Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время
проект

Бобряшова Ирина Витальевна

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время

Содержание

1. Введение. Организация проектной, исследовательской  деятельности  

    учащихся…… ……………………………………….....……………………3

2. Положение о научно-исследовательской деятельности  учащихся……….....4

3. План работы (годовая цикличность работы)……………………….…...…….4

4. Последовательность основных этапов выполнения проектных,  

     исследовательских работ…………………..…………………….…………..5

5. Правила написания проектных, исследовательских  работ………………...…..6

6. Общий план изложения проектной, исследовательской  работы........................…7

7. Общие правила оформления текста проектной, исследовательской  

    работы……………………………………………………..……………….....8

8. Общие правила оформления стендового доклада………………..………..9

    Список литературы……………...……………………...……………….…11

1. Введение

Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся

   Современный многогранный мир претерпевает постоянные изменения, которые затрагивают многие сферы жизнедеятельности человека.

   Как приспособиться к современным жизненным реалиям? Этот вопрос волнует многих и накладывает определенную ответственность на школу. Ведь его решение во многом находится в плоскости обучения и воспитания. Именно в школьном возрасте формируется мировоззрение человека, развиваются задатки и способности. Поэтому задача современной школы не только увидеть и раскрыть эти способности, но и сформировать мобильность современного ребенка в плане возможности к адаптации и применения своих знаний, способностей в современной жизни.

   В «Концепции модернизации российского образования»  даются ориентиры на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Возрастает ответственность школы за их интеллектуальное и творческое развитие. Следовательно, возникает востребованность в таких педагогических технологиях, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации проектной, исследовательской деятельности учащихся.

   На протяжении ряда лет в нашей школе апробировалась технология организации проектной, исследовательской деятельности школьников. Безусловно данная технология себя зарекомендовала как среди педагогов, так и среди школьников, ее эффективность не вызывает сомнений. Формирование у учащихся знаний и умений исследовательского характера – развивает творческую и деловую активность ребенка.

   Проектная, исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

   Опыт показывает, что формирование у учащихся знаний и умений исследовательского характера необходимо начинать с начального звена. Так в начальной школе учащимся были предложены несколько направлений исследований: изучение своей родословной, флоры и фауны своей Малой родины. Кропотливо шаг за шагом школьники исследовали обозначенные проблемы. Работой заинтересовались и родители – оказывали помощь своим детям, так создавались первые исследовательские проекты, с которыми обучающиеся выступали на конкурсах муниципального и регионального уровня. Появились призеры.

   С целью изучения и сохранения окружающей среды вот уже на протяжении ряда лет на базе школы организованы занятия эколого-биологического объединения учащихся «Земляне» от ГБУДО «Детско-юношеский центр». С 2002 года обучающиеся школы проводят различные исследования. Ребята заинтересовались природой, которая окружает нас, и начали претворять в жизнь свои исследовательские проекты. Изучаются естественные природные объекты, которые занимают особое место в истории родного края. Это: река Окунёвка – единственная река, протекающая по территории Кислянского административного округа; исторические места отдыха жителей сёл – озеро Кулаш, река Окунёвка, Гавринский лог и другие; родники – источники чистой питьевой воды, их водой утоляют жажду проходящие мимо люди, с ними связаны многие исторические события; Юргамышский зоологический природный заказник. Изучаются и животные, так недавно в пределах населённых пунктов на реке Окунёвка появилось очень интересное животное – бобр, и ребята решили изучить особенности его жизнедеятельности. То есть в процессе своих исследований ребята узнают природу родного края, учатся любить свою малую Родину.

   Учащиеся эколого-биологического объединения постоянно осуществляют мониторинг окружающей среды, с использованием различных методов и приёмов.  Исследовательские группы используют: картографическую съёмку местности, лабораторные исследования, экскурсии, полевые практикумы, наблюдения, изучают историю родного края в процессе интервьюирования жителей сёл, просмотра исторической литературы, и др.

2. Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся

  1. Исследование выполняются учащимися в течение учебного года.
  2. Учащиеся, осуществляющие исследовательскую деятельность, регулярно посещают занятия секций по специализации.
  3. Занятия проводятся по фиксированному расписанию.
  4. Исследовательская работа выполняется под руководством научного руководителя.
  5. Научный руководитель: консультирует учащихся по темам исследования.
  6. Исследовательская работа, оформленная по определенным требованиям,  оформляется  в  электроном  виде и на бумаге.
  7. Защита исследовательских работ осуществляется в апреле.
  8. Осуществляется знакомство социума с результатами исследовательской деятельности.

