Математика вокруг нас
учебно-методический материал (8 класс)

Майорова Любовь Александровна

развить творческие способности обучающихся, пробуждать интерес к математике;

-показать свои знания в практическом применении математики, поддержать друг друга,

-развивать логическое мышление, внимание, быстроту реакции, волю.

- получить настоящее удовлетворение от совместно проведенного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Математика вокруг нас»

Подготовила учитель математики

МОУ «СОШ с. Марьино – Лашмино»

Новобурасского района Саратовской области

Майорова Любовь Александровна

2023 год

Цели: развить творческие способности обучающихся, пробуждать интерес к математике;

-показать свои знания в практическом применении математики, поддержать друг друга,

-развивать логическое мышление, внимание, быстроту реакции, волю.

- получить настоящее удовлетворение от совместно проведенного времени.

   Наука в школе есть одна.

   Во всех профессиях нужна

   Учителям, врачам и поварам,

   Бухгалтерам, певцам и продавцам.

   Всем математика нужна.

   Царица всех наук она.

Ребята! «Греки изучали её, чтобы познавать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки». А для чего изучаем математику

мы? (ответы учащихся)

- Да, ребята.  Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолет, автомобиль, стиральную машину, телевизор и другую технику. Нет сегодня ни одной области жизни, науки и техники, где обходились бы без математики, без её методов и расчётов. Она нужна токарю, чтобы выточить деталь; слесарю, чтобы собрать из этих деталей механизм или узел машины; портному, чтобы скроить костюм, домашней хозяйке, чтобы сделать покупки; инженеру, чтобы спроектировать дом. Математика – наука сложная, но интересная. Она заставляет нас рассуждать, думать и всегда сопровождает в жизни.

Сегодня у нас в школе необычный день. Так как в школе проводится неделя математики и мы хотим показать, как важны в жизни знания математики. А что из этого получится, мы сейчас увидим.

Наш турнир «Математика вокруг нас» подтвердит это. Итак, соревнование начинается. Участвуют две команды 7 и 8 класса.

Первый тур. «Мыслительный». каждой команде приготовлено по 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает балл.

1. На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось? (На березе яблоки не растут).

1. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги.)

2. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если ты в подводной лодке.)

2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (Спрыгнуть с нижней ступеньки)

3. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (Слонёнок)

3. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

(Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта).

4. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты? (2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.)

4. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой.)

5. На какой вопрос нельзя честно ответить "Да"? (Ты спишь?)

5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

6. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).

6. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице).

7. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них?

 (4 ч)

7. Что находится в середине капусты? (Буква У)

8. Он весь век бежит вперед и никогда не устаёт. (Время).

8. Что измеряет спидометр. (Скорость).

9. Секретный набор цифр. (Код).

9. Чего лишён бездарь? (Таланта).

Второй тур «Капитанский» На ринг приглашаются капитаны команд. Вам необходимо выполнить два задания.

1. Сначала цена товара повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Стал ли товар дороже или дешевле от первоначальной стоимости? Объяснить ход рассуждений. (дешевле)

1. Когда на новогодней елке Деда Мороза спросили сколько ему лет, он сказал: «Если взять наименьшее четырехзначное число, и прибавить к нему 97 десятков и 3 единицы, то получится ответ на заданный вопрос (1000+970+3=1973)

2.По команде нужно вычеркнуть три цифры, которые я вам назову. Эту работу следует проделать не более чем за 3 минуты.

Для капитана 7 класса цифры- 4;6;8.       Для капитана 8 класса – 3;5;9.

20345907518469206517                                   91826047281092730532

39180726408234031728                                   19283062034806731958

50391740827408940507                                   50823582931708264254

82650329470134627034                                   20843731820460821932

49130584086710327491                                   31092847509164561080

56719209431740195328                                   61820943184310940819

27409132804391740863                                   43180274302753094716

Третий тур. Состязание будущих авиадиспетчеров – специалистов, управляющих полётом самолёта с земли с помощью экрана. Это хорошо ориентирующиеся на координатной плоскости люди.  Их задача – получить правильное изображение объекта и его местоположение.

Задание авиадиспетчеру 7 класса: Построй точки по заданным координатам, соедини  их  отрезками последовательно. Назови получившуюся фигуру.  

  • (2;3), (3;4), (7;5), (-1;7), (-4;4), (-1;2), (2;3).
  • (3;8), (-1;7).
  • (-5;8), (-1;7).
  • (-1;6), (-2;5), (-2;4), (-1;4), (-1;6).
  • (6;4), (8;6).
  • (6;6), (8;4).

Ответ: Вертолет в 1 и 2 четвертях.

Задание авиадиспетчеру 8 класса: Построй точки по заданным координатам, соедини их отрезками последовательно. Назови получившуюся фигуру.

  • (2;-6), (3;-5), (7;-4), (-1;-2), (-4;-5), (-1;-7), (2;-6).
  • (3;-1), (-1;-2).
  • (-5;-1), (-1;-2).
  • (-1;-3), (-2;-4), (-2;-5), (-1;-5), (-1;-3).
  • (6;-5), (8;-3).
  • (6;-3), (8;-5).

Ответ: Вертолет в 3 и 4 четвертях.

Четвертый тур.   На «ринге» участники с особыми математическими способностями.

