Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Разработка занятий кружка по изобразительному искусству в 5-6-х классах по теме "Открытка своими руками" как проектно-исследовательская деятельность. В процессе работы над проектом обучающиеся познакомились с историей различных техник выполнения открытки: живопись, аппликация, торцевание, квиллинг и др., провели самостоятельные исследования и создали теоритический материал и презентации, сделав самостоятельный выбор своей деятельности по проекту. Знания и умения, приобретённые обучающимися на занятиях кружка, помогут им в решении творческих задач на уроках изобразительного искусства и в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_proekta.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» Октябрьского района
муниципального образования «Город Саратов»
Мастер-класс
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время»
Проект на занятиях кружка «Изобразительное творчество» в 5-х классах
по теме «Открытка своими руками»
Выполнила
Учитель ИЗО Шведова Г.М.
МОУ «СОШ № 7»
Саратов, 2012 г.
Методический паспорт внеучебного проекта
Предмет: изобразительное искусство
Участники: члены кружка «Изобразительное творчество» (5-е классы).
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ввести ребенка в мир творчества, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является его помощником в жизни.
План-конспект занятий кружка на тему
Проект "Открытка своими руками»" (3 часа),
1 этап – проблема, цели и задачи проекта, выбор результата - открытка, история различных техник выполнения открытки: живопись, аппликация, торцевание, «квиллинг» и т.д.;
2 этап – обсуждение результатов исследовательских заданий, история праздника Рождества, выбор техники выполнения, композиции и подготовка элементов будущей открытки;
3 этап - практическая работа «Открытка своими руками в технике «квиллинг»;
4 этап – выставка, обсуждение результатов практической деятельности.
Искусство только тогда на надлежащем месте,
когда оно подчинено пользе.
Дж. Рескин, английский публицист
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
как художественного способа конструирования.
Задачи:
Обучающая:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квилинга.
Развивающая:
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету;
развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Принципы, лежащие в основе занятий:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
* исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основное содержание.
На Руси традиционно уважают людей, обладающих «рукодельными» умениями.
Каждый из нас любит получать подарки. Но делать подарки ещё приятнее. Задумываясь над тем, что подарить любимым людям, мы стараемся угадать их желания и вкладываем в подарок свою душу. А если подарок изготовлен своими руками, а ещё лучше руками наших детей, то его хранят всю жизнь.
Дети не могут подарить маме на день рождения или на 8 Марта букет живых цветов, но они могут сделать цветы из бумаги.
В процессе художественного ручного труда дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, практический опыт, приобретённый на уроках. В процессе ручного труда у детей развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на чёткость и точность исполнения задания, на качество работы.
Многое можно сделать дома, своими руками, привлекая к этой интересной, увлекательной работе всех членов семьи.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети испытывают внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить по законам красоты. Техника квилинга позволит нам сделать настоящие маленькие шедевры.
Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством учителя проводит исследовательскую работу:
- рассматривает предложенные образцы;
- выстраивает план действий;
- подбирает материал (по цвету, размеру);
- устно раскладывает на детали;
- сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения;
- проводит теоретическую исследовательскую работу.
Ожидаемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
|
|
|
Формы подведения итогов
- Проведение выставок работ учащихся.
- Участие в социально-значимой акции «Поздравление жителей микрорайона школы с Новым годом и Рождеством»
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 3-5 мм, цветная бумага, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.
Зрительный ряд: презентации обучающихся и учителя, работы по теме учителя и старшеклассников.
Музыкальный ряд: Бетховен «Лунная соната», Новогодняя песня (“Novogodnie-pesni- Dzhingl-Bels (muzofon.com).mp3).
Тип занятий: Изучение нового материала, самостоятельная исследовательская и творческая работа.
Ход занятий по проекту:
Этап 1 (организационный):
- выбор темы проекта, постановка целей и задач,
- выбор вида подарка,
- правила выполнения открытки,
- рассказ учителя о способах выполнения открытки
- исследовательские задания о техниках выполнения открытки.
Этап 2 (поисково-исследовательский):
- обсуждение результатов исследовательских заданий,
- история праздника Рождества,
- выбор техники выполнения, композиции,
- выполнение заготовок будущей открытки;
Этап 3 (творческий):
- практическая работа «Открытка своими руками в различных техниках»,
Этап 4 (Выставка работ обучающихся):
- обсуждение результатов практической деятельности
- релаксация
Этап 3 (творческий):
- практическая работа «Открытка своими руками в различных техниках»,
Ход занятия 3.
1.Организационная часть
Приветствие.
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
Сегодня у нас заключительное практическое занятие по проекту «Открытка своими руками». Но начнем мы сегодня с того, что пролистаем страницы нашей всей деятельности по проекту.
Страница 1.
Создание проблемной ситуации.
- Любите ли вы оригинальные подарки? (ответы детей)
А если подарок изготовлен своими руками и в него вложена ваша душа и ваши чувства, то его хранят всю жизнь.
Но чем же подарок, сделанный своими руками лучше купленного?
Ответы:
- Изделие, изготовленное руками человека, передает позитивную энергию.
