Программа работы с приемными и опекаемыми детьми
рабочая программа
Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации с приемными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_priemnymi_i_opekaemymi_detmi.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы с приемными и опекаемыми детьми
Паспорт программы
Наименование программы | Программа работы с приемными и опекаемыми детьми в МБОУ «СОШ №3 им.А.А.Ивасенко» |
Сроки реализации | Срок реализации программы: 2020 - 2023 гг. |
Основание для разработки программы |
|
Разработчик программы | Администрация школы |
Цель программы | Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации с приемными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки. Реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей. |
Задачи программы
|
|
Механизм реализации программы | Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
I. Введение
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
II. Актуальность
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей.
Исследования в связи с данной проблемой показываю наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь.
Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки.
Среди детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.
III. Цель программы: создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.
Задачи:
- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;
- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение личности ребенка (на уровне «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «педагог-педагог»);
- формировать у обучающихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;
- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)
- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- защищать личные и имущественные права ребенка;
- создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.
IV. Срок реализации программы: 2020 – 2023 гг.
V. Исполнители и участники программы
Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.
Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях, проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности ЗУН обучающихся.
На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.
В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для обучающихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).
Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием родителей.
Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.
Участники:
- приёмные и опекаемые дети;
- приёмные родители и опекуны;
- учителя – предметники;
- окружающий социум;
-отдел опеки и попечительства муниципального образования города Нефтеюганска
VI. Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.
4. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ (ред. от 07.03.2018) для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
VII. Механизм реализации программы.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
- проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития обучающихся;
- выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
- постоянный мониторинг динамики развития, обучающихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
- включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту деятельность заместитель директора по учебно - воспитательной работе.
VIII. Ожидаемые результаты.
- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в городе;
- развитие активной жизненной позиции детей;
- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
Приложение
Индивидуальный план развития ученика
Классные руководители проводят диагностику обучающихся каждые полгода.
В начале учебного года в диагностическую карту вносятся данные, полученные в ходе первичной диагностики, вторичное обследование предполагает анализ не только затруднений, но и продвижений.
Именно эти продвижения (успехи) считаются показателями динамики развития ребенка.
Динамика педагогического сопровождения
№ п/п | Обследуемая сфера | Конец I полугодия | Конец учебного года |
1. | Отношение к учебе |
|
|
2. | Успеваемость |
|
|
3. | По каким предметам имеет затруднения |
|
|
4. | Темп деятельности |
|
|
5. | Характер учебной мотивации |
|
|
6. | Развитие мышления |
|
|
7. | Особенности эмоциональной сферы, поведения и общения школьников |
|
|
8. | Поведенческая саморегуляция |
|
|
9. | Устойчивость эмоционального состояния |
|
|
10. | Уровень агрессии |
|
|
11. | Наиболее яркие черты характера |
|
|
12. | Выполнение школьного режима и правил поведения |
|
|
13. | Социальный статус в классе |
|
|
14. | Самооценка |
|
|
15. | Творческие способности, профессиональная направленность |
|
|
Одним из основных параметров, определяющих динамику, является уровень сформированности основных психических функций (произвольной деятельности, речи, мышления, памяти).
Другой важный показатель динамики развития ребенка - ощущение комфортности в учебном процессе (у детей длительно неуспевающих формируется заниженная самооценка, что отрицательно влияет на учебу и на личные качества учащихся – ребенок становится тревожным, боязливым, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками).
В заполнении диагностической карты принимают участие и родители обучающихся.
