РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
рабочая программа
Настоящая программа внеурочной деятельности "Я и моя семья" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Нравственно-патриотическое воспитание обучающегося — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 105.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Я и моя семья»
для 3 класса на 2021-2022 уч.год
Составитель программы
Кимлач Вероника Дмитриевна
Городец, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Учебно-тематический план………………………………………………………..16
Содержание изучаемого курса…………………………………………………….20
Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса……………………………………………………………………...25
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……………….29
Список литературы…………………………………………………………………30
Приложения к программе………………………………………………………….33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа внеурочной деятельности "Я и моя семья" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Нравственно-патриотическое воспитание обучающегося — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Вот почему в современной школе изучение истории семьи является актуальной темой.
Нормативно-правовая база
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009г. № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г.)»;
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009г. № 373;
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»);
- СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Комитета по образованию от 15.09.2014 N 03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности».
Актуальность курса обусловлена важной ролью семьи в жизни человека. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Младший школьный возраст – период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка. Ребенок младшего школьного возраста очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает все, что происходит в жизни. Это часто становится источником его социального поведения в будущем и появления у него личностной «Я - концепции». Поэтому именно в этот период актуальным является обращение к познанию устоев и традиций семьи и формирование семейных ценностей.
Педагог-психолог В.А. Василенко считает, что процесс усвоения семейных ценностей у младших школьников проходит три фазы. Сначала ребенок эмоционально воспринимает все, что происходит в его семье. Затем он начинает осознавать личную сопричастность к миру его семьи. Далее ценностное отношение к семье он соотносит с другими ценностями на уровне личностной значимости. Вникая в семейные традиции и поддерживая их, младший школьник учится понимать ценность семьи, бережно относиться к ней и гордиться ею.
Младшие школьники любознательны и способны к самостоятельной познавательной деятельности. Необходимый компонент процесса подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии — и жизненных задач – это формирование опыта поисковой деятельности. Специфика поисковой работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли взрослого. Ребенок, чувствуя свою значимость, легко вовлекается в процесс поиска. А родители, участвуя вместе с детьми в поисковой деятельности, имеют возможность сблизиться с детьми, сделать открытия в различных областях знаний. Таким образом, формирование опыта поисковой деятельности становится очевидным именно у младших школьников и является подготовкой к организации исследовательской деятельности.
При организации проектной деятельности, основная задача направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.
В процессе изучения своей семьи в класс входит живая история вместе с проектом «Книга памяти», где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Вовлекать учеников начальной школы в проектную деятельность нужно обязательно, иначе в средних и старших классах не удастся достичь желаемых результатов проектно-исследовательской деятельности. А задачей родителей является поддержка интереса в проектно- исследовательской деятельности и оказание посильной помощи своему ребёнку.
Актуальность этой программы в том, что младший школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если ребенок научится любить близких он приобретет способность быть уверенным в себе. Кроме того социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. По стандарту образования II поколения родители и учитель составляют единый тандем в развитии ребенка. Роль родителей в исследовательской деятельности ребенка велика. Если родители откликнулись на призыв ребенка к совместной деятельности, поделились своим опытом, знанием – то такой ребенок в школе разовьет свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знанием».
Цель программы: создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Задачи программы:
- Дать представление обучающимся (и их родителям) об организации поисковой деятельности в процессе изучения своей семьи.
- Вовлекать младших школьников в поисковую деятельность, направленную на познание семейных традиций, развивая творческие способности, самостоятельность, инициативу.
- Содействовать сплочению семьи, укреплению связей между поколениями посредством организации поисковой деятельности.
- Формировать чувство уважительного отношения к членам семьи, гордости за семью.
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
Программа имеет духовно-нравственное направление, срок реализации - 1 год, возраст обучаемых: 8-10 лет.
Количество занятий – 34 часа (из расчета 1 час в неделю) по 35 минут.
Для обучающихся начальных классов понятие Родина ассоциируется с семьей, школой, c городом, в котором они живут. Необходимо формирование и развитие патриотизма, интереса к истории и культуре русского народа, чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории наиболее органично осуществляется через судьбу собственной семьи, личного отношения к происходящему и настоящему.
Программа состоит из нескольких разделов:
Раздел «Семья и имя» (воспитание нравственных чувств и этического сознания)
- раскрывает историю и традиции наименования человека;
- учит уважительному отношению к другим людям;
- организует исследовательскую деятельность обучающихся.
