Ленинграду посвящается!
методическая разработка (6 класс)
Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leningradu_posvyashchaetsya.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕНИНГРАДУ ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ведущий – вступительное слово о КТД.
2. Гимн России.
3. слайд – истоки мужества и отваги, героизма.
4.слайд – ЛЕНИНГРАДУ ПОСВЕЩАЕТСЯ!
Ученик № 1: 9 мая мы будем отмечать 75 лет как закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
УЧЕНИК
Эта страничка истории нашей страны посвящена городу – герою, городу, память о котором не исчезнет никогда.
Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.
Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.
УЧЕНИК
На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий. 8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.
Первый день догорал…
Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 900.
900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.
… Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Крондштатский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
УЧЕНИК
В дни блокадного Ленинграда моему прадеду было 10 лет, сохранилось письмо. Написанное им его маме, моей прапрабабушке.
ПИСЬМО ПРАДЕДА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
События этих дней остались в письмах людей, переживших блокаду
"Здравствуй, мама.
Прости, что так долго не писал.
Я и тетя Аня живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. /тихо звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича, тема Нашествие/ Что означает эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не верится, что это наш город. Люди умирают: очень много людей умирает от холода и от голода."
"Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив.
Знаешь, мама, с едой совсем было плохо. В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."
"В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой. Только я знаю, что я правильно не поехал. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней работаю. На заводе сейчас вообще женщины, старики и дети работают. Делаем оружие и снаряды, чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."
"Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе выживать.
Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.
Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твой сын Петя. 2марта 1942 года."
СТИХ Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА.
Ученик № 2:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, –
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
УЧЕНИК
История сохранила множество фактов, свидетельствующих об ужасном испытании в жизни города на Неве.
УЧЕНИК
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. УЧЕНИК
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было так на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
УЧЕНИК
В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал академик Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов пополам с отрубями, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, десятки тысяч умирали от истощения.
УЧЕНИК
А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля.
Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы.
Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.
УЧЕНИК
Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска. На ней золотыми буквами выбито: “Ученым Института, героически сохранившим мировую коллекцию семян в годы блокады Ленинграда”.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
ПИСЬМО НА РАДИО НА КАНУНЕ 9 МАЯ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ОТ ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА песню «Синий платочек»
Здравствуйте, уважаемая редакция. Нам очень нравится ваша передача «по заявкам слушателей»
Мы. Дети блокадного Ленинграда, чудом выжившие в годы войны, хотим обратиться к вам с просьбой: разыщите человека, по имени Сергей ( мы не знаем его фамилии, а он представился как дядя Сережа)
Ему, младшему лейтенанту, и водителю доверили перевести по Ладожскому озеру нас, детей блокадного Ленинграда, которые остались без родителей. В кузове грузовика было 36 детей, 36 маленьких жизней…
Разыщите, пожалуйста, Сергея и водителя грузовика…
Мы медленно ехали по льду озера, лейтенант насвистывал «Синий платочек», нам эта дорога казалось бесконечной…
Вот уже показался берег озера, впереди Большая земля. Но весь берег- подъем был покрыт коркой льда ( фашисты делали налеты и обливали берега с самолетов водой)
Лейтенант Сергей вышел из кабины, осмотрел берег, о чем-то с криком в голосе проговорил с шофером и мы увидели, сто лейтенант снял шинель, расстелил ее на ледяной берег, сам лег на нее так, что его ноги точно оказались под колесами грузовика и приказал шоферу ( как старший по званию) продолжать движение…
Машина проехала по ногам лейтенанта, от нечеловеческого крика мы вздрогнули…
Грузовик проехал еще несколько метров по твердому грунту, шофер выскочил из кабины, бросился к лейтенанту. Он неподвижно лежал с окровавленными ногами. Шофер с трудом втащил Сергея в кабину грузовика. Что было дальше с нашим спасителем , мы не помним, медсестры спешно снимали нас с кузова грузовика и вели в большую палатку, где нас поили чаем…
Передайте, пожалуйста, для Сергея и водителя песню «Синий платочек»
«БАЛЛАДА О КРАПИВЕ»
Поле, луг да бурелом
С голубыми ливнями.
Бродят дети за селом
Тропками крапивными...
И припомнила я дни,
Горше нет на свете.
На селе живут одни
Женщины да дети.
Поле, луг и бурелом
Да в воронках нивы.
Рвали дети за селом
Для борща крапиву.
Шёл солдат к селу, домой,
Странною походкой.
Шёл крапивою густой
Резкий шаг, короткий.
И кричали мы вослед:
- Там крапива, дядя! -
Лишь рукой махнул в ответ
Да крапиву гладит.
Чуть прикрытые глаза,
На ресницах - капли.
Может, это вдруг роса
На крапиву капнула?..
Только после меж ребят
Говорилось странное:
Мол, пришёл с войны солдат,
А ноги деревянные...
И шепталось меж ребят
Жуткое и горькое,
Что, мол, ночью спит солдат,
А ноги те - под койкою...
... Чуть прикрытые глаза,
На ресницах - капли.
Может, правда то роса
На крапиву капнула?
Разве нам понятно было,
Что больнее во сто крат,
Если в зарослях крапивы
Ноги больше не горят?..
Поле, луг да бурелом...
С голубыми ливнями,
Бродят дети за селом
Тропками крапивными.
Пусть гуляют босиком
По земле без устали.
Каждый стебель, каждый ком,
Пусть их ноги чувствуют...
УЧЕНИК
Дети блокады – это особая категория жителей Ленинграда, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов.
УЧЕНИК
Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Все тяготы наравне со взрослыми переносили и дети.
УЧЕНИК
Вы памятник «детям блокады» видали?
- Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник этот, на постаменте,
Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).
УЧЕНИК
Несмотря на катастрофическое положение, в городе продолжалась жизнь. В Ленинграде даже во время голода были открыты театры и музеи. Боевой дух горожан поддерживали знаменитые писатели и поэты, которые регулярно выступали по радио.
УЧЕНИК
Об Ольге Берггольц, о ее творчестве военных лет уже написано много. Лучше всех это сделал один из слушателей ее выступлений по радио, бывший блокадный подросток, который стал потом известным критиком и литературоведом, Алексей Павловский: «И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос великого солдата и гражданина, каким в ту пору был Ленинград, принадлежал хрупкой женщине, почти неизвестной поэтессе, взявшей на себя такую, казалось бы, сугубо „мужскую“ роль воина-певца?.. Кто еще мог с такой задушевной безыскусностью, простотой и убежденностью говорить с миллионным городом, с народом? И еще: она „выполняла приказ” – раскрывая прежде всего свою душу, но так как ее жизнь была неотрывна от жизни города и народа, то, раскрывая себя, она вместе с тем правдиво и точно рассказывала нам о нас же самих»
УЧЕНИК
Покуда небо сумрачное меркнет,
Земляк и друг, – прислушайся, поверь.
Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,
Надменно презирающие смерть.
Мы защищаем город наш любимый,
Все испытанья поровну деля,
Клянусь тебе, что мы непобедимы,
За нами наша русская земля!
РАССКАЗ О ШОСТАКОВИЧЕ.- РАССКАЗЫВАЕ ГОЛОВКИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
ПИСЬМО НЕМЕЦКОГО ГЕНЕРАЛА
УЧЕНИК
С неба летели листовки в которых обещали хлеб , мир за измену!
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
УЧЕНИК
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду
Во имя Родины и долга –
На бой! Сегодня наш черёд.
Мы ждали молча, ждали долго
И слово сказано: «Вперёд!»
И, как всегда, у Ленинграда
Простое, строгое лицо.
Вперед, орлы, ломай блокаду,
Её железное кольцо!
УЧЕНИК
18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё.
УЧЕНИК
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)
Минута молчания
Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.
Мы чашку горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
УЧЕНИК
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:
УЧЕНИК
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Слайд, когда был присвоен город- герой
КОНЕЦ НАПУТСТВИЕ
Какое короткое слово-МИР. Нет ничего важнее мира, все живущие на нашей планете, знают, что в этом слове заключены счастье, надежда, любовь, исполнение всех желаний!
«Есть такая профессия- Родину ЗАЩИЩАТЬ, на страже мира стоят люди которые посвятили свою жизнь этой нелегкой. Но почетной профессии.» Сегодня у нас в гостях герой России, руководитель управления учебной и воспитательной работы Следственного комитета Российской Федерации полковник юстиции Петров Сергей Васильевич.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городу герою Ленинграду посвящается
Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны...
Живым и мертвым, Тебе, Ленинград, посвящается
Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда, как патриотическое воспитание детей с речевой патологией....
Урок мужества 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается...
Урок мужества посвящён снятию блокады Ленинграда...
70 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается...
Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя,Ленинград - колыбель революции.Их имен благородных мы здесь пер...
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
- Мне нравится (1)