Методическая разработка занятия «Кто такие – Волонтеры?»
методическая разработка
Методическая разработка занятия для детей 5 классов «Кто такие – Волонтеры?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontery.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
«Кто такие – Волонтеры?»
Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра.
Задачи:
Обучающие: рассказать кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности.
Развивающие: развивать нравственные качества путем пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения их к решению социально - значимых проблем через призыв к участию в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских проектах и программах; формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формировать позитивное мнение по отношению к людям; развивать чувства эмпатии, открытости, коммуникабельности;
Воспитательные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
Образовательные технологии: методики проблемного и развивающего обучения
Форма проведения: , круглый стол, коучинг (тренинг).
Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор, презентация, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Принципы педагогического подхода:
- партнерства, сотрудничества,
-творчества,
-прагматизма
Ожидаемые результаты:
- позитивная социализация высокомотивированных детей в области духовно – нравственного воспитания;
- повышение статуса волонтера (добровольца);
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;
- повышение и пропаганда нравственного самосознанияобучающихся.
Ход занятия
Руководитель:
Два мира есть у человека
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Все слова руководителя сопровождаются показом слайдов презентации)
-Послушайте, пожалуйста, одну мудрую притчу: «Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало и согреем под ним все живое!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Протекая, мы будем поить растения, животных, людей. Мы подарим им жизнь, и наша жизнь будет прожита не зря — сказала первая.
— А нам то, от этого какая радость? Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Сегодня наша миссия заключается в том, чтобы научиться оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. А людей, которые добровольно проявляют желание помочь другим, называют волонтерами.
5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев. Второе название этого праздника – День волонтёров.Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств. Кто такие волонтёры спросите вы?
Слово «волонтёр» произошло от французского слова, в переводе означает доброволец, желающий.
Волонтёрство – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни.
Волонтёр – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Волонтёр – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание.
Волонтёрские движения – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.
Волонтёры – это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить…
Не зря существует День Волонтёра. Ведь при помощи волонтёров были потушены многие летние пожары, была оказана помощь погорельцам, волонтёры участвовали в акции донорства и многое другое.
Но, сфера деятельности волонтеров очень широка. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений... (показ слайдов) Можно выбрать для себя какое – то одно направление, а можно попробовать себя в каждом!
Волонтёром может стать любой молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, который желает посвятить своё свободное время, силы и умения добровольному труду.
Так кто же такой настоящий волонтер?
На этот вопрос нет простого ответа. Существуют тысячи мнений и каждое из них по-своему правильно. Одну вещь, впрочем, могу сказать со стопроцентной уверенностью. Настоящий волонтер не умеет скучать САМ и не даст заскучать другим! А это одно из золотых правил лидеров. Поэтому эта тема сегодня для нас! А девиз нашего занятия таков: «Быть волонтёром – это здорово! Быть волонтером – это круто!»
Но, по традиции, мы познакомимся.
Упражнение «Карточка знакомств» Каждый участник на 1/4 листа бумаги пишет: по центру - свое имя, в левом верхнем углу - любимое блюдо, ниже, по центру - занятие в свободное время, внизу слева – любимый композитор, в верхнем правом углу - цель жизни, ниже по центру - хобби, в нижнем правом - любимое животное. Затем, все прикрепляют визитки на одежде, встают и, найдя собеседника по теме близкой для себя, заводят беседу. Беседа длится 1 минуту, затем находят других собеседников и другие темы. Задача - встретить как можно больше собеседников и поговорить на темы в течение 10 минут.
Упражнение "Пожелания" (создание групповой атмосферы)
Все участники групп сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим, либо свои ожидания, которые он хотел бы получить в ходе занятия. Руководитель высказывает своё пожелание последним.
Руководитель: я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты:
АНКЕТА
1. Выберите мнение, которое вы поддерживаете.
а) Современному обществу не обойтись без волонтёрского движения.
б) Волонтёрское движение в современном обществе существует, но часто носит обязательно-принудительный характер.
в) О каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается заработать деньги и добиться чего-то в жизни.
2. Что вы знаете о волонтёрском движении?
а) многое, могу рассказать другим;
б) кое-что слышал (-а);
в) практически ничего не знаю.
3. В нашем городе, поселке, школе часто проходят волонтёрские акции. Я:
а) выступаю организатором или принимаю в них участие;
б) слышал (-а) о некоторых, но никогда не участвовал (-а);
в) ничего о них не знаю.
4. Волонтёрское движение – это:
а) необходимая составляющая гражданской позиции человека;
б) часто просто дань моде;
в) пустая трата времени.
5. Хочешь ли ты стать волонтёром?
а) я – волонтёр;
б) было бы интересно;
в) а зачем?
Коллективное обсуждение результатов анкеты.
Руководитель: Ребята, вы имеете достаточно правильную позицию по результатам обсуждения вопросов. Значит, мы идем по правильному пути. Кто – то из вас при возражении заявил, что некоторые высказывания по поводу деятельности волонтеров (добровольцев) - это миф. Действительно, существуют мифы о волонтерстве. Разберем. Внимание на следующий слайд!
