Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
методическая разработка по алгебре (5 класс)

Шелихова Галина Алексеевна

Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

В программе рассматриваются пути выявление возможных причин низкой успеваемости и качества обученности учащихся.

ПРедставлены комплексные меры, направленные на повышение успеваемости учащихся и качества их обученности через внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя - предметника на уроке, работу классного руководителя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

работы с неуспевающими

и слабоуспевающими детьми

1. Общие положения.

Настоящая программа разработана на основании Закона об образовании.

.

2. Цели:

2.1. Обеспечение выполнения Закона об образовании.

2.2. Повышение уровня обученности отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.

3. Задачи:

3.1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

3.3.Наметить  пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.

3.4.Научить работать  учащихся, испытывающих затруднения (по разным причинам) в усвоении программного материала на уроке.

3.5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через:                          

              а) комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
             б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающееся,  дифференцированное обучения, индивидуальный подход, ориентация на успех).

4. Основные направления и виды деятельности:

4.1.  Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества обученности учащихся.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества их обученности через внеурочную деятельность, работу с родителями, работу учителя - предметника на уроке, работу классного руководителя.

                       

5.  Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.        Что же такое неуспеваемость?   

       Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.                  

       Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

       На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно.                        

       Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований.  

        Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

 6.  План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 

 

Мероприятия

Срок

     1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.  

     Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

  

 Сентябрь

     2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с классным руководителем, с самим ребенком, через изучение рекомендаций, данных психологом и врачами – специалистами.

                           

 В течение года

      3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

     4.   Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках.

В течение учебного года

     5.   Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

      6.    Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

      7.   Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников.

     Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

В течение учебного года, по необходимости

     8.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых, консультативных занятий.                   

 В соответствии с планом.

  

    9.Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей. Работа с тетрадями данных учащихся учителей, классного руководителя.

 В течение каждой четверти 

     10. Наблюдение за работой учителя на дополнительных занятиях.

Цель: как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету.

В течение года (по мере необходимости)

7. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

7.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

7.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

7.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

7.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

7.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль.

7.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

7.7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7.8.Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

7.9. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

 

8. Программа деятельности классного руководителя

8.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на уроке
  • необъективность выставления оценки на уроке
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины

8.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

            Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)

             Неуважительными причинами считаются:

а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

     Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в электронном дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).

8.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания  или недостаточной работы на уроке  классный руководитель обязан провести профилактическую работу с учеником или с его родителями.

8.4. По необходимости организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

8.5. В случае выполнения п. 8.1.-8.4. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

9. Программа деятельности ученика

9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

9.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

9.3. Ученик, пропустивший занятия по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

10. Программа деятельности родителей.

10.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

10.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

10.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

10.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

10.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ.

10.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер  к родителям.

11. Программа деятельности администрации школы.

11.1. Администрация школы организует работу малого педсовета.

11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.

11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива с неуспевающими.

11.4. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.

№п/п

Содержание

 мероприятия

Форма проведения

Сроки

1.

 Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения

Данные по неуспевающим и слабоуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год.

Форма списка может быть любой, см образец  ниже.

Сентябрь

2

Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания.

Информацию предоставляют классные руководители.

Сентябрь-октябрь

3.

Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

 Предложить учителям представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно:

*контрольный срез знаний детей.

*индивидуальную работу по ликвидации пробелов.

*ведение тематического учета знаний слабых детей.

*ведение работ с отражением индивидуальных заданий.

Сентябрь-октябрь

4.

Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком.

Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная  работа и на каком уровне.

1,2, 3 и 4 четверти

5.

Индивидуальные беседы с учителями  о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно.

Учителя-предметники представляют зам. дир. УВР для контроля графики  контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета).

В течение года

6.

 Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Удачны беседы с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе.

Ежемесячно

7.

Организация дополнительных занятий по запросам родителей.

Собеседование с учителями предметниками.

В течение года

8.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала  обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Тематический контроль

Сентябрь, декабрь, апрель

9.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

1 раз в четверти

10.

 Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке( включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.)

 

Посещение уроков, проверка поурочных планов учителей

По необходимости

11.

 Ведение тематического учета знаний неуспевающих учащихся  класса. 

Проверка состояния учёта знаний неуспевающих

Ежемесячно

12.

Отражение индивидуальной работы со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

 

Проверка рабочих тетрадей неуспевающих учащихся

Ежемесячно

13.

