"На поле танки грохотали..."
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка мероприятия патриотической направленности "На поле танки грохотали..." для обучающихся 4-5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pole_tanki_grohotali-szhatyy.pdf | 2.37 МБ |
na_pole_tanki_grohotali.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа № 1
тема: «На поле танки грохотали…»
номинация: «Лучшая методическая разработка мероприятия
патриотической направленности»
автор: Таласова Ольга Борисовна,
учитель иностранных языков
участники: обучающиеся 5 классов
количество: 20 человек
Бобров 2022
Содержание:
1. | Введение | 3 |
2. | Цель и задачи | 4 |
3. | Этапы проведения | 4 |
4. | Ресурсы | 5 |
5. | Ход мероприятия | 6 |
6. | Список литературы | 11 |
7. | Приложения | 12 |
- Введение
О патриотическом воспитании писал Н.В.Гоголь: «…русский гражданин должен знать дела Европы. Но...если при этой похвальной жадности знать чужеземное, упустить из виду свои русские начала, то знания эти не принесут добра, собьют, спутают и разбросают мысли, наместо того, чтобы сосредоточить и собрать их». Патриотическое воспитание сегодня является одной из приоритетных задач образовательного учреждения и должно осуществляться с учетом отечественных традиций, региональных особенностей и достижений современного общества.
Данная методическая разработка патриотической направленности знакомит учащихся с историей праздника «День танкистов», который был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года в знак больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника во время Великой Отечественной войны. Разработка содержит интересные исторические сведения и факты, дающие возможность формирования чувства гордости и патриотизма. После проведения мероприятия в классе, учащиеся посещают городской митинг, приуроченный ко «Дню танкиста», который открывается минутой молчания. На митинге выступают приглашенные гости: участники боевых сражений, сотрудники и руководитель городского краеведческого музея, а также для участников митинга проводится экскурсия по боевой технике, представленной в музее под открытым небом в ходе которой можно задать вопросы и сфотографироваться.
Мероприятие повышает интерес учащихся к изучению прошлого своей Родины, а малоизвестная и интересно изложенная информация мотивирует к более глубокому изучению истории нашей страны.
Актуальность мероприятия состоит в том, что оно направлено на развитие гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения посредством участия в классных и досуговых мероприятиях.
Методическая разработка ориентирована на учащихся 5 класса (10-11 лет, 20 человек в классе), поэтому в ходе работы учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста.
- Цель и задачи
Цель мероприятия «На поле танки грохотали…» - создание условий для формирования чувства патриотизма и национальной гордости.
Задачи мероприятия:
- стимулировать познавательный интерес школьников и расширить их представления о танкостроении, событиях Великой отечественной войны, ее героях и боевой техники
- воспитывать уважение к героическому и историческому прошлому страны
- формировать патриотические ценности, взгляды, убеждения
- развитие навыков работы в команде
- Этапы проведения
На подготовительном этапе учитель разрабатывает сценарий мероприятия, вопросы для интерактивной игры и готовит презентацию. Все учащиеся класса получают одно общее задание: подобрать интересные факты о советском танке Т-34. Ведущие и участники мероприятия (7 учащихся) готовят дополнительную информацию по теме: подбирают стихи, музыку военных лет, сведения о первых танках, конструкторах, танкистах.
Основной этап мероприятия проводится в классе в форме классного часа, где выступают учитель, ведущий и учащиеся: рассказывают об истории праздника, об известных танкистах, танках и танкостроителях; выполняют оригами «Танк» из бумаги и в качестве рефлексии отвечают на вопросы интерактивной игры.
Заключительный этап мероприятия проходит в городском парке в форме митинга/экскурсии, приуроченного ко «Дню танкиста», где учащиеся имеют возможность познакомиться с боевой техникой, представленной в парке и узнать об известных танкистах родного города.
- Ресурсы
В ходе мероприятия были использованы следующие ресурсы: историческая и справочная литература, мультимедийные материалы (презентация, видеосюжеты), цветная бумага, ножницы, клей (для изготовления оригами).
- Ход мероприятия
Ведущий (читает стих наизусть, автор В. Чорний; чтение сопровождается слайдами с изображением танковых войск и военной музыкой, слайды 1-3)
Учитель: Ребята, здравствуйте. Если вы сейчас внимательно слушали и смотрели, то наверняка догадались о теме нашего сегодняшнего мероприятия.
Учащиеся предлагают свои варианты (война, танки, танкисты). При необходимости учитель задает наводящие вопросы до тех пор, пока не прозвучит верный ответ.
Учитель: Совершенно верно! Сегодня мы поговорим с вами о Дне танкиста (слайд 4). А как вы думаете, кого стоит поздравлять в этот день?
Учащиеся предлагают свои ответы (танкисты, военные, герои ВОВ, танкостроителей)
Учитель: Вы правы! Это профессиональный праздник не только танкистов, но и танкостроителей, который ведет свою историю с советских времен.