Миф 1: «Добровольчество – трата времени, сегодня необходимо выживать, особенно в кризис, и «нормальные» люди работают»
Миф 2: «Добровольчество только для активистов, альтруистов…»
Миф 3: «Добровольческая деятельность требует много времени…»
Коллективное обсуждение.
Руководитель: Ребята, мы теперь знаем, кто такие волонтеры. Скажите, что мотивирует человека на волонтерскую деятельность?
Ответы обучающихся.
Руководитель: обобщим все ответы, определим мотивы и заповеди волонтеров (слайды)
Мотивы волонтёрской деятельности:
«Просто мне нравится помогать другим»
«У меня схожая проблема и я хочу решать ее вместе с другими».
«Получение новых знаний и навыков».
«Это работает на мой имидж».
«Хочу в жизни что-то кроме душного офиса, дома и телевизора».
Заповеди волонтеров:
-будьте ответственны в отношениях друг с другом;
-будьте честными, искренними и доброжелательными, улыбайтесь друг другу;
-помогайте окружающим принимать оптимальные решения в конфликтных ситуациях;
-не берите на себя невыполнимых обещаний;
-искренне интересуйтесь другими людьми;
-помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук на любом языке;
-старайтесь нравиться людям не только внутренне, но и внешне;
-помните о чувстве меры;
-оказывая помощь человеку, не умоляйте его достоинств;
-стремитесь, чтобы люди были рады сделать то, что Вы им предлагаете.
Руководитель: Стало очевидным то, что и волонтеры и лидеры объединены общими целями , идеями, и делами. В каждом волонтере должна быть частичка лидера, чтобы двигаться вперед. И для этого необходимо развивать в себе лидерские качества. Традиционно предлагаю сейчас перейти к практической части нашего занятия, лидер – тренингам:
1."Я никогда не..." Группа сидит в кругу, участники группы по очереди говорят "Я никогда не..." и дальше продолжается любой фразой, например, "Я никогда не прыгал с парашютом", все, кто прыгал, загибают по одному пальцу. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет минимальное число загнутых пальцев.
2.Карта жизни. Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа помечается сегодняшнее число. Между этими двумя точками необходимо провести линию и отметить на этой "линии жизни" узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово каждому участнику по очереди.
3.Сиамские близнецы. Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая другого были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-то поделку (самолет, пароход и др.) Пара делает все только свободными руками. Условия выполнения задания постепенно усложняются: сначала два участника находятся в равных условиях, затем один закрывает глаза, затем оба участника работают с закрытыми глазами. При выполнении тренинга разговаривать запрещено. Обсуждение тренинга сводится к вопросам: был ли лидер в группе? почему один из участников был лидером? и т.п.
4.«Пальцы» Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.
5. "Посчитать до 18". Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается сначала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
6. С закрытыми глазами молча построиться по росту.
7. «Робот»
Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу" словесные команды, стремясь детально и точно управлять движением его рук и ног, туловища. Задача "робота" - беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты. Ведущему следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору", он всего лишь послушный инструмент в руках "оператора". При включении в игру "оператор" начинает воспринимать неточности в движениях "робота" не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.
8. "Кельтское колесо". По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
1.7-10 минут на подготовку
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Руководитель: И в заключение традиционно пожмем руки и сделаем семейную фотографию.
9. Рукопожатие вслепую. Одному из участников группы завязывают глаза, он слегка вытягивает вперед свою правую руку. Остальные участники по очереди подходят к нему и пожимают протянутую руку. Протагонист должен их распределить по трем группам Родитель-Взрослый-Ребенок, в зависимости от рукопожатия. Интерпретация: по количеству отобранных людей в той или иной группе определяется место протагониста в группе. (Например, если самая многочисленная группа "Родитель", то протагонист чувствует себя в группе "Ребенком")
4.Семейная фотография. Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии (используя структуру группы).
Руководитель: «Мы имеем силу изменить мир»- главный девиз волонтёрских движений всего мира.И может вам еще нет 14 лет или вы не являетесь волонтером, но помните, что мир не без добрых людей, движение добровольчества существует, крепнет, ширится и предлагает всем участвовать в решении социальных проблем.
Для всех есть место на планете.
Для всех и солнце в небе светит.
У каждого своя мечта.
А к ней заветная тропа.
А нас же тропка привела.
К сердцам, открытым для добра.
Объединяет всех одно.
Спешить всегда творить добро!
«Кто, если не мы! Мы строим наш мир сами!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему "Что такое дружба".
Занятие разработано для обучающихся начальных классов коррекционной школы....
Методическая разработка занятия " Что такое композиция?"для дистанционного обучения.
методическая разработка предгазначена для самостоятельного дистанционного обучения....
Методическая разработка занятия «Кто такие – Волонтеры?»
Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра.Задачи:Обучающие:...
Методическая разработка занятия на тему "Кто такой педагог 2021"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия "Что такое чрезвычайные ситуации?"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия «Кто такие – Волонтеры?»
Методическая разработка занятия «Кто такие – Волонтеры?»...