Методическая разработка занятия "Что такое чрезвычайные ситуации?"
методическая разработка

Белова Ирина Анатольевна

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_chrezvychaynye_situatsii.docx73.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа (VI вида) №584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Занятие  в ГПД для учащихся начальных классов

«Что такое чрезвычайные ситуации»

(Цикл занятий «Азбука безопасности»)

Подготовила и провела

Воспитатель Белова И.А.

Санкт-Петербург

2020-2021 уч.г.

«Что такое чрезвычайная ситуация».

Лесные пожары

Цели: Ознакомить с понятием «чрезвычайная ситуация», видами ЧС;

 Задачи: Развитие речи, памяти, внимания, умение правильно действовать при лесных  пожарах.

           

Оборудование: Карточки с названиями ЧС, рисунки ЧС, тетради, карандаш красный и зелёный, документальный фильм о ЧС, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия

1 Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

2.Актуализация проблемы.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Веришь или не веришь». Я буду читать предложение, если вы верите, то рисуете зелёный кружок, если не верите, не согласны, то рисуете красный кружок.

Верите ли вы, что в лес детям можно ходить только со взрослыми?

Верите ли вы, что съедобные грибы можно кушать сырыми?

Верите ли вы, что любую ягоду в лесу можно пробовать?

Верите ли вы, что телевизор можно смотреть столько , сколько захочешь?

Верите ли вы, что во время грозы можно прятаться под деревом?

Проверка:

У кого красные кружочки?

Почему вы не поверили?

Посмотрите на доску.

Что вы видите?

( пожар в лесу, наводнение, авария на дороге)

Все это разные ситуации, которые могут произойти с любым человеком.

А какие это ситуации? (опасные)

А ещё эти ситуации называют чрезвычайными. Сегодня вы узнаете, что такое чрезвычайная ситуация, и как следует себя вести в таких случаях.

3. Изучение нового.

Может быть, кто-нибудь уже догадался, почему опасную ситуацию назвали чрезвычайной?Чему угрожают  опасные ситуации? (здоровью и жизни людей)

Так почему же опасную  ситуацию называют чрезвычайной?

Чрезвычайная ситуация – это ситуация, которая угрожает здоровью, жизни людей.

Какие виды чрезвычайных ситуаций вы можете  назвать?

На доску можно вывесить карточки:

Физминутка.

В гору, в гору поднимались,

Выше, выше забирались,

Забирались, поднимались, оказались наверху…

Вниз помчались, ух помчались.

Разогнались, повстречались, с кем бы это?

 Со столбом.

4. Просмотр фильма о ЧС.

Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию называют чрезвычайной.

Чрезвычайные ситуации бывают:

  • Природного характера
  • Вызваны ураганом, наводнением, бурей.
  • Техногенного характера
  • Вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром
  • Социального характера
  • Вызваны ведением боевых действий, терактами, эпидемиями.

   Справиться с такой ситуацией своими силами нельзя. Здесь на помощь приходят специально подготовленные люди - спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений, из завалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолет.

   В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снаряжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме того, в нашем посёлке создана специальная  служба спасения, которая приходит на помощь в трудных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребенок, а на кухне включена газовая плита, или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку.

Телефон городской службы спасения – 70001 или 71301

   Ребята, а что может привести к ЧС? ( несоблюдение правил безопасности человеком, природные явления, стихийные бедствия)

Какие виды ЧС природного характера вам известны?

    Давайте поговорим сегодня о лесных пожарах. Лесные пожары в большинстве случаев начинаются из-за небрежности человека.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще - человек.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:

   Брошена горящая спичка, окурок; охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.; люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках; люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.

   Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.

В 1976 г. в Хабаровском крае огонь уничтожил на огромной площади не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов - частично.

В 1987 г. общая площадь лесных пожаров в Читинской области составила 93 750 га.

В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.

В Российской Федерации в 1989 г. только в лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а на его активно охраняемой территории -более 28 тыс. пожаров.

Лесные пожары бывают трех видов:

1. Низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) - при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1-2 м;

2. Верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5-8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;

3. Подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более.

Что делать, если вы попали в зону пожара?

   Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.

   Если пожар сильный, ваша задача - как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.

   При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой- полотенцем, подолом рубашки. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, боль-
шой пустырь или каменистая гряда.

   Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

    Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.

   Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.

5. Закрепление.

По горизонтали:

2. наука о лесных пожарах

3. травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём

4. материал, который на солнечном месте фиксирует лучи как зажигательная линза

По вертикали:

1.место, где ранее уже разводился и тушился костёр

2.стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

3.время года, когда наиболее часто возникают пожары

6. Итог урока.

Что такое чрезвычайная ситуация?

Какие виды ЧС вы знаете?

Что надо делать, чтобы человек не попадал в ЧС?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Что такое пиксель"

Конспект и презентация для урока в 5 классе,тест "Основы алгоритмизации" для 9 класс,Знакомство с программированием - 9 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка « Подготовка персонала в ФКОУ СПО « Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций»

МетоМетодическая разработка может быть рекомендована для планирования и практического проведения тренировок по эвакуации обучающихся в образовательном учреждении, также локализации и тушения пожара пе...

Методическая разработка - "Что такое медиация?"

Методическая разработка - "Что такое такое медиация?" - это викторина для 5-х классов, в ходе проведения которой обучающиеся знакомятся со школьной службой медиации, узнают о том, чем занима...

Методическая разработка: "Что такое экзамен и как с ним бороться?"

Цель: познакомить учеников с процессом психологической подготовки к выпускным экзаменам.Задачи:Дать понятие «позитивные» и «негативные» установки;Познакомить с техниками снятие...

Методическая разработка "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Внеклассное мероприятие "Что такое коррупция и как с ней бороться?"...