Живым и мертвым, Тебе, Ленинград, посвящается
презентация к уроку (9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное блокаде Ленинграда, как патриотическое воспитание детей с речевой патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается" | 2.96 МБ |
Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8 сентября 1941 – 27 января 1944 – блокада Ленинграда А.Кокорекин 1941
Памятный километровый знак на железнодорожном перегоне у Кушелёвка - Пискарёвка, у Богословского кладбища Грузовики – полуторки на маршруте
В. Серов. Советский плакат 1941 - 1943 В.Правдин, З.Правдина Плакат. 1941
Видеофрагмент
Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Ликующий Ленинград
М.Гордон Плакат. 1943
Памятник Петру I в защитном устройстве на площади Декабристов. Август 1941 г.
Медаль «За оборону Ленинграда »
О.Г. Запорожцева Ю.Н. Гусев З.А. Зайцева Л.Н. Идашкина И.Ф. Соловьёва Л.П. Тисова Наши учителя – дети блокадного Ленинграда.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
"Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается"
Чернова Л.И.
Санкт-Петербург
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематический классный час, посвященный началу блокады Ленинграда ("Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается")
Классный час: творческий, групповой, кратковременный, в рамках школы-интерната №2
Участники праздника: ученики 9 класса (14лет), классный руководитель
Актуальность: Отражение исторического события в работе с детьми речевой школы.
Пояснительная записка
Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывает влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Одним из основных направлений модернизации образования являются внеклассные мероприятия, праздники, которые помогают обеспечению доступности и равных возможностей получения полноценного эмоционального восприятия окружающего мира детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогают налаживать контакт с миром, повышать мотивацию, расширять границы познания. Дети приобретают уверенность в себе, знакомясь с интересными людьми и фактами, их судьбами, стараются подражать хорошему и героическому. Хочется надеяться, что внеклассные мероприятия помогут становлению личности детей, признанию себя полноценным гражданином своего города, своей страны.
Внеклассное мероприятие "Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается"
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Развивающие:
- формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
- актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, расширить и углубить их;
- сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
- Обучающие:
- обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к изучаемому периоду.
- Воспитательные:
- воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
- воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
- фиксирование ситуации успеха каждого ребенка в том или ином виде деятельности, стимулирование его к дальнейшему развитию
1 слайд
Звучит муз. фрагмент: Детский хор Ленинградского радио В.Баснер – М. Матусовский
2 слайд
Чтец:
Опять война, | Такая правда (Ю.П.Воронов) |
3 слайд
1-й ведущий. Ленинград – колыбель трёх революций, важный промышленный, научный и культурный центр Советского Союза. Город, с богатейшей историей, основанный Петром I в 1721 году, северная столица Российской империи, с началом первой мировой войны, в 1914 году, переименованный в Петроград, а в 1924 году, получивший новое имя – Ленинград.
4 слайд
2-й ведущий. По плану Барбаросса (левая клавиша мыши, далее ЛКМ), разработанному Гитлером предусматривалось сосредоточение у границ СССР трёх основных войсковых группировок. Армии «Центр» (ЛКМ) предстояло взять Москву. Группа армий «Север» должна была выйти к Ленинграду (ЛКМ). Армия «Юг» разгромить советские войска на Украине. За три месяца германские войска должны были выйти на рубеж Архангельск – Астрахань (ЛКМ).
5 слайд
1-й ведущий. История знает немало примеров героической обороны городов, но легенды седой старины бледнеют перед несравненной эпопеей стойкости и патриотизма, какой была 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда.
6 слайд
2-й ведущий. В начале июля 1941 г., имея превосходство в силах, противник вторгся в пределы Ленинградской области. Сотни тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных рубежей. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дзотов, 35 км баррикад. До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Население расставалось с городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду.
1-й ведущий. Преодолевая упорное сопротивление, враг медленно продвигался к городу. «Город должен быть стерт с лица земли!» – объявил фюрер. 6 сентября начались воздушные налеты на Ленинград (ЛКМ). Через два дня – 8 сентября – на город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… К 8 сентября немцы захватили Петропавловскую крепость, и тем самым перерезали все сухопутные магистрали, связывавшие Ленинград со страной. Оставался только один путь – через Ладожское озеро. В городе осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе 400 тысяч детей (ЛКМ).
7 слайд
2-й ведущий. У стен города шло кровопролитное сражение. 25 сентября продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, немцы решили применить другой план. Гитлер сказал: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет».
1-й ведущий. Началась блокада Ленинграда Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивлению населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
2-й ведущий. Трудности жители почувствовали уже в октябре (ЛКМ). Немецкая авиация разбомбила Бадаевские продовольственные склады. Доставка продовольствия резко сократилась, продукты выдавались по карточкам. В ноябре погас свет, электростанции были в руках врага, отопление не работало (ЛКМ), морозы стояли лютые. Постепенно перестала поступать вода.
8 слайд
1-й ведущий. Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
- Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов – 300 граммов
- Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
9 слайд.
Просмотр видеофрагмента
10 слайд
2-й ведущий. В ноябре 1941 г. голод унёс 11 тысяч человек, в декабре – почти 53 тысячи, а с января по март 1942 г. умерло 289155 тысяч человек. Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Были дни, когда умирало 6?7 тысяч человек. Примеси в выдаваемом хлебе составили уже 60%, а выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения – настоящим подвигом.
