Классный час "Зимующие птицы"
методическая разработка (6 класс)

Журкина Ольга Викторовна

Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы»

Цель занятия: расширить представление о жизни птиц в зимний период.

Задачи: 

1)  познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц в наших краях;

2)  воспитывать желание помогать птицам, умение наблюдать, делать выводы, ,

бережно относиться к природе; 

3)  развивать познавательный интерес к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ Галибихинской СШ
Журкина Ольга Викторовна


Цель занятия: расширить представление о жизни птиц в зимний период.

Задачи:  

1)  познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц в наших краях;

2)  воспитывать желание помогать птицам, умение наблюдать, делать выводы, ,

бережно относиться к природе;  

3)  развивать познавательный интерес к природе родного края.

Используемые методы:  

  • словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
  • наглядный: демонстрация книг на данную тему, творческих работ

детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов зимующих.

  • практический: выполнение практических упражнений.

Оборудование и оформление:

1)  фотовыставка «Зимующие птицы»;

2)  выставка рисунков учащихся;  

3)  выставка книг;

4)  компьютер, проектор, презентация, аудио (записи голосов птиц), буклет, тексты.

Ход мероприятия

  1. Беседа с элементами анализа

Слово учителя:
Ребята, эпиграфом нашего занятия станет замечательное стихотворение Андрея Усачева «Матушка Природа»

У матушки Природы

Весь год — дела, дела…

Хотя в её-то годы

И отдохнуть могла!

По расписанью строго

Живёт она давно:

Ведь времени немного,

А дел полным-полно.

Весной проснётся первой,

Разбудит птиц, зверей

И почки на деревьях

Раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки,

Дождём умоет лес.

И солнышко, как печку,

Растопит средь небес…

Полно забот и Летом:

Спешит Природа в сад —

Полить всё ярким светом,

Деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами!..

А травы и цветы?!

Всё нужно ей, как маме,

Успеть до темноты.

Должна она под Осень

Устроить листопад,

Помочь берёзкам сбросить

Потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок,

Сжечь листья из садов…

Всё привести в порядок

До первых холодов.

Но вот и снег кружится,

Становится темней.

Природа спать ложится

С началом зимних дней.

Укрыв её, метели

Ей навевают сны:

— Спи, матушка, в постели

До будущей Весны!

Действительно, у матушки-природы много дел, и она нуждается в помощниках. Сегодня мы с вами попробуем стать настоящими добрыми волшебниками, а для этого нужно совсем немного. Итак, наступает пора меняться!

  1. Определение темы урока с помощью загадок

Чтобы определить тему нашего задания нам нужно отгадать несколько загадок:  

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

 – Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

 Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

 Только лютой зимой. (Клёст)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички называется … (синички)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Учитель: Что объединяет этих птиц? (дети высказываю свой мнение)

  1. Ребята рассматривают фотовыставку «Зимующие птицы».


Вопросы для беседы:

- какие птицы остаются зимовать в нашем крае? (Галка, поползень, свиристель, синица, ворона, сорока, чиж, дятел, глухарь)
           -  какие птицы называются перелетными? (
Перелетными называют только тех птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются обратно. К примеру, голуби, которые круглый год разгуливают по нашим улицам, не считаются. Также и воробьи).
          - какие птицы улетели в тёплые края? И почему? (Пернатые отправляются в тёплые края, на юг, по той причине, что в родном месте зимой недостаточно пищи, а температурные показатели чрезмерно низкие. Миниатюрным особям особенно сложно выжить в морозы, так как насекомые прячутся, а реки замерзают.
 Первыми улетают в тёплые края виды, питающиеся насекомыми. Стрижи уже в сентябре летят на юг, потому как они высоко летают и там же ловят насекомых. Как известно, в подобных условиях пища быстрее исчезает, так как на высоте значительно холоднее. Стриж предпочитает зимовать в Африке или в южной Индии, где есть все условия для зимовки насекомоядных. Существует также отдельный вид птиц, которые считаются кочующими. Это означает, что они предпочитают оставаться на родине осенью, а также тёплой зимой. Улетают они лишь в том случае, если температура воздуха становится слишком низкой. К кочующим птицам можно отнести таких, как снегирь, чиж, щур, свиристель, щегол, синица.