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Собеседование с учащимися

В течение года

14.

Проверка занятости «трудных» в кружках и секциях

Проверка журналов кружковой работы

Сентябрь-январь

15.

Проверка рабочих тетрадей слабоуспевающих детей(выполнение домашних заданий, работа на уроке)

Контроль за ведением рабочих тетрадей

Ноябрь- февраль

16.

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими детьми

Беседа.

По мере необходимости

17.

Проверка системы работы учителей со слабоуспевающими детьми

Персональный контроль - Посещение уроков

Ноябрь, март

18.

Контроль посещаемости

слабоуспевающих  учащихся

Собеседование с классными руководителями, проверка журналов

Ежедневно

19.

Организация классными руководителями взаимопомощи и шефства для слабоуспевающих.

По итогам четверти

20.

Педагогические консультации: «Как помочь ребенку учиться?»

Индивидуальная работа с родителями

По мере необходимости

21.

Опрос слабоуспевающих (накопление оценок)

Проверка классных журналов

Ежемесячно

22

Проверка дневников учащихся

Запись домашних заданий, контроль со стороны родителей

Ежемесячно

23.

Работа учителей предметников с индивидуальными планами по работе с неуспевающими детьми

Текущий контроль

1 раз в четверть

24.

Выяснение причин опозданий и пропусков

Текущий контроль

В течение года

25.

Организация повторения в конце года.

Текущий контроль

апрель

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Повышение уровня обученности учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации к учению.

12. Контроль за выполнением данной программы.

12.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

12.2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР.

 Успешность в достижения цели предполагает наличие:

  1. Профессионализма членов педагогического коллектива.
  2. Знания возрастных особенностей учащихся.
  3. Заинтересованность педагогов в своем труде.                                                                

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми 

  • создавай в классе благоприятный психологический климат
  • не раздражайся, будь терпелив и настойчив
  • требуя, учитывай реальные возможности ученика
  • каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы
  • учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку
  • учи посильным приемам регуляции поведения
  • диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения.

Приложения

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

9.    Интересно, так как этот предмет дается мне легко.    

10.  Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.    

11.  Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12.  Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо.
  2. Хочу закончить школу и учиться дальше. 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10.  Хочу занять достойное место среди лучших в классе    
  11.  Мне нравится учиться 
  12. Люблю узнавать новое   
  13.  Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей     
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать   
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

 

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащи_____

____ «___» класса по математике на  20___-20___ учебный год

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельн.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Учитель __________________________

                  предмет

Ф.И.О.____________________________   Подпись___________

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

 

 

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса

 

Ф И  учащегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты прове

дения индиви

дуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выпол

нения

Отмет

ка

Подпись

учащегося,

родителя

Выполнение  учащимся  домашних  заданий.

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________  

Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    учащимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Работа  учителя  за  период  контроля:

с  учащимся  ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

с  классным  руководителем ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

с  родителями  _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись  учителя_______________________

Проверка  посещаемости  занятий  учащимся.

Фамилия,  имя  учащегося    -     _______________________________________________

Класс  -  ________   Социальный педагог  -  ______________________________

Сроки  проверки:  с _______   по  _______   20__  г.

Цель  проверки:  упорядочение  посещаемости  занятий  учащимся, склонным  к  пропуску  уроков  без  уважительных  причин.

Дата

Пропущенные  уроки

Причина

За  период  контроля  пропущено  ___ уроков,  

из  них  по  уважительной  причине___ уроков, по  неуважительной  причине  ___ уроков.

Беседы  с  родителями ____________________________________________________________

                                 

Проверку  проводил ______________

Промежуточный  контроль  успеваемости  и  посещаемости  занятий  учащимся.

Фамилия,  имя  учащегося  __________________________________________                              Класс_____________

Классный  руководитель     __________________________________________

Период,  за  который  проводится  контроль:

 с  «_____»___________по  «_____»_______________ 200 __г.

Предметы

Количество  уроков  за  период  контроля

Количество  пропущенных  уроков

Оценки  за  период  контроля  (включая  к/р)

Оценки  за  контрольные  работы

Подпись  классного  руководителя  _________________

        

Прил. 4

ОТЧЕТ

классного руководителя _____ «____» класса

о работе со слабоуспевающими учащимися за ______________ 201_г.