( Выходят ученик 1 и ученик 2)
Ученик 1: В ходе битвы на Курской дуге 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение, известное как битва под Прохоровкой, которое стало грандиозной стратегической операцией, вошедшей в историю, как Курская битва. В районе железнодорожной станции Прохоровка советские войска остановили наступавшую танковую группировку немцев. С обеих сторон было более 1200 танков и других самоходных установок. В этот день численность немецких потерь составила около 10 тыс. человек и 400 танков, вследствие чего немцы были вынуждены перейти к обороне.
(Рассказ сопровождается черно-белым видео с кадрами сражения под Прохоровкой)
Ученик 2: 11 сентября 1944 года танковые войска, которые составляли большую огневую мощь и разрушительную ударную силу, сделали прорыв в обороне соперника, тем самым остановив его наступление. После окончания Второй мировой войны в СССР был учрежден День танкиста, чтобы отметить заслуги бронетанковых и механизированных войск, а также заслуги танкостроителей. В честь первого празднования в Москве на Красной площади прошел парад-марш гвардейской танковой Кантемировской дивизии.
(Демонстрация кадров парада из документального фильма о праздновании «Дня танкистов»)
Ученик 2: Долгое время этот праздник отмечался 11 сентября, а в 1980 была установлена новая дата празднования – второе воскресенье сентября.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какая страна впервые применила танки?
(Учащиеся предлагают свои варианты. Если верного ответа (Англия) не прозвучало, учитель дает подсказку, что первый танк получил название “Mark I”).
Учитель: Верно, первый прототип танка появился в Англии во время Первой мировой войны. Давайте посмотрим, как же он выглядел.
( Демонстрация слайдов 5-6)
Ученик 3: Англичане начали строить танки в 1915 году и впервые использовали их во время битвы на Сомме. Это была первая в мире танковая атака. Бой продолжался 10 часов и машины показали хороший результат. Хотя из 49 танков только 18 участвовало в наступлении, но даже это помогло сократить потери в 20 раз. Танк имел ромбовидную форму, выдерживал попадание пуль и осколков снарядов, но не прямое попадание. Появление новых машин на поле боя оказывало сильное психологическое давление на соперника. Идею применения танков тут же подхватили Франция и Германия.
(слайд 7)
Учитель: Ребята, а сейчас на экране вы видите первый русский танк, который назывался «Вездеход». Как вы думаете, почему он получил такое название?
(На экране слайд 8 с изображением русского танка. Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Ученик 4: Конструктором первого русского танка был Александр Александрович Пороховщиков. Наблюдая за учениями солдат, он подумал, почему бы не отправлять в бой машины, одетые в броню и вооруженные пулеметами, а не людей, которые беззащитны перед пулями. Он решил создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу и на это ему выделили 9660 рублей 72 копейки. После всех усовершенствований машина имела и гусеницы и колеса, водонепроницаемый корпус и многослойную броню.
(Слайд 9-10)
Учитель: Но, к сожалению, финансирование проекта прекратили и машина так и осталась в одном экземпляре.
Ну а первым серийным танком стал «Борец за свободу товарищ Ленин».
(Слайд 11-12)
Хотя этот танк не был разработкой советских конструкторов (его сделали французы), но все-таки его пришлось очень сильно доработать: заново создать коробку передач, приводы управления, вооружение и броню. Создание именно этих танков легло в основу отечественного танкостроения.
Ребята, а какой же танк стал самым массовым и самым известным?
(Т-34)
Совершенно верно! Советский Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны – было создано свыше 55 тысяч машин. Он стал памятником воинской доблести и инженерной мысли. Ребята, а какие интересные факты вы нашли про советский танк Т-34?
(Учащиеся с места рассказывают интересные факты, которые подготовили заранее; ответы сопровождаются слайдами с изображением танка Т-34; слайды 13-15)
Учитель: Спасибо, ребята, было очень интересно. А как вы думаете, достаточно ли было иметь хороший танк, чтобы выиграть сражение и одолеть противника?
(Учащиеся высказывают свое мнение с места, слайд 16)
Учитель: Конечно, вы правы. Многое зависело от мастерства танкистов: от их находчивости, смелости и решительности. Все понимали, что каждый бой мог стать их последним боем. Давайте послушаем про самых исключительных танкистов Великой отечественной войны.
(выходят 3 учеников; на экране слайды с фотографиями танкистов; выступление сопровождается музыкой; слайды 17-19)
Ученик 5: Зиновий Колобанов – ас-танкист, подвиг которого вошел в книгу рекордов Гинесса. В августе 1941 года его танковая рота, которая состояла всего из 5 танков, смогла уничтожить 43 немецких бронемашины. Через месяц он был тяжело ранен: осколок поразил голову, позвоночник, головной и спинной мозг, в результате чего он не мог двигаться следующие два года. Оправившись от тяжелого ранения, он снова вернулся в строй.
Ученик 6: Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танкистом Второй мировой войны, который за 2,5 месяца смог уничтожить 52 немецких танка. Для решения сложных ситуаций он не раз применял смекалку. Например, маскировал бревна под танковые орудия и когда фашисты открывали огонь по ложным целям, Лавриненко из засады атаковал противника и уничтожал боевую технику. Танкист погиб очень рано, в 27 лет. Он находился вне танка и попал под минометный обстрел, где был смертельно ранен.
