Классный час в 5 классе "День птиц"
классный час (5 класс) по теме

Златина Алевтина Сергеевна

 

 
Экологический праздник для учащихся 5 класса
 
Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час163 КБ

Предварительный просмотр:

Златина Алевтина Сергеевна

г.Пермь

МАОУ «СОШ №16»

ПРАЗДНИК

«ДЕНЬ    ПТИЦ»

Экологический праздник для учащихся 5 класса

Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные:

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

Обобщить представления детей о птицах нашего края.

Расширить кругозор учащихся.

Воспитательные:

Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра,          справедливости к окружающему миру.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

ХОД ПРАЗДНИКА

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.


- Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете зимой можно услышать такое чудесное птичье пение?

-Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы.

В конце марта – начале апреля по всей России проводятся весенние дни птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвекция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.

Международному дню птиц посвящен наш классный час. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

Именно в это время прилетают первые птицы с зимовок, что в свою очередь означает пробуждение природы от зимнего сна и приход весны.

Люди давно стали привлекать птиц: строить скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами.

7 апреля – Благовещение. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

В этот день, как говорили в старину, птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

Дети на Благовещенье бежали на заре на горку, зажав в руке испеченного на печном поду жаворонка, и кричали:

Кулики-жаворонки,

Летите в одонки.

Летите из-за моря

Несите здоровья,

Первое коровье,

Второе овечье,

Третье человечье.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Послушаем выступления о птицах.

Выступления детей о граче, скворце, ласточке и др.

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

- Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

 - Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

 - Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

 - А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

 - Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

 -  Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

- Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов.

 - Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.  

Звучит песня "Просьба", слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой (дети смотрят слайд-шоу о птицах)

1.Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится.

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

2.Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце, сердце человечье

Припев:

3.Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы,

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев.

- А сейчас ребята, мы с вами  разгадаем загадки и вспомним птиц и узнаем о них много интересного.

 Меня ты увидишь теперь лишь в музее,

Крестьяне мной землю пахали всегда,

Но букву одну измени поскорее -

Я очень полезная птица тогда.

(Соха – Сова) 

Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известную, друзья

(Сорок – А) 

 Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….

 (воробей)

По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел)

 - Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором».

Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) 

- Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
 ( Ворона.) 

- Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

« Птичьи разговоры»

- Разгадайте птичьи разговоры.

Гуси                     крякают

Соловьи             кричат

Журавли            гогочут

Утки                    свистят

Вороны              ухают

Ласточки            воркуют

Голуби                каркают

Синицы              щебечут

Совы                   пищат


(Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голове место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

 - А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Птица-рыболов                        соловей

Птица-плотник                         ласточка

Лесная кошка                           поползень

Птица-строитель                     баклан

Птица-акробат                         иволга

Пернатый солист                     кукушка

Ночной хищник                       дятел

Легкомысленная мамаша       сова

Ответы:

Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша  кукушка.

Что может сделать любой человек, каждый из нас, чтобы помочь сохранить живущих рядом с нами птиц? В первую очередь - не тревожить их и не вмешиваться без необходимости в их жизнь. Для этого есть очень простые правила поведения в природе. Расскажите об этих правилах:

Не разоряй птичьих гнезд.
Не подходи близко к гнездам птиц.
Не кричи в лесу.
Не включай громко музыку.
Не оставляй после себя мусор.  

Исполнение песни (хором)

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно – можно - можно,

 То, наверно – верно - верно,

Книги Красной точно - точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте,  горы вот такой вышины!

              А-а! Здравствуйте, реки  вот такой ширины!

              А-а! Крокодилы! Бегемоты!

              А-а! Обезьяны! Кашалоты!

              А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай!

Ты запомни – помни - помни,

Что  сберечь природу надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Природа - это "дом" животных; находясь на природе, нужно всегда помнить об этом и вести себя как воспитанные гости. Природа прекрасна сама по себе и во всех своих проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "День птиц".

Данная разработка преднозначена для проведения классных часов, внеклассных мероприятий для учащихся 5 - 7 классов....

Конспект классного часа "День птиц"

Конспект классного часа "День птиц"...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Птицы Приморского края, классный час для начальной школы

Знакомство детей с птицами: японский журавль, утка мандаринка, грач, кукушка....

Классный час Международный день птиц в 6 классе

Цель:  Расширить знания о птицах, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботиться о пернатых....

классный час ко Дню птиц

Классный час, подготовлен детьми 7 класса , проведен ко Дню птиц на экологическую тему...

Классный час Все мы птицы

Данную методическую разработку можно использовать ев внеклассном мероприятии с 5 по 7 класс....