Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
статья по географии на тему
Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
во внеурочное время
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Для осуществления поставленной цели педагогическим коллективом нашей школы были определены различные виды деятельности обучающихся.
Одним из эффективных направлений в данной работе признана исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских проектов решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У обучающихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность и наблюдательность.
Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Исследовательская работа также развивает творческий потенциал каждого педагога, даёт возможность находиться в постоянном научном, педагогическом поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А. Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».
Для привлечения обучающихся к научно-исследовательской работе в нашей школе было создано ученическое научное общество. В настоящий период это составная часть обучения и воспитания обучающихся. Педагогический коллектив школы считает важным выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей, предоставление ученикам возможности проявить себя в различных областях.
Работа нашего научного общества строится по следующему плану.
Организация и выполнение ученических исследовательских работ по тематике, определённой совместно, преподаватель даёт рекомендации, консультирует учащихся и контролирует этапы выполнения исследовательской работы, оказывает методическую помощь учащимся при их подготовке к участию в научно- практических конференциях разного уровня:
в рамках предметных недель в школе;
- конференциях станции юннатов « Мы и природа»;
- научно-практической на базе ВГПУ «От любви к природе – к культуре природопользования»;
- в ВГУ – НОУ;
- тематические межрегиональные конференции в Информационном центре по атомной энергии, например, «Мирный атом», «Дни Арктики в России»;
- ежегодные Международные фестивали по тематике разных стран мира в ВГПУ Центра международного сотрудничества.
Проводится мониторинг по выявлению типов интеллекта успешных учащихся, в зависимости от типа интеллекта и желания, распределяет их по различным научным направлениям:
- гуманитарное,
- естественно-научное,
- «Искусство и технология»,
- направление точных наук.
Затем непосредственно происходит организация исследовательской работы, где ученик самостоятельно или с помощью руководителя осуществляет все этапы поисковой деятельности:
-выбирают тему;
-обдумывает проблему;
- намечает план поиска и подбор литературы;
- строит гипотезу, определяет способ её проверки,;
- проводит наблюдения, эксперименты, ставит опыты, изучает архивные материалы;
- сравнивает, классифицирует, обобщает, делает выводы, аргументировано доказывает, пишет работу;
- создаёт презентацию.
Таким образом, достигается самостоятельность мысли учащихся, развиваются творческие способности.
Темы исследовательских работ, выбранные обучающимися для работы в 2013-2014 учебном году
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помимо этого, в течение года члены научного общества принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, проводят конференции, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии. Так, в общероссийской телекоммуникационной игре по ТКВ команда «Азимут» заняла 1 место.
Результаты исследовательских работ оформляются в виде статистических материалов , стендовых докладов, выступлений с мультимедийными презентациями с предоставлением сравнительных графиков и диаграмм, рекомендаций выхода из сложившейся ситуации.
Лучшие работы направлялись на районные, областные и всероссийские конкурсы, где неоднократно они становились победителями и призерами.
Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа учеников к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований. В наши творческие планы входит активное сотрудничество с аграрным университетом, регулярное участие в конференциях областного и российского уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...