Методическая разработка занятия "Что такое чрезвычайные ситуации?"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_chrezvychaynye_situatsii.docx | 73.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа (VI вида) №584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект
Занятие в ГПД для учащихся начальных классов
«Что такое чрезвычайные ситуации»
(Цикл занятий «Азбука безопасности»)
Подготовила и провела
Воспитатель Белова И.А.
Санкт-Петербург
2020-2021 уч.г.
«Что такое чрезвычайная ситуация».
Лесные пожары
Цели: Ознакомить с понятием «чрезвычайная ситуация», видами ЧС;
Задачи: Развитие речи, памяти, внимания, умение правильно действовать при лесных пожарах.
Оборудование: Карточки с названиями ЧС, рисунки ЧС, тетради, карандаш красный и зелёный, документальный фильм о ЧС, интерактивная доска, ноутбук.
Ход занятия
1 Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
2.Актуализация проблемы.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Веришь или не веришь». Я буду читать предложение, если вы верите, то рисуете зелёный кружок, если не верите, не согласны, то рисуете красный кружок.
Верите ли вы, что в лес детям можно ходить только со взрослыми?
Верите ли вы, что съедобные грибы можно кушать сырыми?
Верите ли вы, что любую ягоду в лесу можно пробовать?
Верите ли вы, что телевизор можно смотреть столько , сколько захочешь?
Верите ли вы, что во время грозы можно прятаться под деревом?
Проверка:
У кого красные кружочки?
Почему вы не поверили?
Посмотрите на доску.
Что вы видите?
( пожар в лесу, наводнение, авария на дороге)
Все это разные ситуации, которые могут произойти с любым человеком.
А какие это ситуации? (опасные)
А ещё эти ситуации называют чрезвычайными. Сегодня вы узнаете, что такое чрезвычайная ситуация, и как следует себя вести в таких случаях.
3. Изучение нового.
Может быть, кто-нибудь уже догадался, почему опасную ситуацию назвали чрезвычайной?Чему угрожают опасные ситуации? (здоровью и жизни людей)
Так почему же опасную ситуацию называют чрезвычайной?
Чрезвычайная ситуация – это ситуация, которая угрожает здоровью, жизни людей.
Какие виды чрезвычайных ситуаций вы можете назвать?
На доску можно вывесить карточки:
Физминутка.
В гору, в гору поднимались,
Выше, выше забирались,
Забирались, поднимались, оказались наверху…
Вниз помчались, ух помчались.
Разогнались, повстречались, с кем бы это?
Со столбом.
4. Просмотр фильма о ЧС.
Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию называют чрезвычайной.
Чрезвычайные ситуации бывают:
- Природного характера
- Вызваны ураганом, наводнением, бурей.
- Техногенного характера
- Вызваны промышленной аварией, взрывом, пожаром
- Социального характера
- Вызваны ведением боевых действий, терактами, эпидемиями.
Справиться с такой ситуацией своими силами нельзя. Здесь на помощь приходят специально подготовленные люди - спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений, из завалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолет.
В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снаряжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме того, в нашем посёлке создана специальная служба спасения, которая приходит на помощь в трудных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребенок, а на кухне включена газовая плита, или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку.
Телефон городской службы спасения – 70001 или 71301
Ребята, а что может привести к ЧС? ( несоблюдение правил безопасности человеком, природные явления, стихийные бедствия)
Какие виды ЧС природного характера вам известны?
Давайте поговорим сегодня о лесных пожарах. Лесные пожары в большинстве случаев начинаются из-за небрежности человека.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.
Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще - человек.
Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:
Брошена горящая спичка, окурок; охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.; люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках; люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.
Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.
В 1976 г. в Хабаровском крае огонь уничтожил на огромной площади не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов - частично.
В 1987 г. общая площадь лесных пожаров в Читинской области составила 93 750 га.
В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.
В Российской Федерации в 1989 г. только в лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а на его активно охраняемой территории -более 28 тыс. пожаров.
Лесные пожары бывают трех видов:
1. Низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) - при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1-2 м;
2. Верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5-8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
3. Подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более.
Что делать, если вы попали в зону пожара?
Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.
Если пожар сильный, ваша задача - как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.
При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой- полотенцем, подолом рубашки. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, боль-
шой пустырь или каменистая гряда.
Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.
Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.
5. Закрепление.
По горизонтали:
2. наука о лесных пожарах
3. травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём
4. материал, который на солнечном месте фиксирует лучи как зажигательная линза
По вертикали:
1.место, где ранее уже разводился и тушился костёр
2.стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
3.время года, когда наиболее часто возникают пожары
6. Итог урока.
Что такое чрезвычайная ситуация?
Какие виды ЧС вы знаете?
Что надо делать, чтобы человек не попадал в ЧС?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Что такое пиксель"
Конспект и презентация для урока в 5 классе,тест "Основы алгоритмизации" для 9 класс,Знакомство с программированием - 9 класс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка « Подготовка персонала в ФКОУ СПО « Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций»
МетоМетодическая разработка может быть рекомендована для планирования и практического проведения тренировок по эвакуации обучающихся в образовательном учреждении, также локализации и тушения пожара пе...
Методическая разработка по теме: Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.
Методический материал для организации урочной и внеурочной деятельности по ОБЖ....
Методическая разработка - "Что такое медиация?"
Методическая разработка - "Что такое такое медиация?" - это викторина для 5-х классов, в ходе проведения которой обучающиеся знакомятся со школьной службой медиации, узнают о том, чем занима...
Методическая разработка: "Что такое экзамен и как с ним бороться?"
Цель: познакомить учеников с процессом психологической подготовки к выпускным экзаменам.Задачи:Дать понятие «позитивные» и «негативные» установки;Познакомить с техниками снятие...
Методическая разработка "Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Внеклассное мероприятие "Что такое коррупция и как с ней бороться?"...