Задание математику 7 класса: Лупа даёт четырёхкратное увеличение. Ка ким будет угол величиной в 20ᵒ, рассматриваемый через эту лупу?

Ответ:20ᵒ

Задание математику 8 класса: В бочке объёмом 60 л находится бензин. Как узнать (не переливая его из бочки), будет ли того бензина 30 л, больше 30 л, меньше 30 л?  

Ответ: Перегнуть, чтобы бензин стал горизонтально. Если его 30 л, т.е. половина, то граница его поверхности совпадет с краем дна.

Пятый тур.  Соревнование будущих строителей и проектировщиков.

Задание строителю 7 класса: У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится?

Ответ: 4.

Задание строителю 8 класса: Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них

отпилить, сколько углов будет у крышки?  

Ответ: 5.

Задание проектировщику 7 класса: Сколько углов в квадратной комнате?

Ответ: 8.

Задание проектировщику 8 класса: У куба 8 вершин. Если одну из них от-

пилить, сколько вершин будет?

Ответ: 10.

Шестой тур.  Испытание для будущих чекистов и следователей.

Задание чекисту 7 класса: Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?

Ответ: Нет, будет опять ночь.

Задание чекисту 8 класса: У одного старика спросили, сколько ему лет. Он

ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?

Ответ: Этот человек родился 29 февраля.

Задание следователю 7 класса: Сколько распилов нужно сделать, чтобы 7- метровое бревно разрезать на столбики длиной по 1 м каждый?

Ответ: 6.

Задание следователю 8 класса: Два кота украли цепочку из шести сосисок и теперь делят её между собой. По очереди каждый кот перекусывает по одной перемычке между сосисками и съедает появившиеся при этом одиночные сосиски. Сколько кому достанется сосисок?

Ответ: 4 и 2.

Седьмой тур. Соревнование художников (начинают одновременно).

Задание: Не отрывая руки от доски изобрази красиво и выразительно утку. (по одной линии дважды не вести).

Восьмой тур. Состязание участников с развитым глазомером.

1 задание. Участвуют по одному участнику от каждой команды: Отмерить на глаз 1 метр ленты. Побеждает тот, который отмерил точнее.

2 задание выполняет команда.

 Сколько треугольников? 

Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник.

А уж вам-то как не знать!плакат 2 (примерная заготовка)

Но совсем другое дело:

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И по краю и внутри!

(Ответ: 14)

Выигрывает та команда, которая найдет и покажет большее количество треугольников

Девятый тур. «Переводчики». Я говорю буквальное значение какого-либо математического термина, заимствованного из другого языка. Игрок должен назвать этот математический термин. Выходим по одному игроку от команды.

Для первой команды: этот термин в переводе с латинского означает «луч», «спица колеса». (Радиус.)

Для второй команды: это слово происходит от двух латинских слов, которые переводятся как «висеть» и «верх», то есть все слово переводится как «висящий сверху», или «отвесный». (Перпендикуляр.)

Девятый тур. Каждой команде я предлагаю карточки с задачами, а вы , ребята. должны показать свои знания в этом туре.

1. Длина попугая 0,24 м, длина удава равна 38 попугаям. Найти длину удава в метрах. (9,12м)

2. Морской слон на 50 см длиннее моржа. Найти длину каждого, если их общая длина 10 м 50 см. (Морской слон - 5м 50 см, морж - 5 м)

3. Свинья живёт на 10 лет меньше, чем верблюд, а верблюд на 20 лет меньше, чем осёл. Сколько живёт свинья? Сколько живёт верблюд, если осёл живёт 50 лет? (свинья – 20 лет, верблюд – 30 лет).

4. Много ли кроликов у вас? – спросила подруга у Маши.

- 80 штук, - ответила Маша.

- А сколько у вас кроликов ангорской породы?

- У нас только 2 породы кроликов: ангорские и вислоухие. Сидят они в клетках, поровну в каждой. Вислоухие занимают 12 клеток, ангорские – 8 клеток. Вот и сосчитай сама, сколько у нас ангорских кроликов.
Помогите подруге сосчитать.

Ответ:32 кролика.

Рефлексия

Занятие наше подошло к концу. Пока жюри подводит итоги, мне хочется услышать ваше мнение. Нужны ли нам знания по математике в нашей жизни? (Ответы учащихся).

Да, с математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера.  Это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет.

 Математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни. Она повсюду. И самое главное – уметь ее видеть. Она прекрасна и интересна!

Подведение итогов

Дорогие ребята! Вы сегодня показали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, как вы логически рассуждаете. Вы просто молодцы! Из вас получатся хорошие специалисты разных профессий. Дерзайте! Желаю вам дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Предметный проект по математике для учащихся 6 класса по теме "Математика вокруг нас. Диаграммы"

Данный проект был разработан и проведен в рамках курса «Intel. Обучение для будущего».Проблемный вопрос проекта: «Действительно ли диаграмма является наглядным представлением информации?»Дидакти...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Выступление на ММО учителей математики. Разработка и использование практико-ориентированных заданий "Математика вокруг нас"

Данный материал представляет собой описание методического опыта учителя математики в новых условиях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Математика вокруг нас (проект "Как мы учим и знаем математику")

Исследовательская работа на тему "Как мы учим и знаем математику"...