Тема: Личность и духовно- нравственные ценности Методическая разработка внеурочного занятия по ОДНКР для 5 класса
методическая разработка (5 класс)
Готовая методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию для учеников 5-6 классов(можно и в других классах провести).Форма работы гркпповая.Приложения готовы к работе.Всем ребятам понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по ОДНКР 5 класс "Личность как духовно- нравственная ценность" | 648.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Имени И.И. Иванова г. ФРЯЗИНО, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141195, Московская область, г. Фрязино, ул. Школьная, д.10 Тел/факс 8 (496) 5641392 _________________________________________________________________________________ |
Тема: Личность и духовно- нравственные ценности
Методическая разработка внеурочного занятия по ОДНКР для 5 класса
Составитель: Эргешова О.А. учитель высшей квалификационной категории
г. Фрязино 2023 г.
Тема: Личность и духовно- нравственные ценности
Цель: создать условия для формирования понятия «личность» и «духовно-нравственные ценности».
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть понятия: «личность», «духовные ценности»;
- познакомить с выдержками из трудов академика Д.С. Лихачёва как выдающейся личности нашего государства.
- Развивающие:
- развивать мышление, речь, умение выслушивать собеседника, мотивацию к изучению нравственных ценностей.
- Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, старшим, родителям , к культуре и традициям других народов, правильное отношение к историческому и культурному наследию нашей страны.
Планируемые результаты:
Личностные:
- гражданские – осознание себя как гражданина нашей страны, ответственным за свои дела и поступки;
- патриотические – самоопределения себя как члена общества, ответственного за свои поступки и поведение;
- ценностно-познавательные – формирование правильного мировоззрения;
- духовно-нравственные – отношение к другому человеку, традициям других народов и конфессий, формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные:
- осуществление учебной деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Познавательные универсальные действия:
- умение определять понятия;
- смысловое чтение;
- использование словарей и дополнительной литературы для развития мотивации к овладению культурной речи.
Коммуникативные:
- умение организовать диалог, дискуссию, используя речевые приёмы в соответствие с задачами урока.
Регулятивные:
- умение определять пути достижения цели, контролировать и корректировать свои действия,
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Предметные:
-освоение научных знаний и способов действия для данной предметной области
-развивать научное мышление, преобразование и применение этих навыков в различных учебных ситуациях и проектах.
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу ОДНКР в 5 классе по теме: "Личность-духовно-нравственные ценности».
Этапы урока | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Словесная, групповая | Руководит образованием групп. | Распределение по группам |
Мотивация. Актуализация | Постановка цели, составление плана изучения, стимуляция познавания. | Озвучивает тему. Консультирует. | Построение последовательности изучения |
Открытие нового знания | Поисковый, групповая. Исследовательская, работа с текстом. | Помогает , направляет при необходимости. | Изучение материалов урока |
Применение новых знаний на практике | Творческая, эмоционально-нравственная, диалоги ,групповая. | Наблюдает за работой. | Создание своих заповедей поведения |
Сравнение, закрепление полученных знаний | Познавательная, работа с текстом | Консультирует и фиксирует результат работы по группам. | Сравнение полученных результатов с другими группами, полилог, рассуждение ,взаимодействие в группах |
Рефлексия | Самооценка, самопознание, индивидуальная. | Оценивает. Собирает работы. | Подведение итогов |
Планирование проектов | Практический, индивидуальный, в парах или групповой | По необходимости руководит ,предлагает помощь при составлении вариантов. будущих проектов. | Желание изучить тему и биографию учёного, исторические события в стране. |
Рабочий лист.
Цель: сформировать представление о личности и духовно-нравственных ценностях.
Задание №1.
Предлагается объяснить некоторые русские пословицы:
Зло на языке-заноза в сердце.
Слово не воробей: вылетит не пой маешь.
Кто говорит, тот сеет, а кто слушает тот собирает.
Читать не размышляя, что есть не пережёвывая.
Почитай учителя как родителя.
Семья без любви, что дерево без корней.
Задание №2.
Познакомься с материалами из приложения №1:
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999), выдающийся российский филолог, профессор, председатель правления Российского фонда культуры.
