Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Анализ томатов на нитраты" для 5-7 класса
методическая разработка (5 класс) на тему

Скворцова Любовь Петровна

Данная работа отвечает требованиям ФГОС второго поколения, так как содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию такой формы его организации, как поисковые исследования. Занятие направлено на достижение конкретной цели - научить проводить исследования томатов на нитраты, включает в себя проведение 4-х лабораторных опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_tomatov_na_nitraty.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

                               Методическая разработка внеурочного

                  занятия по программе “Наука и техника” для 5-7 классов

                   на тему: ”Анализ томатов на содержание нитратов”.                        

     Автор: учитель ГБУ СОШ №868 Скворцова Л.П.

     Цели и задачи занятия:

  1. Научить  определять нитраты в томатах.
  2. Развивать умения сравнивать, проводить эксперимент, анализировать его результаты.
  3. Воспитывать культуру обращения с веществами.

                                  Ход занятия.

Вводное слово учителя.

    Нитраты важнейший компонент питания растений, так как они  содержат азот – главный строительный материал для клеток растений.

   “Безнитратных” растительных продуктов питания в природе нет. Для каждого овоща или фрукта установлена допустимая концентрация нитратов.

    Для взрослого человека – максимальная суточная доза нитратов – 325 мг.

    В овощи и фрукты  нитраты попадают различными путями: аграрными (через минеральные и органические удобрения), индустриальные (загрязнения почвы отходами промышленного производства и  сточными водами) и коммунально-бытовыми.

    От переизбытка нитратов в продуктах питания у человека происходит отравление. Для взрослого человека смертельная доза нитратов составляет от 8 до 14 г., острые отравления наступают при пределах от 1 до 4 г. нитратов.

              Экспериментальная часть.

     Реактивы и оборудование:  пинцет, скальпель, чашка Петри, ёмкость с водой, предметное стекло, пипетка, раствор дифениламина из аптеки, индикаторная бумага “Индам” ( тест-система “Нитрат-тест”), белый лист бумаги, исследуемые образцы томатов (не менее трёх), томаты из супермаркета, с рынка, со своего участка.

Исследования начинается с осмотра томатов. При осмотре внешнего вида, образцы осматривают, устанавливают целостность, наличие механических повреждений. Отбирают образцы одинакового размера, без повреждений кожицы. Образцы моют и высушивают. Нужно  обратить внимание на кожу помидора;  чем она толще, тем больше в овоще нитратов. Цвет томата должен быть не красным, а ораньжевым, как бы недозрелым.

Опыт №1.

- залить водой по одному томату  от каждой пробы и оставить на час; опыт №1  для этих образцов продолжить  после вымачивания; сделать вывод  - при вымачивание  томатов  в воде уменьшается  содержание нитратов или нет;

- разрезать помидоры, если увидели белую мякоть и толстые прожилки на срезе, значит в нем очень много нитратов. Натуральные помидоры внутри полностью красные.

- начать заполнять таблицу №1

Опыт №2.

- опустить помидор в кипяток (лучше в водяную баню) на 1 минуту и попытаться снять кожицу.

Если кожа лопнула и снялась легко – нитратов немного; кожа не лопнула, снимать трудно – нитратов много.

Результаты записать в таблицу №1.

Таблица №1

Образец

томата

Визуальные признаки на срезе помидора

Визуальные признаки на срезе помидора после вымачивания

Как снималась кожица с помидора

Вывод о содержании нитратов

Из

супермаркета

С

рынка

Со своего

участка

Опыт №3.

- нарезать помидор на кусочки так, чтобы выступил сок.

-полоску тест-система ‘’Нитрат-тест’’( индикаторная бумага “Индам ”)пинцетом смочить в выделившемся соке, либо окунуть в сок.

-через 3 минуты сравнить окраску рабочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определить содержание нитратов. Результаты записать в таблицу №2.

Опыт №4.

-на предметное стекло положить кусочек помидора ( под предметное стекло положить белый лист бумаги);

-на срез помидора капают по 2 капли раствора дифениламина и следят за появлением окраски.

Если окраска бледно-голубая и быстро наступает обугливание – это говорит о низком содержании нитратов.

Окраска синяя, постепенно исчезающая – содержание нитратов среднее.

Окраска темно-синяя ли темно-фиолетовая, устойчивая – это значит нитратов много. Результаты записать в таблицу №2.

Таблица №2

Образец

Визуальные признаки.

Опыт №3

Вывод о

содержании

нитратов

Визуальные

Признаки.

Опыт №4

Вывод о содержании нитратов

Из

супермаркета

С

рынка

Со своего участка

   

 - сделать общий  вывод по результатам 4 –х опытов.

      Рефлексия. Формирование способности объективно оценивать  результаты занятия:

  1. понравилось ли готовить препараты  для проведения экспериментов;

самостоятельно проводить исследования;

  1. кто оценивает свою работу на “отлично”.

      Практические рекомендации:

  1. тщательное промывание овощей и фруктов перед употреблением;
  2. при покупке томатов использовать результаты исследования.

      Используемая литература:

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия –М. АСТ –ПРЕСС.2002.
  2. МихалеваМ.В., Мартыненко Б.В., Изилянова Э.М. Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов (Химия в школе . 2003 №1).
  3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М. Дрофа 2001.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Роль техники в современном мире"

Материал представляет собой проект открытого занятия по теме "Роль техники в современном мире" в 11 классе, подробный конспект открытого урока с приложениями ,а так же презентация , сопроваждающая уро...

Методическая разработка коррекционного занятия по теме: "Нетрадиционная техника рисования, пластилинография".

Коррекционное занятиеРаздел: «Творческое воображение»Тема: «Пластилинография. Ежик-заготовитель.»Цель: Выполнить живописную работу в технике «пластилинографии».Задачи : Образовательные: развитие позна...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме :"Анализ сливок" для 5-7 класса.

Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме:" Цветные опыты с лекарствами из домашней аптечки" для 5-7 класса.

Цель разработки - привить учащимся интерес к изучению химии и закрепить полученные навыки экспериментальной работы....

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....