11 слайд
1-й ведущий. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам», «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал фюрер
Чтец:
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь над вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда
12 слайд
2-й ведущий. Писатель Лидия Гинзбург вспоминала: «В пору большого голода вопрос был прост: съедает ли человек свои 125 грамм сразу или в 2 или 3 приёма. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Выжившие жители города, вспоминали:
Чтец: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.
13 слайд
Чтец: Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.
Чтец: Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.
Чтец:
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься и бредёшь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Лёгкий, лёгкий, озарённый путь…
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, – на жизнь имеет право (О.Берггольц)
14 слайд
Чтец: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. (ЛКМ)
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года в Шатковском районе Горьковской области от прогрессирующей дистрофии. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
1-й ведущий. После 900 дней блокады в Ленинграде осталось около 560 тысяч жителей.
15 слайд
2-й ведущий. Снабжение города, несмотря на обстрелы, удалось наладить по Дороге жизни – через Ладожское озеро. За 5 месяцев существования этой трассы по ней перевезено 361109 тонн грузов. Из Ленинграда было эвакуировано свыше полумиллиона человек. Называли эту дорогу также и «дорогой смерти», так как много машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи.
Чтец:
Сквозь бури-шторма, через все преграды (ЛКМ)
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Ох, Ладога, родная Ладога.
Метели, штормы, грозные снега
Недаром Ладога родная
Дорогой Жизни названа.
Зимой машины мчались вереницей,
А лёд на Ладоге трещал –
Возили хлеб для Северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
И знаем мы – кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов)
16 слайд
1-й ведущий. Для сотен тысяч ленинградцев хлебная добавка была спасением, но не для всех. Заболевание дистрофией принимало массовый характер. Но и на гране смерти люди оставались людьми. К сентябрю 1942г. промышленность возобновила выпуск почти всех образцов военной техники (ЛКМ), которые поставляла в первые месяцы войны. На Ижорском тракторном заводе наладили выпуск танков Т-34, так необходимых фронту.
17 слайд
Чтец:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Есть передышка – мы передохнём,
Нет передышки снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
2-й ведущий. Немало крупных ученых-медиков и физиологов оставались в Ленинграде по своей воле, хотя им предлагали эвакуироваться.
18 слайд.
Просмотр видеофрагмента.
19 слайд
Чтец: Владимир Георгиевич Гаршин, тратя последние силы, получил бесценные данные, необходимые для определения тактики борьбы с дистрофией и ее последствиями. Физиолог с мировым именем, академик А.А.Ухтомский до самой смерти (летом 1942-го) продолжал научную работу.
1-й ведущий. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года.
20 слайд
Просмотр видеофрагмента.
21 слайд
Чтец: Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
1-й ведущий. Немцы позднее вспоминали:Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы то считали, что город мертвый».
22 слайд
2-й ведущий. Ленинград готовил силы к прорыву. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» ? узкой полосе земли шириной в 300?500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя ? иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941?1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат.
23 слайд
1-й ведущий. 12 января 1943 г. в 9 часов 30 минут над Невой раздался гром орудийных залпов. Началось наступление на врага 18 января, войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Прорыв блокады произошёл на узком участке южного берега Ладожского озера. Это был праздник не только для ленинградцев, но и для всех советских людей.
24 слайд
2-й ведущий. Однако впереди был ещё год тяжёлых испытаний и нечеловеческих усилий. 14 января 1944 войска Ленинградского, Волховского (генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал армии М. М. Попов) фронтов перешли в наступление. 27 января 1944 г. блокада была снята полностью. А вечером того же дня залп из 324 орудий возвестил миру об исторической победе под Ленинградом.
25 слайд
Чтец:
За залпом залп | Их радость слишком велика – (Ю.П.Воронов) |
26 слайд
1-й ведущий. За годы блокады в результате артобстрелов было выведено из строя более 5 млн м2жилой площади, сожжено свыше 3 тыс. жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо?льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, были спрятаны. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.
27 слайд
2-й ведущий. Указом Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, городу-герою Ленинграду, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда». Защитникам города была утверждена новая медаль «За оборону Ленинграда»
28 слайд
1-й ведущий. На могильных плитах Пискарёвского кладбища высечены слова:
Чтец:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своей
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
29 слайд
Чтец:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
30 слайд
Учитель:
Хотим представить вашему вниманию наших учителей – блокадников.
Слайд 31
Чтец:
Помните, какой ценой завоёвано счастье.
Помните! (все вместе)
Через века, через года,
Помните! (все вместе)
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните! (все вместе)
О тех, кто уже не споёт никогда
Помните! (все вместе)
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! (все вместе) (Р.Рождественский)
Литература и информационные ресурсы:
- Р.М.Осипова «Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – Ленинградцы» (Жди меня, и я вернусь. Ред. – сост. Л.И.Жук – Мн.: Изд.ООО «Красико-Принт», 2004 – 128с.)
- О.Манихина «Как это было» (Весной 45 года, ред. – сост.Л.И.Жук – Мн: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005 – 128с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тебе Чистополь, посвящается
В старину Чистополь был крупным центром торговли зерном, а позднее склады леса на крупных лесопильных заводах, огромные силосные сооружения сделали его похожим на хорошо оборудованный порт и на ...
Урок по теме "Вода живая и мертвая"
Интегрированное занятие по биологии, химии, географии...
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...
Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»
Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...