Классный час "Птицы наши друзья"
классный час по теме
ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа – интернат»
Классный час
«Птицы – наши друзья»
Провела
Воспитатель 3 класса
Микрюкова А.В.
2012 год.
Цели:
1) Уточнить знания детей об многообразии зимующих птиц и их знание для природы.
2) Развивать познавательный интерес, кругозор, речь, память, внимание. (посредством разгадывания загадок, диалог птиц, стихи.)
3) Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное ко всему живому.
- Здравствуйте ребята! Успокоились? Настроились на мероприятие? Садитесь.
Сегодня мы снова вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.
По улице шагает зима. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня. Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Я желаю вам удачного дня.
- Ребята отгадайте загадку?
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
(Зима и зимние месяц)
- О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Какой месяц сейчас? (декабрь)
- Тема нашего классного часа спрятана в загадке, отгадав ее, в узнаете, о ком мы будем говорить на мероприятии
Показ первого слайда презентации:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ….. (птица)
Показ второго слайда презентации:
Тема: «Птицы – наши друзья».
- Ребята, какие виды птиц знаете? (зимующие, перелетные)
- Ребята, мы будем говорить о зимующих птицах, которые не улетают в теплые края.
- А для чего нам нужны птицы в природе?
Ответы детей (Птицы создают красоту в природе, они санитары леса.)
Например: Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за лето съедает тысячу серых полевок, сохраняя одну тонну хлеба.
- А сейчас предлагаю «Узнай птицу»
Показ третьего слайда презентации:
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик – чирик!» (Воробей).
Воробьи спокойно переносят холод, они прячут одну лапку, на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят прижавшись к друг другу нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.
Показ четвертого слайда:
- Следующая птица
Стойкий стужам неподвижный
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья… (снегирю)
Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками( 7 -9). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Эти птицы прилетают к нам зимовать с севера.
Показ пятого слайда:
- Следующая птица
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синица питается только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одном синичьей стайке будет 20-25 птичек. Такими стайками они летают по лесу.
Показ шестого слайда:
- Следующая птица
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Дятел упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.
Показ седьмого слайда:
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
- А давайте послушаем разговор птиц.
- Ребята вы послушали разговор птиц. Ответьте на вопрос. Как птицы готовятся к зиме? (птицы переселяются ближе к жилью)
Показ восьмого слайда:
На дереве сидит
«Кар – как» кричит. (ворона)
Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекачевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
Молодцы! Но вы назвали не всех птиц зимнего леса.
- А каких птиц еще можно встретить зимой? (галка, голубь, щегол, поползень и др.)
- Сейчас давайте отдохнем. Поиграем в игру.
Игра (физкультминутка)
( Дети встают в круг, воспитатель называет птиц. Если птица зимующая, дети приседают, если птица относится к перелетным то дети стоят и машут руками.)
Скворец, голубь, сорока, грач, дятел, ласточка, воробей, кукушка, ворона, синица, лебедь, соловей.)
Молодцы! Все были внимательны.
- Зимой трудно жить птицам, и мы должны их беречь и охранять.
- Послушайте стихотворение.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут птички отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
- Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод?
Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утомить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают.
- А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помощь.
- Так как же помощь птичкам в этот трудный для них час?
Дети –( сделать кормушки)
- Давайте рассмотрим кормушки.
(Просмотр кормушек. Презентация)
- А где нужно развешивать кормушки?
Кормушки надо развешивать в местах спокойных и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.
- А как в помогаете зимой птицам?
- Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой –
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайкой на крыльцо
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- О чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.
- Ребята, какие же птицы прилетают к кормушкам?
Узнаем, если поиграем в игру.
Игра «Птицы».
Я буду называть не только птиц, если услышите, что другое, дайте мне знать: хлопните раз.
И так, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети хлопают)
- Что неправильно? (мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Правильно, насекомые!
И еще раз
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки (дети хлопают)
Даже совы – сплюшки,
И спасибо шутке!
Молодцы! Все были внимательны.
