно-нравственное

Цели: 

  • способствовать формированию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.;
  • расширять знания  о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек», познакомить  с традицией празднования Дня пожилого человека;
  • воспитывать у детей любовь, уважение к людям старшего поколения;   прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость, доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.

Задачи:

1. Образовательные:

  • развивать умение анализировать, высказывать мнение;
  • познакомить с судьбами представителей старшего поколения;
  • способствовать осознанию понятий «милосердие», «уважение», «добро», «гуманность».

2. Развивающие:

  • развивать мотивацию к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
  • развивать умение взаимодействовать между собой;
  • развивать и обогащать речь, повышать эрудицию и интеллект.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.
  • воспитывать нравственную культуру, уважительное отношение к пожилым людям, их памяти, взаимопониманию, уважению и терпимости;
  • воспитывать чувство прочной связи поколений;
  • воспитывать культуру дискуссии диалога;
  • показать значимость людей пожилого возраста в вопросах  развития общества,  воспитания современных детей.
  • формировать нравственные качества личности:  человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Использование современных педагогических технологий:

  1. Технология воспитания духовно-нравственной  культуры молодого поколения. Модель “Воспитание духовности и нравственности”
  2. Технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.
  3. Личностно-ориентированная технология
  4. Технология развития критического мышления

Методы проведения: открытое занятие с применение информационно-коммуникационных технологий.

 Словесный: рассказ, беседа-общение, дискуссия.

Наглядный: метод демонстрации презентации, видеоролика.

Практический: декламация, просмотр, комментирование.

Исследовательский: эмпирический (наблюдение, сравнение, анализ), сбор информации, изучение, отбор, систематизация информации.

Метод эмоционального воздействия

Средства обучения:

Визуальные: презентация социальной направленности в Power Point – «Спешите делать добрые дела», посвященная Дню пожилого человека.

Аудиальные: музыкальный трек песни «А годы летят….» Слова ДолматовскогоЕ., Музыка Фрадкин М.

Педагогические средства: эмоциональный фон (речь воспитателя и специально подобранное музыкально-наглядное сопровождение); занимательность, наглядность.

Форма проведения: открытое  групповое мероприятие.

Участники: воспитанники в возрасте 9-17 лет,  воспитатели, педагог-психолог Балаболкина М.Л., методист ЦССВ № 4, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ Им. А.С.Пушкиина Панова Н.В., системный администратор ЦССВ № 4 Денисов М.К.

Место проведения:  компьютерный класс

Продолжительность занятия:  45 минут

Подготовительная работа: подготовка презентации; посещение выставки к Дню пожилого человека в Мемориальном музее «Разночинный Петербург»; прогулка в Удельный парк в выходные дни на танцевальную площадку «Квадрат» (место встреч и танцев   пожилых людей); чтение стихов и книг и просмотр видеофильмов  о пожилых людях; посещение бабушки бывшей воспитанницы Осиповой Г.М.; несколько воспитанников учат стихотворения наизусть и готовят их выразительно прочтение; участие в шествии «Бессмертного полка»; чтение пословиц и поговорок о Добре и Милосердии, рисунки к Дню пожилого человека.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик , посвященный Дню пожилого человека на сайте https://www.youtube.com/watch?v=TpJTYFLTllY, магнитофон, диск с песнями (А годы летят…, Как молоды мы были, Бабушка и дедушка добрые волшебники), на  магнитной доске слова – «Добро», «Уважение», «Милосердие», «Сострадание», выставка книг о старшем поколении, карточки с пословицами, полоски из бумаги желтого цвета, изображение солнца, девиз занятия  на доске.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • развить умение ориентироваться в содержании материала;
  • развить умение понимания информации, заложенной в выразительных средствах произведениях литературы;
  • развить навык поиска информации из рассказа воспитателя, из материалов презентации, личного опыта общения с людьми;
  • развить навык решения творческих задач (под руководством воспитателя).