Ученик 7: Были среди танкистов и женщины! 27-летняя Александра Ращупкина убедила врача медкомиссии, что нечего ей отсиживаться в тылу, а нужно идти на фронт. Почти 3 года никто не догадывался, что механик-танкист «Сашка-сорванец» - это на самом деле девушка. Она участвовала в боях за Сталинград, в сражениях за освобождение Польши. Правда открылась только в 1945 году, когда Александра была ранена.
Учитель: Спасибо, ребята, благодаря таким отважным солдатам, советские войска смогли одолеть врага и навеки стали для нас примером доблести, мужества и самопожертвования.
А сейчас я предлагаю попробовать себя в роли танкостроителей! Давайте разделимся на 3 группы и попытаемся сделать свой собственный танк.
(Класс делится на группы и выполняет оригами «Танк» под руководством одноклассников; фоном звучат военные песни о танкистах)
Учитель: Сотни танков стоят на постаментах и в музеях по всему миру, напоминая людям о победе. И в нашем парке тоже есть музей под открытым небом, где представлена военная техника. Кто помнит, какие машины есть в нашем центральном парке?
(При правильном ответе на слайде появляется фото; слайд 20)
В это воскресенье, 11 сентября, мы приглашены на митинг, который состоится в нашем центральном парке и посвящен «Дню танкиста», где мы узнаем об известных танкистах нашего города и услышим историю создания танка Т-80 – первого в мире танка с встроенной противоснарядной защитой.
(слайд с изображением танка Т-80; слайд 21)
Учитель: Ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного. А вот насколько внимательными вы были, нам поможет узнать небольшая викторина.
(Слайд 22; команды выбирают вопросы, ведущий зачитывает задания)
Учитель: Молодцы! Ни один вопрос не остался без ответа! В завершении нашего сегодняшнего мероприятия я хочу сказать что, несмотря на развитие военной тактики, стратегии, оружия, танковые войска по-прежнему призваны выполнять важнейшую роль на поле боя, их ничем нельзя заменить.
Ведущий: (читает стих Н.А.Кнушевицкой «Танковые войска)
- Список литературы и источников
1. | |
2 | https://histrf.ru/read/articles/malyy-no-pervyy-istoriya-tanka-t-18 |
3. | https://petrovka-38.com/arkhiv/item/legendarnaya-sudba-sashki-sorvantsa |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. |
Приложение 1
«Танковые войска», Н. А. Кнушевицкая
Танк, стреляющий ракетой,
Неужели правда это?
Ведь уже почти сто лет
Воевал он без ракет.
Тихоходный, неуклюжий.
И такой в бою был нужен.
Танк же в наши дни теперь –
Не машина, просто зверь!
Танковые батальоны
Вмиг сомнут все бастионы.
Уничтожат все преграды,
И окопы, и засады.
Эти мощные машины,
Бронированные спины,
С пушками и пулемѐтом –
Щит надѐжный для пехоты.
И не только днѐм – и ночью
Вот они опять рокочут,
Рубежи спешат занять.
Утром в бой идти опять.
Их стремительный бросок –
Мужества всегда урок!
«Танковая техника военная…», В.Чорний
Танковая техника военная
Защищает издавна страну!
У танкистов роль первостепенная
В том, чтобы не проиграть войну.
За заслуги важные и ценные
Праздник для танкистов утвержден.
И сегодня доблесть их военная
Заслужила искренний поклон!
Приложение 2
Вопросы и ответы к финальной викторине.
- Когда в России отмечают «День танкиста»?
(второе воскресенье сентября)
- Сашка-сорванец - кто это?
(девушка-танкист)
- Какой танк стоит в центральном парке города Бобров?
(Т-80)
- Какой танк был самым массовым во время Второй мировой войны?
(Т-34)
- Чем известен А. А. Пороховщиков?
(сконструировал первый русский танк)
- Как назывался первый английский танк?
(Марк I)
- Советский танкист, попавший в Книгу рекордов Гиннесса.
(Зиновий Колобанов)
- Крупнейшее танковое сражение 1943 года прошло под…
(Прохоровкой)
- Борец за Свободу товарищ Ленин - это…
(название танка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.
Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...
Поурочное планирование.: Уход за полами. Средства по ухода за полами. Практическая работа. Мытьё полов.
Цель урока: учить детей ухаживать за полом в зависимости от покрытия (лак, линолеум, масляная краска, ламинат, паркет, плитка), используя химические средства, закрепить правила пользования пылес...
Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля
В данной презентации рассматривается закон Кулона, выводится его математическая запись, так же напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей...
Сценарий постановки сказки «Старушка Таал-Таал» в кукольном театре.
Сценарий якутской народной сказки «Таал-Таал эмээхсин» («Старушка Таал») Тема: постановка кукольного театра сказки «Старушка Таал»Цель: научит детей...
Поле скоростей. Гравитационное поле. электрическое поле. магнитное поле. Характеристики полей.
Векторные поля. Характеристики полей. Плотность энергий. Энергия полей. Ёмкость конденсатора. Индуктивность катушки....
«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...