3. План работы (годовая цикличность работы)

  1. Формирование научных секций учащихся (в соответствие с выбранной темой) – сентябрь.
  2. Занятия в секциях по освоению методов исследования, выбор темы исследования, работа с литературой – октябрь, ноябрь.
  3. Осуществление исследовательской деятельности – декабрь-февраль.
  4. Оформление результатов исследования в форме научно-исследовательской работы, в соответствии с установленными требованиями   – март.
  5. Защита исследовательской работы на итоговой конференции –  апрель.
  6. Знакомство социума с результатами исследовательской деятельности (в форме публикаций, классных часов, конференций и т.д.)  –  май.
  7. Осуществление практических действий по улучшению качества окружающей среды (по намеченному исследователем плану).

4. Последовательность основных этапов выполнения

проектных, исследовательских работ

   1. Выбор темы исследования. При выборе темы  необходимо учитывать      два критерия:

1) субъективный – тема должна соответствовать интересам и возможностям исследователя;

2) объективный: а) тема должна быть актуальной, т. е. недостаточно изученной и важной в научном и практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой, то есть надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материально-техническое обеспечение).

  Немаловажное значение на этом этапе отводится педагогу, или другому специалисту, способному дать консультацию исследователю. Определенную информацию о степени изученности выбранной темы можно найти как в научно-популярной литературе, так и на определённых сайтах в Интернете.                  

   

   2. На втором этапе формулируется цель исследования. Она должна соответствовать выбранной теме исследования.

   

   3. Знакомство с литературой по данной проблеме – необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы.

   Необходимо из всего разнообразия источников информации отобрать только те, которые содержать конкретную  для исследователя информацию по выбранной теме исследования.    

   После нахождения необходимых литературных  источников, можно приступить к работе с ними.  Прежде всего, надо занести библиографические данные книги (статьи) в карточку, положив   начало формированию своей картотеки по теме. Параллельно следует создавать компьютерную базу данных.

   Далее идет работа с литературой, которая позволяет исследователю:

 

   *В основу материала глав положены методические пособия и статьи: 1, 2, 3 (смотри список литературы), в обработке и с изменениями С.Н. Борчанинова.

                                                                                                               

•   ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе  о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, а значит, он может четко сформулировать актуальность темы;

•   определиться с   методиками   исследования;

•   написать главу работы "Обзор литературы";

•  возможность сформулировать задачи исследования

(конкретизировать цель) и разработать его план;

• возможность проанализировать результаты своей  работы, сравнить  полученные данные с таковыми других исследователей.

  4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы.

  5.  Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут  решаться поставленные задачи.

  6. Составление календарного плана работы.

  7. Написание программы исследования. Программа исследований включает  следующие        положения: основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность), цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план.

  8. Выполнение основной части работы  – согласно программе исследований.

  9. Анализ результатов работы, сопоставление    их   с   литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными.

                 

  10. Оформление  и представление результатов исследования.

5. Правила написания проектных, исследовательских  работ

   При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

    Изложение должно быть беспристрастным, Желательно делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о  себе  в третьем лице: «автор полагает», «по нашему мнению» и т.д. Рукопись не следует перегружать цифровым и иллюстративным материалом, но нельзя и совсем отказаться от него. В одной авторской работе  (16–20 с.)  рекомендуется размещать не более 5–8 иллюстраций.

   При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Следует тщательно продумывать их названия, памятуя о том, что каждое из названий должно содержать ответы на вопросы «что?», «когда?», «где?», «откуда?». Нумерация таблиц в работе сквозная.        

   Чрезвычайно важно не приписывать себе приоритет тех открытий, которые сделаны предыдущими исследователями, а, наоборот, ссылаться на известные в науке факты.

   Ссылки могут быть двоякими. Это либо цитата, либо переложение мысли другого автора своими словами. В обоих        случаях после предложения  идет собственно ссылка. В биологической литературе приняты два основных варианта. Обычно это помещенная в скобки фамилия автора с годом выхода его публикации: (Иванов, 1985). Второй способ – указанная в квадратных скобках цифра, обозначающая номер литературного источника из списка литературы, например, [1]. Вспомогательный материал выносится в приложение.

6. Общий план изложения проектной, исследовательской  работы

  1. На первой странице помещается следующая информация: название работы, Ф.И.О. автора,  Ф.И.О. руководителя, город, номер школы, класс.

  2. Оглавление. Помещается либо в начале, либо в конце крупной по объему работы.

  3. Введение. В этой части автор вводит читателя в круг проблем, аргументирует ее актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований. Формулирует цели и основные задачи работы,  перечисляет основные методы исследований.

  4. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок, на работы авторов.

  5. Основная часть. Ключевая глава научной работы. Может включать:

•   Материал  и методики  – этот раздел включает описание методик, 

посредством которых осуществляется исследование.

•   Описание места и условий исследования – характеристика объекта

исследования.

•   Основные результаты исследования – беспристрастное изложение результатов исследования, полученных данных.        