Регулятивные УУД:

  • научить определять цель познавательной задачи;
  • научить менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной ситуации;
  • -научить оценивать результаты.

Коммуникативные УУД:

  • научить алгоритму построения речевого высказывания в устной форме;
  • научить кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • научить адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, диалог);
  • научить высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
  • научить уважать мнение собеседника.

Личностные:

  • формирование своей жизненной позиции как демонстрации гуманизма, уважительного отношения к старшему поколению;
  • воспитание чувства осознания важности темы мероприятия;
  • воспитание чувства сопереживания, сострадания и милосердия.

Ход мероприятия

1. Эмоциональный настрой (эмоциональное погружение в тему), актуализация знаний и постановка воспитательной задачи.

Звучит песня «А годы летят….» Слова Долматовского Е., музыка Фрадкина М. и по окончании демонстрируется видеоролик, посвященный Дню пожилого человека по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=TpJTYFLTllY.

2. Девиз. Тема.

Слайд 2-6:

         Речь сегодня пойдет о старости, о доброте, отзывчивости, об уважительном отношении к пожилым людям.

         В осеннем календаре есть особая дата, которая переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам, всем пожилым людям.

         День пожилого человека для нас россиян особый праздник. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а России – в 1992 году. Теперь ежегодно мы чествуем тех, кто все своим силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость будущему поколению, ежегодно в каждом уголке нашей страны проходят декады пожилого человека. Мы должны быть благодарны пожилым за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для нас, для всех людей.

         День пожилого человека – светлый праздник пожилых родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы открыто проявляем свою любовь, уважение и признательность. В рамках Дня пожилых людей проводятся много бесплатных благотворительных мероприятий. И мы посвящаем этому событию наш сегодняшнее мероприятие. День пожилого человека имеет ещё одно название – это День добра и уважения.

Слайд 7  

Мы поговорим о таких понятиях как «Добро» и «Милосердие». Как вы думаете, что обозначают эти понятия? 

Добро – Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Задание: из лежащих на столе карточек,  правильно соберите пословицы о Добре.

Учись доброму

плохое на ум не пойдет

Про доброе дело

говори смело

Жизнь дана

на добрые дела

Худо жить без

ласкового слова

Доброе слово лечит,

а злое калечит

Злой плачет от зависти,

а добрый от радости

Не одежда красит человека,

а его добрые дела

Слайд 8

Как вы думаете, а что такое Милосердие?

Милосердие – Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Читаем и обсуждаем  стихотворение  Евгения Архипенко  «Капризный старик»

Входя будить меня с утра,

Кого ты видишь, медсестра?

Старик капризный, по привычке

Ещё «живущий» кое-как.

Полуслепой, полудурак.

«Живущий» впору взять в кавычки.

Не слышит – надрываться надо,

Изводит  попусту харчи.

Бубнит всё время  – нет с ним сладу.

Ну, сколько можно, замолчи!

Тарелку на пол опрокинул.

Где туфли? Где носок второй?

Последний, мать твою, герой.

Слезай с кровати! Чтоб ты сгинул…

Сестра! Взгляни в мои глаза!

Сумей увидеть то, что за…

За этой  немощью и болью,

За жизнью прожитой, большой.

За пиджаком, «побитым» молью,

За кожей дряблой, «за душой».

За гранью нынешнего дня

Попробуй разглядеть МЕНЯ…

…я мальчик! Непоседа, милый.

Весёлый,  озорной слегка.

Мне страшно. Мне лет пять от силы.

А карусель так высока!

Но вон отец и мама рядом.

Я в них впиваюсь цепким взглядом.

И хоть мой страх неистребим,

Я точно знаю, что любим…

…вот мне шестнадцать, я горю!

Душою  в  облаках парю!

Мечтаю, радуюсь, грущу.

Я молод, я любовь ищу…

и вот он, мой счастливый миг!

Мне двадцать восемь. Я жених!

Иду с любовью  к алтарю,

И вновь горю, горю, горю…

мне тридцать пять, растёт семья

У нас уже есть сыновья.