Раздел «Традиции семьи» (формирование семейных ценностей, эстетическое воспитание) через знакомство с традициями, обычаями, праздниками, декоративно-прикладным искусством разных семей расширяет представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, формирует опыт личного общения и совместного творчества.
- Воспитывает любовь к семье, родным и близким людям;
- Развивает творческую активность;
- Пробуждает и укрепляет родственные чувства и отношения к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
Раздел «Профессии в моей семье» (воспитание трудолюбия, мотивированного отношения к труду)
- знакомит обучающихся с существующими в обществе группами профессий, в т.ч. и новыми, появившимися в последние годы;
- воспитывает уважение к людям труда;
- заставляет задуматься о выборе профессии
Раздел «Родословная семьи» (формирование семейных ценностей)
- Подводит к пониманию того, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России.
- Формирует у обучающихся интерес к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
- Привлекает родителей к сотрудничеству при составлении своего семейного (родословного) древа
Раздел «История семьи в истории моей страны» (патриотическое, гражданское воспитание)
- Формирует гражданское отношение к Отечеству
- Воспитывает любовь к месту, где родился и живёшь, уважение к его историческому прошлому и настоящему, чувство ответственности за его будущее.
- Развивает любовь к родной школе, учит чувствовать себя частью большой школьной семьи, воспитывает дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества
Содержание программы основывается на следующие ценностные ориентиры:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена семьи и общества,.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех (установления связей сотрудничества).
- Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
- Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
- Принцип индивидуализации обучения, который предполагает учет уровня развития каждого ученика.
- Принцип адаптивности. Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.
Основные технологии:
Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии формируют у каждого обучающегося внутреннюю потребность гармоничного здоровья как важнейшую человеческую ценности. Это физкультминутки на уроках, эмоциональные разгрузки, физминутки для глаз, тематические прогулки.
Проблемно – диалогическая технология. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы.
Игровая технология. Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся.
Информационно - коммуникационная технология. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.
Технология сотрудничества. Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей). Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Проектная технология создает условия, при которых обучающиеся приобретают навыки общения, развивают мыслительные операции (наблюдения, проведение анализа, обобщение, построение гипотез), приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников.
Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность направлена на самостоятельное добывание знаний. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов;
- экскурсия;
- урок-проект;
- викторина;
- круглый стол;
- инсценирование;
- мастер – класс;
- просмотр видеофильмов;
- конкурс
Структура занятия:
- Мотивирование на учебную деятельность.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание, постановка проблемы.
- Открытие нового знания.
- Физкультминутка
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа
- Рефлексия
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой;
- осознавать себя членом семьи, проявлять интерес к её традициям, обычаям и желание участвовать в её делах;
- объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
- формировать творческий подход, устойчивый интерес к истории своей семьи, уважительное и доброжелательное уважение к людям.
- формировать мотивацию к учению и познанию;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- формировать уважительное отношение к мнению других;развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формулировать и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
- совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по составленному плану,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
- использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- работать в паре, в группе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
- осмысление понятий, связанных с темой «Семья»,осознание своей роли в семье;
- ценностное отношение к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с другими людьми;
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
- формирование системы краеведческих знаний;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства;
формирование устойчивого познавательного интереса к истории России, истории республики, её культуре через изучение истории своей семьи
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение.
