Курс "Учусь творчески мыслить"
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по курсу "Учусь творчески мыслить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kursa_po_vyboru_5_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-гимназия»  г. Ярцева Смоленской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Учусь творчески мыслить»

для 5-х классов

уровень: общеобразовательный

Учитель: Василькова Елена Владимировна

2019/20

 учебный  год

        Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса разработана  на основе авторской  программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2014.

  Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся базовой школы.

Основные задачи программы;

  1. Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
  2. Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
  3. Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
  4. Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.

В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.

Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.

Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.

Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.

У учащихся формируются следующие способности:

1) творческая продуктивность - способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.;

2) творческая гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;

 3) оригинальность - способность создавать уникальные и необычные идеи и решения;

4) способность к детальной разработке — способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;

    5) коммуникативные способности - способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

 

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся 5 года обучения

Обучающиеся имеют представление:

  • об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
  • о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
  • о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных;
  • о разделении ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик и т.п.), и о том, что надо ценить вклад товарища в работу группы по тому, что у него лучше всего получается;
  • о правилах презентации своей творческой идеи или решения, разработанного группой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
  • уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
  • устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
  • отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
  • терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
  • презентировать свою авторскую идею;
  • презентировать от имени группы сообща найденное решение.

Структура курса

Курс включает в себя методические разработки 34 уроков (1 урок в неделю). Каждое занятие начинается с творческой разминки, далее выполняется основное задание, один или несколько вариантов дополнительных заданий

Каждый годичный курс обеспечен методическим руководством для педагога и строго соответствующим ему альбомом заданий для ребенка. Структурно альбом заданий для ребенка разбит на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).

Оборудование:

- доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран навесной.

Календарно-тематическое планирование уроков курса по выбору

« Учусь творчески мыслить» в 5 А, 5 Б классах на 2019-2020 учебный год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1-2

Восприятие

2

3-4

Знаки

2

5-6

Сходство

2

7-8

Загадки-ассоциации

2

9-10

 Тени

2

11-12

Рассказ с другой точки зрения

2

13-14

Интервью

2

15-16

Игра для зайцев и медведей

2

17-18

Причины

2

19-20

Помощь известных и великих

2

21-22

Предположения

2

23-24

Басни

2

25-26

Кричалки

2

27-28

Двойные картинки

2

29-30

Мифы и легенды

2

31-32

Замена

2

33-34

Проекты

2

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей. Одаренность: способности. Мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.
  2. М.А. Андрианов. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе. Мн.: ИООО «Современное слово», 2004.-280 с.
  3. Ю.Б. Гатанов. Развиваю воображение.- СПб.: Питер,- 2000, 144 с.
  4. Ю.Б. Гатанов. Развитие личности, способной к творческой самореализации. - СПб, 1998.
  5. В. Н. Дружинин. Психология общих способностей М., 1995
  6. Я.Л. Коломинский. Социальная психология школьного класса. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 - 312 с.
  7. В.А. Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. - М.: «Лайда», 1994.- 192 с.
  8. Н. С. Лейтес. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.

Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...

занятия с природным материалом- источник творческой мысли (мастер-класс)

"Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»

Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса

Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....