Количество учащихся всего в классе

Количество слабо-успевающих учащихся

Посещения на дому

Проведение профилактических бесед

Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам

Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц

Ф.И. с/у учащегося

Дата посещения

Ф.И. с/у учащегося

Дата проведения беседы

Ф.И.О. учителя-предметника

Предмет

Классный руководитель «____» класса                                        подпись                                        Ф.И.О.

ОТЧЕТ

учителя -предметника о работе со слабоуспевающими учащимися

по состоянию на __________________

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Учитель _________________________Подпись__________________

ОТЧЕТ

классного руководителя _____ «____» класса

о работе со слабоуспевающими учащимися за ______________ 201_г.

Количество слабо-успевающих учащихся

Посещения на дому

Проведение профилактических бесед

Связь с учителями-предметниками, контроль посещения доп. занятий по предметам

Результативность работы со с/у учащимися за прошедший месяц

Ф.И. с/у учащегося

Дата посещения

Тема беседы

Дата проведения

Ф.И.О. учителя-предметника

Предмет

Классный руководитель «____» класса                        Подпись                        Ф.И.О.

Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

  1. Ученик____________________________ класс______ школа________
  2. Состояние здоровья:
  • Слабое
  • Удовлетворительное
  • Хорошее
  1. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
  2. Предметы, по которым возникла неуспеваемость: _____________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

___________________________________________________________________

  1. Знание учеником критериев оценивания______________________________
  2. Понимание изучаемого материала на уроках
  • Умение концентрировать внимание_______________________________
  • Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
  • Умение повторить изложенное
  • Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
  1. Уровень развития учебных умений:
  • Чтение_______________________________________________________
  • Письмо_______________________________________________________
  • Счет_________________________________________________________
  • Речь_________________________________________________________
  • Понимание прочитанного_______________________________________
  • Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации) _________________
  • Владение приемами развития памяти______________________________
  • Уровень ответов без конспектов__________________________________
  • Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
  1. Посещение дополнительных занятий:
  • По предметам__________________________________________________
  • Виды учебной деятельности на занятиях___________________________
  • Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
  1. Выполнение домашних заданий:
  • Частота выполнения домашних занятий____________________________
  • Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
  • Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

  • виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

  • виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

_________________________________________________________________

  1. Дополнительные занятия в каникулярное время:
  • Предметы_____________________________________________________
  • Виды занятий__________________________________________________

Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся  в 20___- 20___ учебном году.

 

 

п.п.

 

 

Ф.И. ученика

 

 

Кл

 

Примечание  (второгодник, ЗПР,

пед.запущенность,

болезнь и тд.)

Результат на конец четверти

(успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

(перевод в сл класс, второй год, перевод в классКРО, др)

 

1 четв

 

2 четв

 

3 четв

 

4 четв

Профилактика неуспеваемости

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью уч-ся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

 

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

 

Предложения уч-ся примерного плана ответа

 

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

 

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

 

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

 

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе  самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых

 

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

 

Напоминание приема и способа выполнения задания

 

Указание на необходимость актуализировать то или  правило

 

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

 

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

 

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

 

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

 

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

 

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

 

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения

 

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

 

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

 

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала

 

Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала

 

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

 

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

 

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

 

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

 

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

 

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

 

Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом.работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся

 

Согласовывать объем дом. Заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1.Всесторонее повышение эффективности каждого урока.

2.Формирование познавательного интереса  учению и положительных мотивов.

3.Индивидуальный подход к уч-ся.

4.Специальная система домашних заданий.

5.Усиление работы с родителями.

6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. 

Памятка для учителей, работающих с неуспевающими учениками

Фамилия, имя ученика

Класс

По каким предметам не успевает.

Поведение ученика.

Причины, которые привели к плохой успеваемости.

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

Сколько времени уже длится эта работа.

Какие изменения наблюдаются. Есть ли результаты работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.

Реализация данной программы обязывает педагогов и классных руководителей вести необходимую документацию, которая контролируется  зам. директора по УВР. Также помогает отслеживать успеваемость сла...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Программа по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Может быть использована учителями разных предметов...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми...

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми"

Программа "Неуспевающие и слабоуспевающие дети по иностранному языку"....

Организация деятельности с неуспевающими и слабоуспевающими детьми

Организация деятельностис неуспевающими и слабоуспевающими детьми...