- Анкетирование учащихся и родителей
- Банк семейных проектов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Разделы и темы | Количество часов | В том числе | Форма организации деятельности учащихся при проведении занятия | |
Теория | Практика | ||||
год обучения в 3 классе | |||||
Раздел 1. Что такое семья. | |||||
ь1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа, игра, анкетирование | |
Раздел 2. Семья и имя | |||||
1 | Что означают наши имена. | 1 | 1 | Беседа, игра | |
2 | Проект «Тайны моего имени» | 1 | 1 | Проект | |
3 | Фамилия. Фамилии на Руси. «Говорящие» фамилии. | 1 | 1 | Беседа, устный опрос | |
4 | Отчество. О чем могут рассказать наши отчества | 1 | 1 | Беседа, рассказ | |
5 | Проект «Моя фамилия. Моё отчество» | 1 | 1 | Проект | |
6 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | |
Раздел 3. Традиции семьи | |||||
11 | Что такое традиции | Круглый стол, просмотр видео | |||
22 | История игрушки. Любимая игрушка моего детства | 1 | 1 | Рассказ, выставка работ(рисунков, сочинений) | |
13 | Игры и игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек | 1 | 1 | Проект | |
14 | Праздники в семье | 1 | 1 | Беседа, практическая работа -выпуск классной газеты | |
15 | Как приготовиться к Новому году (занятие – практикум) | 1 | 1 | Мастер-класс | |
16 | Мир семейных увлечений. Досуг – дело серьезное | 1 | 1 | Беседа, рассказ, тестирование | |
17 | Книги моего детства. Сокровища семейной библиотеки | 1 | 1 | Беседа, устный опрос, игра | |
18 | Семейные обязанности. | 1 | 1 | Изготовление классной газеты, игра | |
Раздел 4. Профессии в моей семье | |||||
11 | Профессии. Династии. | 1 | 1 | Викторина | |
12 | Проект «Профессии в моей семье. Династии» | 1 | 1 | Проект | |
13 | Моя будущая профессия | 1 | 1 | Беседа, тестирование | |
Раздел 5. Родословная моей семьи | |||||
21 | Генеалогическое древо | 1 | 1 | Беседа, рассказ | |
22 | Мои братья и сёстры. | 1 | 1 | Рассказ, беседа, инсценирование | |
23 | Милой мамочки портрет (конкурс рисунков и сочинений) | 1 | 1 | Практическая работа, конкурс рисунков | |
24 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники | 1 | 1 | Круглый стол, практическая работа | |
25 | Кто, кому и кем доводится. | 1 | 1 | Беседа, тестирование | |
26 | Мои прабабушка и прадедушка. Мои пра-пра… | 1 | 1 | Устный опрос, рассказ | |
27,8 | Проект «Родословная моей семьи» | 2 | 2 | Проект | |
29 | Фамильный герб и фамильный девиз. Что изучает наука геральдика? | 1 | 1 | Круглый стол | |
210 | Проект «Герб моей семьи» | 1 | 1 | Проект | |
Раздел 6. История моей страны в истории моей семьи | |||||
21 | Праздник со слезами на глазах. День Победы | 1 | 1 | Рассказ, практическая работа, просмотр видео | |
32 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Проект «Члены моей семьи – участники Великой Отечественной войны» | 1 | 1 | Проект | |
33 | История родной школы | 1 | 1 | Практическая работа, исследование | |
34,5 | История моего города в названиях улиц. Достопримечательности Городца | 1 | 1 | Экскурсия | |
Раздел 7. Итоговое занятие - 1 час | |||||
31 | Подведение итогов, оформление портфолио, выставки с работами детей | 1 | 1 | Круглый стол |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я и моя семья»
год обучения в 3 классе:
Раздел 1. «Что такое семья» - 1 час
- Вводное занятие - 1 час
Вводная беседа: знакомство с курсом обучения и содержанием на год, формами организации работы.
Значение слова «семья». Что я знаю о своей семье. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки», игра «Моя семья». Тестирование «Я и моя семья».
Раздел 2. «Семья и имя» - 6 часов
- Что означают наши имена - 1 час
Знакомство с историей возникновения имен. Имена дохристианские, христианские. Происхождение современных имен. Откуда к нам пришли наши имена, игра «Имена»
- Проект «Тайны моего имени» - 1 час
Поиск материала о значении имени и оформление брошюры «Тайны моего имени»
- Фамилия. Фамилии на Руси. «Говорящие» фамилии – 1 час
Значение слова «фамилия». История возникновения фамилий. Что могут обозначать фамилии.
- Отчество. О чем могут рассказать наши отчества – 1 час
Возникновение традиции наименования человека по отчеству. Есть ли отчества у других народов.
- Проект «Моя фамилия. Моё отчество» - 1 час
Поиск материала о фамилии у родственников, в Интернет ресурсах. Определение значения фамилии и отчества. Представление работы в виде рассказа (сочинения)
- Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом – 1 час
Историческое прошлое семьи. Что могут рассказать фамилии о прошлом. Какие знаменитые люди носили имена в прошлом.
Раздел 3. «Традиции семьи» - 8 часов
- Что такое традиции – 1 час
Знакомство с понятием «досуг», «традиции». Семейные традиции: какими они могут быть. Просмотр видеоролика «Семейные традиции»
- История игрушки. Любимая игрушка моего детства – 1 час
История возникновения игрушки на Руси. Какое значение выполняли игрушки в прежние времена. Проект «Любимая игрушка моего детства» (выставка рисунков, сочинений и т.п.)
- Игры и игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек – 1 час
Проект «Любимая игрушка в детстве моих родителей, бабушек и дедушек». Сбор материала о любимой игрушке одного из членов семьи. Представление работы в виде рисунка с кратким описанием (откуда игрушка, какое значение она имеет)
- Праздники в семье – 1 час
Семейные праздники. Проект «Традиции праздников в моей семье» (рисунки, фотографии, мини-сочинения, по итогам – выпуск классной газеты).