Свой дом, хозяйство. И жена

Мне дочь вот-вот родить должна…

а жизнь летит, летит вперёд!

Мне сорок пять – «круговорот»!

И дети «не по дням» растут.

Игрушки, школа, институт…

Всё! Упорхнули из гнезда!

И разлетелись кто куда.

Замедлен бег небесных тел.

Наш дом уютный опустел…

но мы с любимою вдвоём!

Ложимся вместе и встаём.

Она грустить мне не даёт.

И жизнь опять летит вперёд…

теперь уже мне шестьдесят.

Вновь дети в доме голосят!

Внучат весёлый хоровод.

О, как мы счастливы! Но вот…

померк внезапно Солнца свет.

Моей любимой больше нет!

У счастья тоже есть предел…

Я за неделю поседел.

Осунулся, душой поник.

И ощутил, что я старик…

теперь живу я «без затей».

Живу для внуков и детей.

Мой мир со мной, но с каждым днём

Всё меньше, меньше света в нём...

Крест  старости взвалив на плечи,

Бреду устало в никуда.

Покрылось сердце коркой льда.

И время боль мою не лечит.

О, Господи, как жизнь длинна,

Когда не радует она…

но с этим следует смириться.

Ничто не вечно под Луной.

А ты, склонившись надо мной,

Открой глаза свои, сестрица.

Я не старик капризный, нет!

Любимый муж, отец и дед…

и мальчик маленький, доселе

В сиянье солнечного дня

Летящий вдаль на карусели…

Попробуй разглядеть  МЕНЯ…

и, может, обо мне скорбя,

найдёшь СЕБЯ!

Задание: из карточек на столе выберете те слова, которые, как вы считаете, характеризуют это слово.

забота

сострадание

равнодушие

злонамеренность

насилие

заботливое отношение

жестокость

враждебность

доброжелательность

Слайд 9

         Задача общества,   и наша задача сделать все возможное, чтобы продлить жизнь пожилых людей, окружить их вниманием и заботой и главное в этом не только лекарства, медицинская помощь, но и доброе, чуткое отношение к нашему старшему поколению. Отношение к пожилым людям, заинтересованность в их судьбах, забота о них служит критерием оценки нравственности и зрелости любой страны. Отношение общества к пожилым людям - показатель его цивилизованности.

         Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой-то момент человек начинает понимать, что он пополняет  ряды бабушек и дедушек. Но не нужно забывать, что старость - это осень жизни, а именно осенью природа расцвечивается самыми богатыми красками...

         Но какими бы самостоятельными и полными сил нам ни казались наши бабушки и дедушки, следует помогать им в домашних хлопотах, чаще навещать и звонить, дарить подарки, свою заботу и любовь.

         Старость – это итог всего прожитого человеком, результат того, что человек взял от жизни, и что он ей дал.

         А что мы с вами получаем от наших бабушек и дедушек, от наших пожилых родственников?

Составляем на магнитной доске «солнышко» при помощи воспитанников.

         Слайды 10-11

         Все мы знаем, что многие из оставшихся в живых пожилых людей – это ветераны войны, работники тыла, а многие из ваших дедушек и бабушек – дети войны.

         Легко ли им пришлось в годы войны?  Многое мы знаем о героях войны, их подвигах?  А ведь это молодость сегодняшних стариков. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, юноши и девушки  10-14 лет, такие как вы сейчас. И это тоже сегодняшние старики.

         Рабочая смена подростков длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах,  чтобы не тратить время на дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потттттттом шли учиться в школу. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было.  Больничный давали, как правило,  только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание.

    Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну и выстояли?    

Слайд 12:

         Предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим:

- «Пожилые люди имеют право на…. (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих, сострадание, помощь…)

- «Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, оставлять без помощи… своих бабушек и дедушек).