6 признаков достойного человека
Задание №3.
Используя пояснения к новым словам из приложения №2, обсудить с товарищами 6 признаков достойного человека.
Задание №4.
Самостоятельно, придумайте пожалуйста, свои правила-заповеди для личности с высоконравственными идеалами. (5-7)
Задание №5.
Внимательно прослушайте сообщения выступающего из другой группы или групп и обсудите, то что у вас получилось по данному заданию.
Задание №6
Учитель прочитает, что предлагал нам Д.С. Лихачёв. Давайте сравним и обсудим.
Задание №7
Подведём итог.
Что сегодня узнали нового?
Понравилась ли вам такая форма работы?
Измените ли вы свои взгляды на некоторые формы своего поведения и отношения к себе и к окружающим?
Как вы будете относится к чтению книг?
Какие слова вам приятно слышать от других?
Что вы вы будете говорить и поступать с окружающими вас людьми, памятуя об ответственности за свои слова и поступки?
Задание №8
Предлагаю вам подумать о том, что ещё интересного может нам поведать личность профессора Д.С. Лихачёва.
Предлагайте темы!
Приложение 1
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999), выдающийся российский филолог, профессор, председатель правления Российского фонда культуры
6 признаков достойного человека
В книге "Письма о добром и прекрасном" пожилой Д.С. Лихачев дает советы юным потомкам.
Культура речи. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать.
Простота. Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным содержанием.
Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.
Отсутствие жадности. Жадность — это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, умственная жухлость, жалкость.
Привязанности. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной осёдлости человека.
Интеллигентность. В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Приложение 2.
Филолог – специалист в области филологии, изучающий культуру народа, выраженную в литературном творчестве и письменных текстах.
Профессор – (от лат. professor — «наставник») — должность научного сотрудника или преподавателя, или учёное звание
Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.
Житейская мудрость – способность проявлять глубокий разум, опирающийся на жизненный опыт; быть осознанным, понимающим последствия своих слов и поступков; находить оптимальное решение жизненных проблем.
Интеллигентность – (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.
Заповедь – непреложное предписание; строго обязательное правило поведения
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Совесть это способность человека оценить свои поступки.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
Этические нормы – учение о правильном, культурном, поведении называется «этика». Этические нормы (правила культурного поведения) очень разумны. Они указывают самые правильные, удобные и экономные, способы действий – правила этикета.
Нравственные ценности – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с людьми.
Приложение 3
Остаётся у учителя. Выдаётся в конце урока в момент сравнения.
Духовно -нравственные заповеди академика Д.С. Лихачёва
- Люби людей-ближних и дальних.
- Твори добро, не видя в том заслуги.
- Люби мир в себе, а не себя в мире.
- Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение-путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- Будь верующим-вера обогащает душу и укрепляет дух.
- Будь совестлив: вся мораль в совести.
- Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
- Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
Использованные ресурсы:
- Учебное пособие по курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. Священник А. Мороз, педагог Т.А. Берсенева Изд. Сатисъ. Санкт-Петербург2010 г.240 стр.
- Ожегов С.И., И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд.; стереотипное-М.: АЗЪ,1996-928 С.
- «Учащим и учащимся»: Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского. Выдержки из дневниковых тетрадей за1856-1866 годы/ Сост. мон. Серафима. (Иванова). -СПб. -М. Иоанновский женский монастырь; Отчий дом. 2013г.208 стр.
- Православная культура. Методическое пособие для учителя 5-й год обучения. -М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008. -176 стр.
- ru.wikipedia.org
- https://resh.edu.ru
- https://pravoslavie.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Анализ томатов на нитраты" для 5-7 класса
Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие ...
Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме :"Анализ сливок" для 5-7 класса.
Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей....
Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки" для 5-7 класса.
Цель разработки - привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы....
Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 5 класса «Давай дружить, водитель!»
Цель занятия: знакомство с современными социальными акциями и развитие положительной мотивации для участия в них; воспитание у обучающихся творческого отношения к работе...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Личность и духовно-нравственные ценности
рабочий лист по ОДНКНР на тему: "Личность и духовно-нравственные ценности" 5 класс...