Наблюдение родителей за подростком
№ | Показатели | Конец I полугодия | Конец учебного года |
1. | Отношение к школе: -ходит в школу с желанием -отсутствует желание учиться |
|
|
2. | Причина неуспеваемости: -нежелание учиться -ослабленное здоровье -бытовые условия (отсутствие места для занятий, отсутствие контроля и т. д.) - частые конфликты в семье -отрицательное отношение со стороны одноклассников -перегрузки в школе |
|
|
3. | Отношения ученика с учителями: -с учителем математики - с учителем письма и развития речи - с другими учителями |
|
|
4. | Какую помощь оказывают родители ребенку: -регулярная проверка домашних заданий -совместное выполнение домашних заданий с ребенком -наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе - обсуждение школьных проблем |
|
|
Наблюдение классного руководителя за опекаемым
___________________
(ФИО)
№ | Показатели | Конец I полугодия | Конец учебного года |
1. | Отношение к школе, учебной деятельности
|
|
|
2. | Внеучебная деятельность: - спортивная секция - трудовые дела - участие в праздниках |
|
|
3. | В контакт с детьми вступает: - легко - с трудом |
|
|
4. | В общении с детьми проявляет: - грубость - доброжелательность - равнодушие |
|
|
5. | Поведение в школе: - адекватное -повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность) -повышенная расторможенность (двигательная, словесная) - стремление к уединению |
|
|
6. | Отношение одноклассников: - пользуется авторитетом - дружелюбное отношение - безразличен - нелюбим |
|
|
7. | Самооценка: - адекватная - завышенная - заниженная |
|
|
8. | Отношение родителей к школьным занятиям ребенка: - родители посещают школу по собственной инициативе - по приглашению учителя - поддерживают только телефонную связь |
|
|
9. | В общении со взрослыми проявляет: - воспитанность - фамильярность |
|
|
Отслеживание
успеваемости опекаемых обучающихся
_______________________________
(ФИО ученика)
Название предметов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ИЗ ОПЕКАЕМЫХ И ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
1 | Обследования с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи к началу занятий в школе | Август | Психолог, классные руководители, специалисты сельсовета | |
2 | Выявление малоимущих, многодетных приёмных семей
| В течение года | Зам по ВР, классные руководители | |
3 | Выявление детей, не имеющих надлежащих условий жизни в семье и родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей.
| В течение года | Психолог, классные руководители | |
4 | Составление социального паспорта детей, оставшихся без попечения родителей. | В течение года | Зам по ВР, классные руководители | |
5 | Осуществление контроля условий содержания, воспитания, образования детей, находящихся под опекой, и детей из приёмных семей, проведение обследований материально- бытовых условий жизни опекаемых и приёмных детей | Октябрь-апрель | Зам по ВР, классные руководители
| |
6 | Оказание помощи опекунам и приёмным родителям в обучении, воспитании, содержании опекаемых и приёмных детей | В течение года | Администрация школы, Зам по ВР, классные руководители, психолог | |
7 | Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение бесплатными учебниками. Обеспечение бесплатным питанием | Сентябрь-май | Администрация школы, педагог-психолог, библиотекарь | |
8 | Представления на опекунов, не выполняющих надлежащим образом опекунские обязанности. | В течение года | Зам по ВР | |
9 | Контроль за опекаемыми и приёмными детьми, их учебой, поведением. Проверка дневников, просмотр школьных журналов. | В течение года | Зам по УВР | |
10 | Посещение благотворительной Новогодней ёлки | Декабрь | Классные руководители | |
11 | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детей из приёмных семей. | Май | Администрация классные руководители | |
12 | Контроль за организацией медицинского обследования опекаемых и детей из приёмных семей | В течение года | Зам по ВР, классные руководители | |
13 | Вовлечение опекаемых и приёмных детей в детские творческие объединения и спортивные секции | В течение года | Зам по ВР | |
15 | Вовлечение опекунских и приёмных семей в различные школьные мероприятия | В течение года | Зам по ВР, педагог- организатор | |
16 | Контроль за летней занятостью опекаемых и приёмных детей
| Июнь-август | Администрация Классные руководители, | |
17 | Привлечение опекаемых и приёмных детей на летнюю оздоровительную площадку.
| Июнь-август | Зам по ВР, Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...
Работа социального педагога с опекаемыми детьми
Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"
Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....
Программа работы учителя технологии с одаренными детьми
Программа работы учителя технологии с одаренными детьми содержит пояснительную записку и план работы....
Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.В программе рассматриваются пути выявление возможных причин низкой успеваемости...
Программа «Одаренные дети» Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики.
Программа «Одаренные дети» Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики....