Программа работы с приемными и опекаемыми детьми
рабочая программа

Агапова Ирина Юрьевна

Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализа­ции с приемными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_priemnymi_i_opekaemymi_detmi.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

работы с приемными и опекаемыми детьми

 Паспорт программы

Наименование программы

Программа работы с приемными и опекаемыми детьми в МБОУ «СОШ №3 им.А.А.Ивасенко»

Сроки реализации

Срок реализации программы: 2020 - 2023 гг.

Основание для разработки программы

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г.
  • Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ

Разработчик

программы

Администрация школы

 Цель программы

Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации с приемными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки. Реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.

Задачи программы

 

  • создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
  • формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение личности ребенка (на уровне «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «педагог-педагог»);
  • формировать у учащихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;
  • формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)
  • оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
  • защищать личные и имущественные права ребенка;
  • создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.

 Механизм реализации программы

    Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

  • проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей   развития учащихся;
  • выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
  • постоянный мониторинг динамики развития, учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
  • включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в селе;
  • развитие активной жизненной позиции детей.

 

 I. Введение

Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи.  Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.

 Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.

II. Актуальность

Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей.

Исследования в связи с данной проблемой показываю наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, не сформированное чувства родного дома, причастности к семье, психическая надломленность, ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь.

Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, обеднённым содержанием досуга, неумением реализовать свои задатки.

Среди детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в общество.

III. Цель программы:  создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.

Задачи:

- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;

- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение личности ребенка (на уровне «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «педагог-педагог»);

- формировать у обучающихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;

- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)

- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

-    защищать личные и имущественные права ребенка;

-   создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.

IV. Срок реализации программы: 2020 – 2023 гг.

V. Исполнители и участники программы

Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.

 Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях, проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности ЗУН обучающихся.

На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.

В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для обучающихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).

Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием родителей.

Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.

Участники:

- приёмные и опекаемые дети;

- приёмные родители и опекуны;

- учителя – предметники;

- окружающий социум;

-отдел опеки и попечительства муниципального образования города Нефтеюганска

VI. Принципы реализации программы:

1.     Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2.     Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.     Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.

4.     Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ (ред. от 07.03.2018)  для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

VII. Механизм реализации программы.

Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

- проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей   развития обучающихся;

- выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;

- постоянный мониторинг динамики развития, обучающихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;

- включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.

К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический консилиум, возглавляет эту деятельность заместитель директора по учебно - воспитательной работе.

 VIII. Ожидаемые результаты.

- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в городе;

- развитие активной жизненной позиции детей;

- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.

   

Приложение

Индивидуальный план развития ученика

 Классные руководители проводят диагностику обучающихся каждые полгода.

 В начале учебного года в диагностическую карту вносятся данные, полученные в ходе первичной диагностики, вторичное обследование предполагает анализ не только затруднений, но и продвижений.

Именно эти продвижения (успехи) считаются показателями динамики развития ребенка.

   

Динамика   педагогического сопровождения

 № п/п

Обследуемая сфера

Конец I полугодия

Конец учебного года

1.

Отношение к учебе

 

 

2.

Успеваемость

 

 

3.

По каким предметам имеет затруднения

 

 

4.

Темп деятельности

 

 

5.

Характер учебной мотивации

 

 

6.

Развитие мышления

 

 

7.

Особенности эмоциональной сферы, поведения и общения школьников

 

 

8.

Поведенческая саморегуляция

 

 

9.

Устойчивость эмоционального состояния

 

 

10.

Уровень агрессии

 

 

11.

Наиболее яркие черты характера

 

 

12.

Выполнение школьного режима и правил поведения

 

 

13.

Социальный статус в классе

 

 

14.

Самооценка

 

 

15.

Творческие способности, профессиональная направленность

 

 

Одним из основных параметров, определяющих динамику, является уровень сформированности основных психических функций (произвольной деятельности, речи, мышления, памяти).

       Другой важный показатель динамики развития ребенка -  ощущение комфортности в учебном процессе (у детей длительно неуспевающих формируется заниженная самооценка, что отрицательно влияет на учебу и на личные качества учащихся – ребенок становится тревожным, боязливым, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками).

       В заполнении диагностической карты принимают участие и родители обучающихся.

 Наблюдение родителей за подростком

 №

 Показатели

Конец I

полугодия

Конец учебного года

1.

Отношение к школе:

-ходит в школу с желанием

-отсутствует желание учиться

 

 

2.

Причина неуспеваемости:

-нежелание учиться

-ослабленное здоровье

-бытовые  условия (отсутствие места для занятий, отсутствие контроля и т. д.)

- частые конфликты в семье

-отрицательное отношение со стороны одноклассников

-перегрузки в школе

 

 

3.

Отношения ученика с учителями:

-с учителем математики

- с учителем письма и развития речи

- с другими учителями

 

 

4.

Какую помощь оказывают родители ребенку:

-регулярная проверка домашних заданий

-совместное выполнение домашних заданий с ребенком

-наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе

- обсуждение школьных проблем

 

 

Наблюдение классного руководителя за опекаемым

 ___________________

(ФИО)

 №

 Показатели

Конец I

полугодия

Конец учебного года

1.

Отношение к школе, учебной деятельности

 

 

 

2.

Внеучебная деятельность:

- спортивная секция

- трудовые дела

- участие в праздниках

 

 

3.

В контакт с детьми вступает:

- легко

- с трудом

 

 

4.

В общении с детьми проявляет:

- грубость

- доброжелательность

- равнодушие

 

 

5.

Поведение в школе:

- адекватное

-повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность)

-повышенная расторможенность  (двигательная, словесная)

- стремление к уединению

 

 

6.

Отношение одноклассников:

- пользуется авторитетом

- дружелюбное отношение

- безразличен

- нелюбим

 

 

7.

Самооценка:

- адекватная

- завышенная

- заниженная

 

 

8.

Отношение родителей к школьным занятиям ребенка:

- родители посещают школу по собственной инициативе

- по приглашению учителя

- поддерживают только телефонную связь

 

 

9.

В общении со взрослыми проявляет:

- воспитанность

- фамильярность

 

 

Отслеживание

успеваемости опекаемых обучающихся

_______________________________

(ФИО ученика)

Название предметов

I

четверть

II

 четверть

III

четверть

IV

четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ИЗ ОПЕКАЕМЫХ И ПРИЁМНЫХ СЕМЕЙ

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

1

Обследования с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи к началу занятий в школе

Август

Психолог, классные руководители, специалисты сельсовета

2

Выявление малоимущих, многодетных приёмных семей

 

В течение года

Зам по ВР,

классные руководители

3

Выявление детей, не имеющих надлежащих условий жизни в семье и родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей.

 

В течение года

Психолог,

классные руководители

4

Составление социального паспорта детей, оставшихся без попечения родителей.    

В течение года

Зам по ВР, классные руководители

5

Осуществление контроля условий содержания, воспитания, образования детей, находящихся под опекой, и детей из приёмных семей, проведение обследований материально- бытовых условий жизни опекаемых и приёмных детей

Октябрь-апрель

Зам по ВР, классные руководители

 

6

Оказание помощи опекунам и приёмным родителям в обучении, воспитании, содержании опекаемых и приёмных детей

В течение года

Администрация школы, Зам по ВР, классные руководители, психолог

7

Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение бесплатными учебниками. Обеспечение бесплатным питанием 

Сентябрь-май

Администрация школы, педагог-психолог,

библиотекарь

8

Представления на опекунов, не выполняющих надлежащим образом опекунские обязанности.

В течение года

Зам по ВР

9

Контроль за опекаемыми и приёмными детьми,  их учебой, поведением. Проверка дневников, просмотр школьных журналов.

В течение года

Зам по УВР

10

Посещение благотворительной Новогодней ёлки

Декабрь

Классные руководители

11

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детей из приёмных семей.

Май

Администрация классные руководители

12

Контроль за организацией медицинского обследования опекаемых и детей из приёмных семей    

В течение года

Зам по ВР,

классные руководители

13

Вовлечение опекаемых и приёмных детей в детские творческие объединения и спортивные секции

В течение года

Зам по ВР

15

Вовлечение опекунских и приёмных семей в различные школьные мероприятия

В течение года

Зам по ВР,

педагог- организатор

16

Контроль за летней занятостью опекаемых и приёмных детей       

 

Июнь-август

Администрация

Классные руководители,

17

Привлечение опекаемых и приёмных детей на летнюю оздоровительную площадку.     

 

Июнь-август

Зам по ВР,

Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется  зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...

Работа социального педагога с опекаемыми детьми

        Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"

Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....

Программа работы учителя технологии с одаренными детьми

Программа работы учителя технологии с одаренными детьми содержит пояснительную записку и план работы....

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.В программе рассматриваются пути выявление возможных причин низкой успеваемости...

Программа «Одаренные дети» Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики.

Программа «Одаренные дети» Программа работы с одарёнными и успешными детьми во внеурочной деятельности и на уроках информатики и физики....