          - чем питаются птицы?

          - чем может помочь человек птицам зимой?

  1. Несколько интересных фактов о зимующих птицах или рубрика «А вы знаете, что…»


Существует неверное мнение о том, что все птицы улетают с наступлением холодов. В нашем крае остается много птиц, которые могут найти себе пропитание зимой.

 Нужно знать, что в холодный период птицы летают гораздо меньше, чем в теплый, ведь температура тела резко снижается при полете – они могут попросту замерзнуть. Именно поэтому часто мы видим нахохлившихся птиц, сидящих на веточках неподвижно, ведь так птицы берегут тепло. Чтобы согреться, птички также могут стоять на одной лапке и сбиваться в стайки.
Поползень – одна из зимующих птиц, название говорит само за себя. Это одна из немногих птиц, которая может двигаться по стволу деревьев головой вниз, а потом также ловко – вверх. Птичка ловко засовывает клюв в узкие трещинки, находя семечко или зернышко. Поползень готовит свои запасы заранее, в гнезде можно обнаружить около двух килограммов припасов.

Одна из зимующих птиц – это клест, который, в отличие от других птиц, выводит птенцов именно зимой. Снегири с наступлением морозов сбиваются в стайки и смирно сидят на веточках в течение всего дня, ночуют на деревьях. Любимая еда – ягоды рябины, причем только косточки.
Зимующие птицы не живут в скворечниках, потому что там холодно, гораздо теплее спрятаться в дупло или еловые ветви. Зимующая птица – воробей, видит всё в розовом цвете из-за строения глаза.

Птицы меняют оперение зимой на более густое, чтобы не мерзнуть. Между перышек – воздух, который помогает задержать тепло.

Конечно, именно зимой птички нуждаются в нашей помощи, ведь проголодав всего один день, они могут умереть. Человек не должен кормить птиц хлебом, молоком и сладостями, так как они могут погибнуть от этих продуктов.

Ссылка для просмотра видео на тему «Интересные факты о зимующих птицах» https://www.youtube.com/watch?v=BSEhP3UVYjs&feature=emb_logo

  1. Физкультминутка

Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают.(клюют)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

  1. Правила прикормки

Учитель: ребята, знаете ли вы правила прикормки птиц? Ведь очень важно не навредить маленьким пташкам.

Обсуждение правил прикормки. Изучение буклета, который остается на память ребятам. В нём можно оформить свой дневник наблюдений (смотрим приложение).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки.
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

  1. Мастерская

Учитель: Из каких подручных средств можно сделать кормушку? (идеи учеников)

Сейчас мы совершим с вами настоящее волшебство: соорудим свою кормушку (из принесенных коробок и пластиковых бутылок сооружаются кормушки, украшаются деталями).

  1. Викторина «Чей это голос?»

В завершении нашего мероприятия попробуем угадать, о какой птице идет речь, используя аудио.

  1. Подведение итогов

Итак, чем может помочь человек птичкам в зимний период? (ответы учеников)


Закончить наше мероприятие хочется весёлым стихотворением Зинаиды Александровой «Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

Ребята, не забывайте о правилах прикормки! Заполняйте свой дневник наблюдений!

 ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Буклет или дневник наблюдения.
  2. Видео и аудио файлы.
  3. Карточки с фотографиями птиц.
  4. Плакат «Зимующие птицы»
  5. Презентация «Угадай птицу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "День птиц".

Данная разработка преднозначена для проведения классных часов, внеклассных мероприятий для учащихся 5 - 7 классов....

Конспект классного часа "День птиц"

Конспект классного часа "День птиц"...

Классный час в 5 классе "День птиц"

Экологический праздник для учащихся 5 класса Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Классный час "Птицы наши друзья"

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа – интернат»       Классный час«Птицы – наши друзья»          ПровелаВ...

Классный час "Птицы наши друзья" 5 класс

расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность,   прививать любовь к птицама в  ходе личных...

Воспитательское занятие, Классный час Птицы нашего леса 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной классов....