Классный час "Птицы наши друзья"
классный час по теме

Микрюкова Анна Васильевна

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«Птицы – наши друзья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела

Воспитатель 3 класса

Микрюкова А.В.

 

 

 

 

2012 год.

 

Цели:

1)                    Уточнить знания детей об многообразии зимующих птиц и их знание для природы.

2)                    Развивать познавательный интерес, кругозор, речь, память, внимание. (посредством разгадывания загадок, диалог птиц, стихи.)

3)                    Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное ко всему живому.

 

- Здравствуйте ребята! Успокоились? Настроились на мероприятие? Садитесь.

Сегодня мы снова вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.

По улице шагает зима. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня. Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Я желаю вам удачного дня.

- Ребята отгадайте загадку?

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

(Зима и зимние месяц)

- О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Какой месяц сейчас? (декабрь)

- Тема нашего классного часа спрятана в загадке, отгадав ее, в узнаете, о ком мы будем говорить на мероприятии

Показ первого слайда презентации:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это ….. (птица)

 

Показ второго слайда презентации:

Тема: «Птицы – наши друзья».

- Ребята, какие виды птиц знаете? (зимующие, перелетные)

- Ребята, мы будем говорить о зимующих птицах, которые не улетают в теплые края.

- А для чего нам нужны птицы в природе?

Ответы детей (Птицы создают красоту в природе, они санитары леса.)

Например: Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова за лето съедает тысячу серых полевок, сохраняя одну тонну хлеба.

- А сейчас предлагаю «Узнай птицу»

Показ третьего слайда презентации:

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик – чирик!» (Воробей).

Воробьи спокойно переносят холод, они прячут одну лапку, на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят прижавшись к друг другу нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.

Показ четвертого слайда:

- Следующая птица

Стойкий стужам неподвижный

Песней славит он зарю.

Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья…                   (снегирю)

Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками( 7 -9). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Эти птицы прилетают к нам зимовать с севера.

Показ пятого слайда:

- Следующая птица

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.               (синица)

Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синица питается только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одном синичьей стайке будет 20-25 птичек. Такими стайками они летают по лесу.

Показ шестого слайда:

- Следующая птица

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.             (дятел)

Дятел упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.

Показ седьмого слайда:

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.                   (сорока)

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

- А давайте послушаем разговор птиц.

- Ребята вы послушали разговор птиц. Ответьте на вопрос. Как птицы готовятся к зиме? (птицы переселяются ближе к жилью)

Показ восьмого слайда:

На дереве сидит

«Кар – как» кричит.               (ворона)

Ворона  - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекачевывает  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

Молодцы! Но вы назвали не всех птиц зимнего леса.

- А каких птиц еще можно встретить зимой? (галка, голубь, щегол, поползень и др.)

- Сейчас давайте отдохнем. Поиграем в игру.

Игра (физкультминутка)

( Дети встают в круг, воспитатель называет птиц. Если птица зимующая, дети приседают, если птица относится к перелетным то дети стоят и машут руками.)

Скворец, голубь, сорока, грач, дятел, ласточка, воробей, кукушка, ворона, синица, лебедь, соловей.)

Молодцы! Все были внимательны.

- Зимой трудно жить птицам, и мы должны их беречь и охранять.

- Послушайте стихотворение.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут птички отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

- Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод?

Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утомить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают.

- А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому им необходимо помощь.

- Так как же помощь птичкам в этот трудный для них час?

Дети –( сделать кормушки)

- Давайте рассмотрим кормушки.

(Просмотр кормушек. Презентация)

- А где нужно развешивать кормушки?

Кормушки надо развешивать в местах спокойных и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.

- А как в помогаете зимой птицам?

- Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой –

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайкой на крыльцо

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

 И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.

- Ребята, какие же птицы прилетают к кормушкам?

Узнаем, если поиграем в игру.

Игра «Птицы».

Я буду называть не только птиц, если услышите, что другое, дайте мне знать: хлопните раз.

И так, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (дети хлопают)

- Что неправильно? (мухи)

А мухи – это кто?  (насекомые)

Правильно, насекомые!

И еще раз

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки (дети хлопают)

Даже совы – сплюшки,

И спасибо шутке!

Молодцы! Все были внимательны.

- Каким образом можно еще проявить заботу о птицах?

- не разорять птичьи гнезда,

- не брать в руки яйца и птенцов,

- не стрелять в них из рогаток.

- не бросать камнями в птиц.

- не подходи близко к гнездам.

- нельзя приносить домой гнезда с яйцами и птенцами.

- А почему нельзя приносить домой?

Ответ: (Птицы не могут жить в неволе)

- Птицы нуждаются в нашей помощи.

Каким кормом можно кормить птиц?

А сейчас посмотрим, что я вам приготовила. (показ)

1.     Семена подсолнечника

2.     Семена тыквы, атбуза

3.     Овес, пшено

4.     Ягоды калины

5.     Сало

- Что вы сейчас видели? ( корм для птиц)

Корм для птиц

·       Семена подсолнечника – едят все птиц, но не жаренные.

·       Овес, пшено – любят воробьи, синиц, щеглы

·       Семена тыквы, арбуза – корм для синиц, дятлов, поползней

·       Ягоды рябины, калины, черемухи – любимая пища снегирей.

·       Сало – хорошая подкормка для птиц в мороз, его подвешивают на ниточку

·       А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

        - Ребята, собирайте корма, а птиц сами вберут любимее семена.

- А хотите очутиться в лесу и послушать голоса птиц? (включается запись с голосами птиц)

- Узнайте голоса птиц?

Они, наверное собрались у кормушки и кричат, щебечут, чирикают громко.

Это они благодарят человека за корм.

- Послушав голоса птиц, давайте закрепим выполнив задание:

Разгадайте птичьи разговоры.

Гуси                                         крякают

Соловьи                                   кричат

Журавли                                  гогочут

Утки                                         свистят

Вороны                                   ухают

Ласточки                                 воркуют

Голуби                                     каркают

Синицы                                    щебечут

Совы                                        пищат

Ответы: (гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, совы ухают)

- А кто из вас знает народные приметы связанные с птицами?

По повадкам птиц мы можем узнать погоду:

- Воробьи дружно расчирикались -  к оттепели,

- Синиц к избе – зима на дворе.

- Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой зиме.

- Зимой галки собираются к вееру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.

- Значит погоду можем узнать по повадкам птиц

- Значит будем наблюдать за птицами, чтобы узнавать погоду.

- А сейчас выполним задание «Четвертый лишний»

1. Три из перечисленных здесь птиц – зимующие, а одна перелетная. Найти ее (синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среда указанных здесь птиц одна певчая. Какая? (соловей, пеночка, сова)

3. Одна из этих птиц – не хищная. Какая ? (Ястреб, гриф, сокол, стриж)

-  Ребята, вот и заканчивается наш разговор о наших друзьях – птицах.

Подведение итога.

1)    Как называлась тема классного часа.

2)    О каких птицах вели беседу?

3)    Как мы должны помогать птицам зимой?

4)    Какой корм нужен для птиц?

5)    Что понравилось на мероприятии?

- Надеюсь, ребята, что с мероприятия взяли. Знания о птицах. В заключении нашего классного часа хочу напомнить, что человек должен не только много знать о природе, но и беречь, охранять ее.

Ведь птицы охраняют наши леса, поля сады и огороды от вредных насекомых и мышей.

На мероприятии работали все хорошо, мне сегодня вы понравились. Молодцы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

классный час для 3 класса "Птицы - наши друзья"

Повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о пр...

Классный час: "Собаки-наши друзья"

Классный час: "Собаки-наши друзья"....

Классный час «Наши верные друзья»

Цели: объяснить учащимся, для чего служат светофоры; рассказать о назначении трехсекционного светофора, последовательности расположения его сигналов; познакомить учащихся с другими видами пешеходных с...

Классный час "Птицы наши друзья" 5 класс

расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность,   прививать любовь к птицама в  ходе личных...

Урок немецкого языка 4 класс тема "У наших друзей новая классная комната.А у вас?" учебник И.Л.Бим

Раздел 2 «Что нового в школе»Тема: У наших немецких друзей новая классная комната. А у вас?Цель: Развитие навыков употребления лексических единиц по теме «Фрукты и овощи» в устной и письменной речи.За...

классный час "Наши пернатые друзья"

разработка классного часа о птицах...