- Как подготовиться к Новому году (занятие – практикум) - 1 час (Приложение А)
Изготовление елочной с фотографией семьи.
- Мир семейных увлечений. Досуг – дело серьезное – 1 час
Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Представление совместных семейных работ. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
- Книги моего детства. Сокровища семейной библиотеки – 1 час
Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства. Викторина «Мой любимый писатель»
- Семейные обязанности. Мои обязанности в семье (оформление газеты с фотографиями), игра «Театр мимики и жеста»
Раздел 4. «Профессии в моей семье» - 3 часа
- Профессии. Династии – 1 час
Викторина о профессиях. Группы профессий. Какие новые профессии появились в последние годы. Что такое «династия».
- Проект «Профессии в моей семье. Династии» - 1 час
Выставка рисунков «Профессии в моей семье»
- Моя будущая профессия – 1 час
Тест «Какая профессия мне подходит». Будущая профессия.
Раздел 5. «Родословная моей семьи» - 10 часов
- Генеалогическое древо – 1 час
Что изучает наука генеалогия. Что означают понятия «Родословная», «Генеалогическое древо». Для чего составляются родословные.
- Мои братья и сёстры – 1 час
Рассказ о братьях и сестрах. Разыгрывание семейных ситуаций с братьями и сестрами.
- Милой мамочки портрет (конкурс рисунков и сочинений) – 1 час
Конкурс рисунков и сочинений «Милой мамочки портрет» (приуроченный к Международному женскому дню 8 Марта).
- Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники – 1 час
Изучение сведений о бабушках, дедушках и других родственниках. Семейные истории. Связь поколений. Эссе «Мои бабушка и дедушка»
- Кто, кому и кем доводится – 1 час
Что означают названия родственников. Кто такие «деверь», «золовка» и т.д. Тестирование «Кто кому и кем доводится»
- Мои прабабушка и прадедушка. Мои пра-пра… - 1 час
Изучение сведений о прабабушках и прадедушках. Семейные предания.
7-8.Проект «Родословная моей семьи» - 2 часа
Проект «Родословная моей семьи». Составление родословных и рассказ о них.
9.Фамильный герб и фамильный девиз. Что изучает наука геральдика? – 1 час
Что изучает наука «геральдика». У кого бывает герб. История семейных гербов.
10.Проект «Герб моей семьи» - 1 час
Определение главных особенностей семьи. Оформление рисунков «Герб моей семьи»
Раздел 6. История моей страны в истории моей семьи (5 часов)
- Праздник со слезами на глазах. День Победы – 1 час
Великая Отечественная война. День Победы. Письмо солдату. Просмотр видео «Память героям».
- О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Проект «Члены моей семьи – участники Великой Отечественной войны» - 1 час
Проект «Книга памяти». Рассказ о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны. Составление «Книги Памяти» класса.
- История родной школы – 1 час
Проект «История школы в истории моей семьи». Памятные страницы истории родной школы. Изучение сведений о членах семьи, которые обучались в школе.
- История моего города в названиях улиц. Достопримечательности Городца – 2 часа
История дома. Изучение истории названия улицы, на которой я живу. Исторические места г.Городца. Пешая экскурсия с родителями по историческим местам г. Городца
Раздел 7. Подведение итогов – 1 час
- Подведение итогов, оформление портфолио, выставки с работами детей – 1 час
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения | |
Личностные | ||||
|
| Систематизация творческих работ обучающихся, накопление материалов по типу «портфолио» Тестирование «Моя будущая профессия» (приложение В) Анкета «Я и моя семья» (приложение В) Анкета для родителей «Семейные традиции» (приложение В) Рисуночный тест «Выходной день в моей семье» (приложение В) Тестирование «Кто, кому и кем приходится?» (приложение В) | В течении прохождения курса | |
Метапредметные | ||||
| Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | |||
| Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. | |||
| Коммуникативные УУД:
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение программы курса
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Учеников |
Алгоритмы деятельности | Технологические карты занятий | Раздаточный материал |
Контрольно-измерительные материалы | Тестовый материал: тестирование «Моя будущая профессия», анкета «Я и моя семья», анкета для родителей «Семейные традиции», тестирование «Кто, кому и кем приходится?», рисуночный тест «Выходной день в моей семье» | Бланки с текстом тестов |
Информационное обеспечение | Схемы, таблицы, учебные пособия, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы | Интернет ресурсы, родители, книги, раздаточный материал |
Материально-техническое обеспечение программы курса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинет | Компьютер, колонки, доска, экран |
Материалы | |
Семейные фотографии, ватманы, карандаши, краски, кисточки, листы А4, вата, клей, ножницы, цветная бумага |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, рекомендованная для учителя:
- Варанкина Л.И. Моя родословная.-Курганск, 2001Господникова М.К.. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К.
- Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
- Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение,2009
- Косачёва И.П.. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.:Аркти, 2005
- Программа дуовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
- Савинова С. В. Роль исследовательской деятельности в формировании социального здоровья младших школьников / С. В. Савинова // Нач. шк. плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 85-87. - Библиогр.: с. 87.
- Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3, 4 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 2007.
- Сорокоумова Е.А.. Уроки – путешествия в начальной школе. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007
- Тыртышная М. А.Социальные и культурно-образовательные проекты в школе / М. А. Тыртышная // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 8. - С. 27-110.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). – М.: Просвещение, 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)
- https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-quot-ya-i-moya-semya-quot-1084410
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/07/03/programma-dlya-vneurochnoy-deyatelnosti-moya
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/obobschenie-opytom/82104-programma-vneurochnoj-dejatelnosti-moja-semja.html
- http://ippk.arkh-du.ru/catalog/index_detail.php?ELEMENT_ID=992839
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74d3b7bf-f02d-45c5-a9a e3420623b1a6/%5BNS-RUS_2-01%5D_%5BQS_054%5D.html
Литература, рекомендованная для ученика:
- Александрова З. «Родина»
- Александрова З. «Дозор»
- Баруздин С. «Страна, где мы живём».
- Баруздин С «За Родину».
- Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы».
- Воронько П. «Мальчик Помогай»
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
- Габе Д. «Моя семья».
- Лермонтов М.Ю. «Родина»
- Михалков С. «Моя улица».
- Осеева В. «Просто старушка».
- Прокофьев А. «Родина».
- Сегель Я «Как я был мамой».
- Твардовский А. «Рассказ танкиста».
Литература, рекомендованная для родителей:
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников /Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.,1995. - С.22-24.
- Варюхина, С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.
- Дядюнова, И.А. Воспитание маленького гражданина /И.А.Дядюнова // Воспитание школьника, 2003. - №8. - С. 8-10.
- Петрановская, Л. В. Что делать, если...: [0+]/ Людмила Петрановская; рис. Андрея Селиванова. - Москва: АСТ, печ.2018. - 287 c.
- Тацуми, Н. Магическая уборка для детей. Как искусство наведения порядка помогает развитию ребенка: [16+]/ Нагиса Тацуми; пер. с яп. И. Заболотновой. - Москва : Бомбора™ : Эксмо, 2019. - 222, [1] c.
- Хухлаева, О. В. Трудности детей хороших родителей / О. В. Хухлаева. - Москва : Академический проект, 2017. - 125, [1] c.
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/23/traditsii-semeynogo-chteniya
- https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditelej-po-organizacii-semejnogo-dosuga-4136881.html
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Технологическая карта занятия
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Конспект внеурочного занятия (мероприятия),
подготовленный обучающейся 412 группы,
специальности «Преподавание в начальных классах»
Кимлач Вероникой Дмитриевной
Тема: «Как подготовиться к Новому году»
Дата проведения «___»_________________г.
Учитель: ФИО /______________/
Руководитель подгруппы практикантов: ФИО /____________ /
Оценка: «___»__________________
2020г.
Тема: «Как подготовиться к Новому году»
Направление: духовно - нравственное
Класс: 3
Форма проведения занятия: мастер - класс
Цель – создание условий для формирования семейных традиций через создание елочной игрушки с фотографией семьи
Метапредметные результаты (УУД):
Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера, творчества;
- развитие уважительного отношения к семейным ценностям; ощущения себя, значимой частью семьи;
- воспитание любви к семье;
- формирование представления о семейных традициях;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- оценка своих поступков.
Регулятивные (уметь):
- принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать;
- оценку своей деятельности учителем, товарищами;
- взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;
- планировать и организовывать свою деятельность.
