Курс "Учусь творчески мыслить"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по курсу "Учусь творчески мыслить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Учусь творчески мыслить»
для 5-х классов
уровень: общеобразовательный
Учитель: Василькова Елена Владимировна
2019/20
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса разработана на основе авторской программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2014.
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся базовой школы.
Основные задачи программы;
- Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
- Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
- Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
- Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие способности:
1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;
2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;
4) способность к детальной разработке — способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
5) коммуникативные способности - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся 5 года обучения
Обучающиеся имеют представление:
- об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
- о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
- о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных;
- о разделении ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик и т.п.), и о том, что надо ценить вклад товарища в работу группы по тому, что у него лучше всего получается;
- о правилах презентации своей творческой идеи или решения, разработанного группой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
- уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
- устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
- отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
- терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
- презентировать свою авторскую идею;
- презентировать от имени группы сообща найденное решение.
Структура курса
Курс включает в себя методические разработки 34 уроков (1 урок в неделю). Каждое занятие начинается с творческой разминки, далее выполняется основное задание, один или несколько вариантов дополнительных заданий
Каждый годичный курс обеспечен методическим руководством для педагога и строго соответствующим ему альбомом заданий для ребенка. Структурно альбом заданий для ребенка разбит на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).
Оборудование:
- доска;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
Календарно-тематическое планирование уроков курса по выбору
« Учусь творчески мыслить» в 5 А, 5 Б классах на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1-2 | Восприятие | 2 | ||
3-4 | Знаки | 2 | ||
5-6 | Сходство | 2 | ||
7-8 | Загадки-ассоциации | 2 | ||
9-10 | Тени | 2 | ||
11-12 | Рассказ с другой точки зрения | 2 | ||
13-14 | Интервью | 2 | ||
15-16 | Игра для зайцев и медведей | 2 | ||
17-18 | Причины | 2 | ||
19-20 | Помощь известных и великих | 2 | ||
21-22 | Предположения | 2 | ||
23-24 | Басни | 2 | ||
25-26 | Кричалки | 2 | ||
27-28 | Двойные картинки | 2 | ||
29-30 | Мифы и легенды | 2 | ||
31-32 | Замена | 2 | ||
33-34 | Проекты | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей. Одаренность: способности. Мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.
- М.А. Андрианов. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. Мн.: ИООО «Современное слово», 2004.-280 с.
- Ю.Б. Гатанов. Развиваю воображение.- СПб.: Питер,- 2000, 144 с.
- Ю.Б. Гатанов. Развитие личности, способной к творческой самореализации. - СПб, 1998.
- В. Н. Дружинин. Психология общих способностей М., 1995
- Я.Л. Коломинский. Социальная психология школьного класса. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 - 312 с.
- В.А. Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. - М.: «Лайда», 1994.- 192 с.
- Н. С. Лейтес. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-66015-1364398024.jpg)
Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...
Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-386764-1390212275.jpg)
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-386975-1390225681.jpg)
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/02/picture-189290-1685719308.jpg)
занятия с природным материалом- источник творческой мысли (мастер-класс)
"Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-987691-1513584338.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»
Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-930073-1528307246.jpg)
Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса
Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....