Слайд 13: Дорогие ребята, День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Так давайте беречь близких, уважительно относиться к старшему поколению. Помнить, что они заслужили наше почтение и признательность, ведь это наши свами бабушки и дедушки. Я очень надеюсь, наше мероприятие прошёл для вас с пользой. Я очень надеюсь и верю, что  оно помогло  вам понять, как нужно относиться к пожилым людям: с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой. Ведь они   заслужили   наше   почтение   и   уважение.  Старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

Воспитанники читают стихотворение Л.Бадериной «Старики»:

Не жалейте добрых слов привета,

Для больных, уставших стариков.

Чтобы их душа была согрета,

Им не надо много разных слов.

Иногда, достаточно улыбки,

Или взгляда нежных глаз.

Чтобы мир их сумрачный и зыбкий

Озарился радостью тот час.

Вы не допускайте их в печали

Опускаться горестно в постель

Эти руки, некогда качали,

безотказно вашу колыбель.

Самое печальное на свете

Самая великая беда

Если старость, обижают дети

Позабыв о прошлом навсегда.

Но о прошлом этом забывая

Надо все же помнить всякий раз

Старость беспощадная лихая

Впереди у каждого из нас.

И в заключении мне бы хотелось, чтобы каждый из вас:

  • Заполнил Анкету обратной связи.
  • При помощи Интернета и литературы из библиотеки подобрать цитаты известных людей, пословицы и поговорки об уважительном отношении к старости.

Слайд 14:

Спасибо вам за активное участие и внимание!

Список литературы, интернет ресурсов  и видеофильмов

1.Эрнест Хемингуэй. Старик и море,

 2.П.Санаев. Похороните меня за плинтусом

3. М.Горький. Старуха Изергиль

4. Н.Думбадзе. Я, бабушка, Илико и Илларион. Комсомольская правда, 2015

5. Е.Катишонок. Жили-были старик со старухой. Время, СПб, 2011

6. Т. Мжаванадзе. «Лето, бабушка и я».  Астрель. СПб., 2012

7. Отец солдата - фильм

8. Старики-разбойники – фильм

9. Кадриль – фильм

10. Сибирь. Монамур – фильм

11. Китайская бабушка – фильм

12. Самый последний день – фильм

13. И жизнь, и слезы, и любовь - фильм

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, М., Азбуковник, 1999

10.https://www.kp.ru/family/prazdniki/den-pozhilogo cheloveka/?ysclid=lmyv0r30qn490562627

11. http://kcson-lubava.ru/novosti/news_post/den-pozhilogo-cheloveka-istoriya-prazdnika-tradicii-pozdravlenie

12. https://www.calend.ru/holidays/0/0/79/1/?ysclid=lmyv2kgzcq990105789

13.https://cgon.rospotrebnadzor.ru/kollegam/vsemirnye-dni/1-oktyabrya-mezhdunarodnyy-den-pozhilykh-lyudey/?ysclid=lmyv3l0ylx223451822

Приложения

  1. Карточки для пословиц о Добре.

Учись доброму

плохое на ум не пойдет

Про доброе дело

говори смело

Жизнь дана

на добрые дела

Худо жить без

ласкового слова

Доброе слово лечит,

а злое калечит

Злой плачет от зависти,        

а добрый от радости

Не одежда красит человека,        

а его добрые дела

  1. Карточки для характеристики слова Милосердие        

забота

сострадание

равнодушие

злонамеренность

насилие

заботливое отношение

жестокость

враждебность

доброжелательность

  1. Анкета обратной связи

Анкета обратной связи

для воспитанников

     Дорогой друг! Благодарим тебя за участие в мероприятии «Спешите делать добрые дела».

     Мы хотим знать твое мнение о том, как все прошло:

     Здесь, около значка Лайк, перечисли то, что тебе понравилось:

________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

     А Здесь, около значка Дизлайк то, что тебе не понравилось:

________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

     Если у тебя есть пожелания, что еще сделать, на что обратить внимание – напиши здесь: ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Напиши, пожалуйста, свое мнение о проведенном мероприятии: _______

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....