•   Обсуждение результатов исследования – объяснение полученных данных.

•   Заключение – обобщение наиболее существенных положений работы, выводы по работе, подведение её  итогов. В заключении могут быть указаны перспективы  дальнейших исследований.

    6. Список литературы. В списке должны быть все литературные  источники, на которые автор ссылается в своей публикации.

   Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

1) алфавитный принцип;

2) в публикациях на русском языке сначала     помещаются названия русских работ,   затем   иностранных;

3) если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их  инициалы,  руководствуясь вновь алфавитным принципом;

4) если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологической последовательности;

5) если ссылки в тексте обозначают цифрами, заключенными в скобки, то последовательность литературных источников в списке литературы должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.

  7. Приложения.  В них выносятся вспомогательные таблицы, графики,

дополнительный текст, карты, фотографии, схемы  и пр.

   Часто от автора требуется написание аннотации   работы. Аннотация –  краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в работе?»

   К работе могут быть приложены тезисы – объемом до трех листов, в зависимости от требований к конкурсной работе. Листы имеют то же оформление, что и в самой работе. В верхней части первого листа указывается: тема, инициалы авторов, учебное заведение, адрес, инициалы руководителя, его должность и место работы.

   В тезисах должны быть представлены сжато все разделы, литературный обзор сводится до минимума.

7. Общие правила оформления текста проектной

исследовательской работы

   Объём ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста.

   К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

 – размер шрифта 12–14,  Times New Roman обычный;

 – интервал между строк –  1–2;

 – размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм,  нижнего – 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

   При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

   Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

   Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится.

   Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

   Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

8. Общие правила оформления стендового доклада

   Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м2 (100 х 85 см). Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листах ватмана или отдельных листах  А4 и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т. п.).

   При оформлении стендового доклада рекомендуется руководствоваться следующими общими принципами:

   – все материалы стенда (текст и иллюстрации) должны быть доступными  для чтения с расстояния 1–1,5 м;

   – необходимо руководствоваться следующей пропорцией при компьютерной подготовке стенда: размер шрифтов в основном тексте – не менее 18 пт, данные об авторах и заголовки разделов – 30 пт, основной заголовок – 48 пт.

   –  для единообразия восприятия стендов рекомендуется размещать материалы так, чтобы они читались сверху вниз, а потом –  слева направо (т. е. левая колонка  до конца, потом следующая и т. д.).

   – стендовое сообщение – не пересказ всей работы, а наглядное представление её концепции и основных полученных результатов;

   – на стенде должны быть в явном виде представлены оригинальные данные авторского коллектива – исследования, таблицы, графики, фотографии и т. п.

   Верхняя часть стенда должна содержать следующие данные о представленной работе:

   – название работы;

   – название организации, на базе которой была выполнена работа;

   – населённый пункт, где проживают участники проекта;

   – инициалы авторов и руководителя работы.

   Вводная часть стендовых материалов должна содержать:

   – цель работы;

   – задачи, реализуемые в процессе выполнения работы;

   – использованные в работе методики;

   – где и когда выполнена работа.

   Результаты. Рекомендуется придерживаться блочной структуры (излагать материалы так, чтобы отдельные фрагменты работы сразу были понятны, а не писать сплошной текст на 8–10 листов). Имейте в виду, что иллюстрации – это  тот элемент стендового сообщения, на которое уделяется  первоочередное внимание. Поэтому постарайтесь подобрать их так, чтобы они отражали специфику вашей работы.

  Выводы. Рекомендуется представить в виде пронумерованного перечня, избегайте как крайне малого (1–2), так и чрезмерно большого (8–10 и более) числа позиций.

   В выводах желательно отразить:

   – какие конкретные данные были получены самими авторами;

   – что сделано авторским коллективом в практическом (природоохранном)  плане.

   В правом нижнем углу стенда можно привести координаты, по которым можно с вами связаться – почтовый адрес, телефон, электронная почта (если она есть).

   Рекомендуемая структура не является абсолютно необходимой. В зависимости от особенностей работы в неё можно внести соответствующие изменения.

Список литературы

  1. Криволапова Н.А. Организация научно-

      исследовательской деятельности учащихся /ИПКиПРО  

      Курганской области. – Курган, 2002.

  1. Лебедева С.А., Тарасова С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003, № 7.
  2. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. –2004, № 5.
  3. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской деятельности и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). – Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2003.
  4. Организация экологического образования в школе: Пособие для работников средних общеобразовательных школ. – Пермь, 1990.
  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие. – М.: Генезис, 2005.
  6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.  – М.: Генезис, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.

    Разработка занятий кружка по изобразительному искусству в 5-6-х классах по теме "Открытка своими руками" как проектно-исследовательская деятельность. В процессе работы над проекто...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...

Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

 Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)

В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся....

Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную  методиче...