- Каким образом можно еще проявить заботу о птицах?
- не разорять птичьи гнезда,
- не брать в руки яйца и птенцов,
- не стрелять в них из рогаток.
- не бросать камнями в птиц.
- не подходи близко к гнездам.
- нельзя приносить домой гнезда с яйцами и птенцами.
- А почему нельзя приносить домой?
Ответ: (Птицы не могут жить в неволе)
- Птицы нуждаются в нашей помощи.
Каким кормом можно кормить птиц?
А сейчас посмотрим, что я вам приготовила. (показ)
1. Семена подсолнечника
2. Семена тыквы, атбуза
3. Овес, пшено
4. Ягоды калины
5. Сало
- Что вы сейчас видели? ( корм для птиц)
Корм для птиц
· Семена подсолнечника – едят все птиц, но не жаренные.
· Овес, пшено – любят воробьи, синиц, щеглы
· Семена тыквы, арбуза – корм для синиц, дятлов, поползней
· Ягоды рябины, калины, черемухи – любимая пища снегирей.
· Сало – хорошая подкормка для птиц в мороз, его подвешивают на ниточку
· А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.
- Ребята, собирайте корма, а птиц сами вберут любимее семена.
- А хотите очутиться в лесу и послушать голоса птиц? (включается запись с голосами птиц)
- Узнайте голоса птиц?
Они, наверное собрались у кормушки и кричат, щебечут, чирикают громко.
Это они благодарят человека за корм.
- Послушав голоса птиц, давайте закрепим выполнив задание:
Разгадайте птичьи разговоры.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Ответы: (гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, совы ухают)
- А кто из вас знает народные приметы связанные с птицами?
По повадкам птиц мы можем узнать погоду:
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели,
- Синиц к избе – зима на дворе.
- Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме.
- Зимой галки собираются к вееру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.
- Значит погоду можем узнать по повадкам птиц
- Значит будем наблюдать за птицами, чтобы узнавать погоду.
- А сейчас выполним задание «Четвертый лишний»
1. Три из перечисленных здесь птиц – зимующие, а одна перелетная. Найти ее (синица, снегирь, дятел, грач.)
2. Среда указанных здесь птиц одна певчая. Какая? (соловей, пеночка, сова)
3. Одна из этих птиц – не хищная. Какая ? (Ястреб, гриф, сокол, стриж)
- Ребята, вот и заканчивается наш разговор о наших друзьях – птицах.
Подведение итога.
1) Как называлась тема классного часа.
2) О каких птицах вели беседу?
3) Как мы должны помогать птицам зимой?
4) Какой корм нужен для птиц?
5) Что понравилось на мероприятии?
- Надеюсь, ребята, что с мероприятия взяли. Знания о птицах. В заключении нашего классного часа хочу напомнить, что человек должен не только много знать о природе, но и беречь, охранять ее.
Ведь птицы охраняют наши леса, поля сады и огороды от вредных насекомых и мышей.
На мероприятии работали все хорошо, мне сегодня вы понравились. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"
Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...
классный час для 3 класса "Птицы - наши друзья"
Повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания;расширение кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о пр...
Классный час: "Собаки-наши друзья"
Классный час: "Собаки-наши друзья"....
Классный час «Наши верные друзья»
Цели: объяснить учащимся, для чего служат светофоры; рассказать о назначении трехсекционного светофора, последовательности расположения его сигналов; познакомить учащихся с другими видами пешеходных с...
Классный час "Птицы наши друзья" 5 класс
расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, прививать любовь к птицама в ходе личных...
Урок немецкого языка 4 класс тема "У наших друзей новая классная комната.А у вас?" учебник И.Л.Бим
Раздел 2 «Что нового в школе»Тема: У наших немецких друзей новая классная комната. А у вас?Цель: Развитие навыков употребления лексических единиц по теме «Фрукты и овощи» в устной и письменной речи.За...
классный час "Наши пернатые друзья"
разработка классного часа о птицах...