Познавательные (уметь):
- выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений);
- отвечать на вопросы учителя;
- самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- аргументировать свои высказывания;
- четко выражать свои мысли;
- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Уровень образовательных результатов:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование и оформление:
- интерактивная доска,
- проектор, компьютер,
- презентация,
- образец работы;
Материалы:
- цветная бумага,
- шаблон,
- вата,
- клей ПВА,
- ножницы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организацио- ный момент(2-3 мин)
| -Здравствуйте дорогие ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки на занятии Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. - Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:
| Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на занятие -Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, У нас все получится. | Регулятивные (уметь): -организовывать свою деятельность |
II. Мотивация к учебной деятельности (4-5 мин)
| - Приближается самый любимый праздник всех детей и взрослых. Это Новый год. И мы уже начали подготовку к этому празднику. -Вы уже что-нибудь делали на тему Нового Года? - Издавна к нам пришла замечательная традиция. Посмотрите на картинку, догадались? - А вы любите дарить подарки? - Сегодня на урок вы принесли фотографии семьи. Как вы думаете, для кого мы будем делать подарки? - А в вашей семье есть такая традиция? - Сегодня мы постараемся сделать приятный подарок, чтобы порадовать семью в этот замечательный праздник. -На уроке Вы познакомитесь с новой техникой работы – объемное конструирование и научитесь по ней работать. Будете сами размечать и вырезать детали, формировать их форму и надо будет всё сделать как можно точнее и аккуратнее. -Отгадайте загадку. Мы слепили снежный ком, -Как вы думаете, кем приходится Деду Морозу Снеговик? -А откуда появился этот персонаж, как выдумаете? -Какие сказок или может быть мультфильмы, вы знаете, с участием главного помощника Деда Мороза? -Давайте посмотрим отрывки из мультфильмов про Снеговика -Что происходит со Снеговиком в каждом мультфильме? - И что же, теперь Дедушка Мороз останется без помощника? -Давайте сделаем для Дедушки Мороза много помощников, ведь без них он не справится в новогоднюю ночь, только делать Снеговиков мы будем не из снега, а из ваты. | -рисовали, вырезали снежинки, лепили из пластилина елочку. -в Новый год дарить друг другу подарки. -да -для семьи -ответы детей -снеговик -помощником. -из сказок и мультфильмов -ответы детей -он ломается… | Регулятивные (уметь): -взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности; Познавательные (уметь): -отвечать на вопросы учителя; Коммуникативные: -четко выражать свои мысли; -умение слушать собеседника |
III.Основная часть (30-35 мин) | - Посмотрите внимательно на эту работу (образец изделия) - Из скольких деталей составлен снеговик? – Какую форму имеют эти детали? – Что можно сказать о размерах кругов? - Какие материалы будем использовать? - Каким клеем будем пользоваться? Физминутка Наши пальчики проснулись Потянулись, потянулись Стали дружно умываться Полотенцем вытираться Каждый пальчик вытираем, Ни один не пропускаем. - Давайте вместе составим план работы: I. Сначала сделаем заготовки снеговика: Из кусочков ваты сделаем шарики, подбирая нужное количество для нашего шаблона. II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка -Лист картона А4 складываем попалам. Сделав нужное количество шариков, аккуратно приклеиваем их на картонные заготовки. III. Украшаем снеговика: Вырезаем из цветной бумаги шляпу, нос, глаза, пуговицы IV. Дополняем картину: Приклеиваем с обратной стороны фотографию семьи Прежде чем приступить к работе давайте повторим технику безопасности при работе с клеем и ножницами - Приступим к работе I. Делаем заготовки снеговика - Берем вату и аккуратно отрываем кусочки и катаем из них шарики. Накладывайте их на форму снеговичка, чтобы сделать примерное количество комочков. (слайд 9) II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка - Наклеивание деталей снеговика. – не забывайте правила работы с клеем III. Украшаем снеговика: шляпа, нос, глаза, пуговицы - Теперь приступаем к наряду снеговика: приклеим на голову ведро, из кусочков цветной бумаги сделаем нос, рот, глаза.
IV. Дополняем: - Клеем с обратной стороны фотографию семьи | -из шести: туловище, голова, 2 руки, шляпа, метла -все детали, кроме шляпы, имеют форму круга. -размеры кругов разные. туловище большое, голова поменьше, а ручки – самые маленькие круги. -картон для фона, цветную бумагу для ведра, метлы, носа глаз и рта снеговика, ватные шарики. -клеем ПВА Делают физкультминутку Составляют план работы Повторяют технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Выполняют работу совместно с учителем | Личностные: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера, творчества; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; -воспитание чувства справедливости, ответственности; -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. -оценка своих поступков. Регулятивные (уметь): -принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами; -взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности; -планировать и организовывать свою деятельность Познавательные (уметь): -выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений); -отвечать на вопросы учителя; -самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы Коммуникативные: - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах); - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли; - умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
|
IV.Рефлексия внеурочной деятельности( 4-5 мин) | -С каким материалом мы сегодня работали? - Что еще можно сделать из ваты? -Какие трудности вы испытали при выполнении работы? - Оцените свою работу. Если урок был успешный и вам удалось все выполнить нарисуйте снеговику улыбку, если вы не довольны своей работой, нарисуйте грустный лицо снеговику - Я уверена, что ваши подарки очень понравятся домочадцам и будут отличным украшением на праздничной елке. Надеюсь это станет вашей семей традицией и каждый год будете радовать друг друга. -Не забудьте рассказать об этой традиции своим домочадцам. - А теперь приведем в порядок рабочие места. | -мы работали с ватой, делали из нее шарики, с цветной бумагой. -из ваты можно сделать одуванчики, снег на домах … -ответы детей Оценивают свою деятельность на уроке | Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: -умение находить ответ на вопрос Регулятивные: -самооценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Диагностики
Анкета «Я и моя семья» (Маришниченко И.Е. Уровень сформированности семейной культуры [Электронный ресурс] – режим доступа: https://infourok.ru/anketa-ya-i-moya-semya-2271967.html, свободный - (Дата обращения: 08.12.2019))
Цель: определение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника
Инструкция: предлагается ответить на 9 вопросов.
- Тебе нравиться твоя семья?
а) нравиться
б) не очень нравиться
в) не нравиться
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
3. Тебя часто наказывают за проступки?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
4. Тебе нравиться ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.
а) хотел бы
б) не знаю точно
в) не хотел бы
6. Тебе нравиться делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
а) да, делаю сам, без просьб
б) не всегда
в) нет
7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
а) часто
б) иногда
в) почти никогда
8. Ели родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
а) да
б) бывает по-разному
в) нет
9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке
а) всегда
б) иногда
в) почти никогда
Обработка результатов
Ответ а) – 3 балла
Ответ б) – 2 балла
Ответ в) – 1 балл
Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей)
Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.
Анкета для родителей «Семейные традиции» (Агафонова И.В. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/anketa-dlia-roditelei-100.html, свободный - (Дата обращения: 08.12.2019))
Цель: определить какую роль в семье играют традиции
Инструкция: предлагается ответить на 6 вопросов
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
- да, обязательно;
- возможно, если они сами собой сложились;
- нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
- дни рождения членов семьи;
- дни поминовения усопших;
- коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
- религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;
- государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др. ;
- день создания семьи;
- профессиональные праздники;
- оформление фотоальбомов;
- воскресные семейные обеды (ужины);
- проведение семейных советов;
другое _______________
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитье;
- шахматы;
- чтение;
- компьютерные игры;
- рукоделие;
- музыка;
- коллекционирование;
другое _________________
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитье;
- шахматы;
- чтение;
- компьютерные игры;
- рукоделие;
- музыка;
- коллекционирование;
другое ____________________
5. Какой труд объединяет вашу семью?
- работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
- индивидуальная трудовая деятельность;
- общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
другое ___________________
6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
- совместное чтение;
- прогулки на природе;
- обучение рукоделию;
- развивающие игры;
- занятия спортом;
- наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
- специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
другое _______________________
Тестирование «Кто, кому и кем приходится?»
Цель: промежуточная проверка усвоения знаний по теме «Кто, кому и кем приходится?»
Инструкция: предлагается ответить на 13 вопросов
- Кто не является членом семьи?
- брат
- бабушка
- друг
- Кем приходится мальчик маме?
- сыном
- племянником
- братом
- Кем приходится девочка папе?
- сестрой
- дочерью
- мамой
- А для бабушки кем приходится мальчик?
- внуком
- братом
- соседом
- А для дедушки кем приходится девочка?
- двоюродной сестрой
- внучкой
- племянницей
- Кем приходится девочка для мальчика?
- тетей
- подругой
- сестрой
- Брат папы это твой
- дядя
- дедушка
- сосед
- Сестра мамы это твоя
- бабушка
- тетя
- соседка
- Отец папы твой…
- брат
- племянник
- дедушка
- Сколько поколений живёт в семье, в состав которой входят бабушка, дедушка, мама, папа и двое детей?
- 6 поколений
- 3 поколения
- 2 поколения
- Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?
- Сергей Иванович
- Иван Сергеевич
Сергей Сергеевич
- У Юли есть родной дядя - Кирилл Егорович. Кем Юле приходится сын Кирилла Егоровича?
- родным братом
- двоюродным братом
- племянником
- Ванино отчество - Петрович, а его дедушку зовут - Василий Дмитриевич. Как зовут папу Вани?
- Иван Петрович
- Петр Дмитриевич
- Петр Васильевич
Варианты ответов
№ вопроса | 1 | 2 | 3 |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
6 | + | ||
7 | + | ||
8 | + | ||
9 | + | ||
10 | + | ||
11 | + | ||
12 | + | ||
13 | + |
Обработка результатов:
12-13 «5»
9-12 «4»
6-9 «3»
Тест «Моя будущая профессия» ( [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ja-uchenik.ru/315-test-po-proforientacii-dlya-mladshih-shkolnikov.html, свободный - (Дата обращения: 08.12.2019))
Цель: определение предрасположенности к тому или иному типу профессий
Инструкция:
Если согласен с пунктами теста, в клеточке рядом надо поставить карандашом знак « + ».
Если не согласен – знак « - ».
Тестовое задание:
№ | Тип специальности (по признаку предмета труда) | «П» | «Т» | «3» | «X» | «Ч» | |
1. | Легко и непринужденно (без стеснения) вступаю в общение с новыми людьми | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
2. | Обожаю работать руками. Подолгу могу что-либо мастерить (чинить, шить, вязать) | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
3. | Стараюсь украсить обстановку вокруг себя и мне это удаётся | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
4. | Обожаю домашних животных и с удовольствием ухаживаю за растениями | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
5. | Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
6. | Всегда с удовольствие помогаю сверстникам или младшим по возрасту детям | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
7. | У меня дома есть цветы, за которыми я ухаживаю, потому что мне это нравится | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8. | Почти не делаю ошибок в письменных работах | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
9. | Колекция моих поделок (то, что я сделал сам) вызывают интерес у друзей и старших | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
10. | Взрослые считают, что у меня есть талант к определенному виду искусства | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | |
11. | Люблю рассказы о растительном (или животном) мире | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
12. | Художественная самодеятельность - это моё хобби | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
13. | Мне нравится разбираться в устройстве и работе механизмов, машин, приборов | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
14. | Подолгу могу разгадывать головоломки, решать кроссворды, ребусы, задачки | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | |
15. | Мне часто приходится улаживать разногласия между сверстниками или младшими | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
16. | Родители считают, что у меня есть способности к работе с техникой | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
17. | Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | |
18. | Старшие считают, что у меня есть способности к общению с животными | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
19. | Меня всегда хвалят за отлично написанные сочинения | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | |
20. | У меня замечательный характер - почти никогда ни с кем не ссорюсь | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
21. | С удовольствием мастерю сам и посещаю кружок технического творчества | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
22. | С детства без особого трудазапоминаю иностранные слова | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
23. | Я часто помогаю незнакомым людям | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
24. | Когда занимаюсь любимым занятием (музыкой, рисованием) не замечаю времени | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
25. | Домашние цветы я постоянно пересаживаю, удобряю, подвязываю | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
26. | Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | |
27. | Мои сверстники или младшие обычно соглашаются с моим планом действий в игре | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | |
28. | Охотно наблюдаю за животными или растениями | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
29. | Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, публицистику, литературную критику) | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | |
30. | Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать, как они) | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
Ваши результаты: |
Обработка результатов.
Напротив каждого пункта есть еще клеточки. Только в одной их них стоит цифра.
Столбики помечены буквами «П», «Т», «З», «Х», «Ч»
Посчитайте «плюсики» для каждой буквы. Если в клетке стоит цифра 2, надо прибавлять к числу «плюсиков» 2.
Тот тип, по которому ребенок набрал наибольшее количество баллов является для него предпочтительным.
Типы профессий.
- Тип «П» - «человек – природа». Для этого типа главный, ведущий предмет труда – это растения, животные или микроорганизмы.
- Тип «Т» - «человек –техника». Для него главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
- Тип «3» - «человек – знак» характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
- Тип «X» - «человек – художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
- Тип «Ч» - «человек – человек». Для этого типа главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.
Рисуночный тест «Выходной день в моей семье» (Шакурова Р.Ш. Программа воспитания младших школьников [Электронный ресурс] – режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/104874-p4.html, свободный - (Дата обращения: 08.12.2019))
Цель: определение различных противоречий в организации жизни семьи
Инструкция: Раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день.
Обработка результатов: анализ рисунков и выявление различных противоречий в организации жизни семьи, рекомендации «Как найти детям и родителям взаимопонимание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...