- Без больших затрат возможно сделать отличный подарок.
В народе говорят: “Не все, то радует, что покупается” и “Своего дела чужим
не заменишь”.
Что ещё позитивного несет в себе рукоделие?
Ответы:
- Человек, создающий что-то, никогда не станет разрушителем, он уважает чужой труд.
- Изделия, изготовленные своими руками, могут быть использованы для интерьера жилища.
- Чтобы быть интересным для окружающих человеком, грамотным, эрудированным и эмоциональным
- Развивая руки – развиваем интеллект.
Страница 2.
Подарки можно сделать к любому празднику и самый универсальный способ – сделать открытку. Что же мы должны знать, уметь, чтобы сделать оригинальный подарок - открытка? (Ответы детей)
- Что такое открытка?
- Как её сделать? По каким правилам?
- Какими способами?
- Как выполнить открытку вы уже знаете по прошлым урокам. И Настя нам напомнит правила выполнения открытки.
- В ближайшем времени у нас два праздника, – какие?
-Новый год и Рождество.
Новый год вам всем очень знаком и вы его очень любите. А про Рождество Вам расскажут и покажут рождественские открытки ребята (рассказ по презентации).
- Есть ли что-то общее между открытками к этим праздникам? (Ответы детей).
- А какими способами можно выполнить открытки? Ответы детей: нарисовать, сделать аппликацию, выполнить в технике торцевание или «квилллинг» и много других способов.
Ваши исследования по способам выполнения кратко: сообщения детей об аппликации, торцевании, «квиллинге».
Физминутка. А сейчас подготовим ваши ручки к работе (Пальчиковая гимнастика):
« Алые цветки»
Наши алые цветки (Ладони соединены в форме тюльпана. Распускают лепестки. Пальцы медленно раскрываются. Плавно Ветерок чуть дышит, покачиваются, затем они медленно Лепестки колышет. закрываются. Кисти рук покачиваются.) Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головками качают.
И прежде чем приступить к работе вспомним правила работы с инструментами для квиллинга.
Инструктаж по технике безопасности:
Правила работы с ножницами:
Храните ножницы в определённом месте.
Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
Осторожно работайте с зубочисткой.
Выбор выполнения открытки вами уже сделан. Приступаем к творческой работе. Успехов!
3. Творческая практическая деятельность.
Задание. Выполните свою композицию открытки.
Техника «квиллинг»: выбрав элементы будущей композиции, аккуратно выполните приклеивание, прищипывая и сжимая их по нужной вам форме;
Техника «аппликация» : аккуратно вырезав части композиции, выполните приклеивание.
Техника «торцевание»: Сомните квадрат гофрированной бумаги и прокатайте стержень между пальцами. У вас получится цветная трубочка - торцовочка. Поставьте ее на клей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Самостоятельная работа обучающихся.
Учащиеся работают парами и индивидуально, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
4.Подведение итогов занятия.
Выставка работ учащихся.
Рефлексия.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наш творческий проект. Мы сегодня с вами закончили очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
Как вы считаете: вы достигли цели, поставленной в начале проекта?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.
А продолжением нашего проекта будет участие в социально-значимой акции школы «Никто не останется без открытки» и Ваши работы будут подарены жителям нашего микрорайона.
Список используемой литературы:
В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
Поздравительная открытка
(инструкционная карта)
Материалы и инструменты:
- Бумага для акварели А4
- однотонная разноцветная бумага для принтера размером А4;
- картон;
- фломастеры;
- ножницы;
- клей ПВА;
- клеёнки;
- зубочистки;
- салфетки.
Этапы выполнения работы
На бумагу для акварели (30х21 см) или картон наклеить цветную бумагу для принтера согласно выбранной композиции (вариант - сложить открытку пополам) и нанести карандашом композицию открытки.
Изготовление элементов композиции
- Полоски необходимого цвета (30 х 0,3 -0,5 см) накрутить на зубочистку, немного распустить деталь, конец детали подклеить.
- Большим пальцем вдавить края «свободной пружинки», придать ей нужную форму. Количество и цвет «пружинок» зависит от выбранной композиции.
Сборка открытки
- На основу открытки наклеить «пружинки», создавая красивую композицию.
- Фломастером нанести поздравление (по желанию).
Участники проекта и темы исследования:
5А класс – 1. Абрамова Евгения
2. Егорова Мария
3. Иванова Анастасия
4. Лыкова Алёна - о технике «Квиллинг»
5. Морозова Елизавета - о технике «Квиллинг»
6. Медяничева Дарья - стихи о Рождестве
7. Илюшина Анастасия
5Б класс - 8. Татару Анна – о технике «Аппликация», о Рождестве
9. Трушина Арина
10. Скуратова Екатерина
5В класс - 11. Ряц Юлия
6А класс - 12. Матвеева Анастасия - о Рождестве
13. Перелыгин Иван - о Рождестве
14. Ломовцева Юлия
15. Гирюк Елизавета – о технике «Торцевание»
16. Соколовская Ульяна - о Рождестве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...
Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Нагорнюк Александры Алексеевны
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...
Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время
Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время...