Дети Группы риска
методическая разработка
Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети группы риска.
Ситуации успеха в учебной и во внеурочной деятельности.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.
Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
В реальной жизни редко наблюдается оптимальное сочетание всех условий.
Вот почему педагоги и психологи ищут «ключ», способный установить этот баланс.
Одним из таких «ключей» может стать ситуация успеха, организуемая педагогом для ученика. Однако при этом необходимо «разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация успеха - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Ситуация - это то, что способен организовать учитель.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Методы и формы используемые педагогом в учебной и во внеурочной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения.
Изо дня в день, вновь и вновь мы поднимаемся по лестнице, а рядом с нами наши ученики. Но это не просто школьная лестница, это «лестница успеха», по которой мы вместе с ребятами совершаем восхождение. И мы точно знаем, что ребенку важно, чтобы в этом нелегком пути его сопровождал заботливый, любящий родитель и учитель, который подскажет путь к успеху.
Лестница успеха ученика (предметные или личные достижения)
Лестница успеха класса (мониторинг учителя-предметника)
Лестница успеха классного коллектива (мониторинг классного руководителя)
Успешность адаптации школьника к обучению в 1 и 5 классе - тоже своего рода лестница успеха. (помогает скорректировать работу педагога)
Лестница успеха родителей (помогает в вопросах воспитания)….
Лестница успеха педагога ( пофессиональная) и т.д
Лестница успеха предполагает движение - всех участников образовательного процесса -ученика, педагога, родителей
Это некий инструмент, который помогает педагогу повысить эффективность как, учебного так и воспитательного процесса.
Каждый наш ученик поднимается по своей собственной, индивидуальной лестнице успеха. Наша задача поддержать ребенка, научить преодолевать трудности не только в учебе, но и в различных жизненных ситуациях.
Современный учитель - союзник, наставник, сопровождающий, координатор учебного процесса, который направляет познавательную деятельность обучающихся в нужное русло. По этой лестнице успеха мы ежедневно помогаем своим ученикам подниматься на каждую новую ступеньку знаний. Создавая атмосферу доброжелательности на уроке, мы прививаем интерес к предмету, поощряем любые позитивные действия ученика и терпеливо ждем результатов.
Ученик с низкой мотивацией к обучению
Такой ребенок - Не хочет, Не знает, Не умеет, Не может, Не интересен. Такого ребенка затягивает в «болото хронической неуспеваемости». Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Педагогу необходимо помнить, что гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Педагоги психологи разработали памятку для работы с такими детьми.
Памятка гуманно-личностного подхода к ребенку (Приложение 1)
Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:
- реализуется на всех этапах деятельностного процесса;
- усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
- реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником. У каждого учителя они свои.А вот алгоритм создания успеха на уроке универсален.
Алгоритм создания ситуации успеха (практико-ориентированное задание).Выделите маркером те способы которые вы используйте на уроке.
Способы | Сущность | Приемы |
1.Установление психологического контакта | Создание атмосферы доверия (доброжелательности), улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему. | -Я рада видеть тебя... -Мне приятно общаться с Вами. -Как хорошо, что мы встретились. |
2. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха | Освобождение психологического зажима | -Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ. -Это очень важно сделать, и у тебя непременно получится. -Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. -Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений. |
3.Четкая инструкция | Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь. | -Я бы начала с... -Я полагаю, что удобнее было бы сделать. -Достаточно вспомнить вот эту часть и... -Может быть, попробуешь... -Именно ты и мог выполнить такое дело. |
4.Авансирование личности. Персональная исключительность. | Провозглашение её достоинств. Мобилизация активности ребенка. | -« У тебя обязательно получиться». Конечно ты это сделаешь, потому что ты... -Ведь у тебя хорошая зрительная память. -Твой сильный характер не боится неудач. -Я даже не сомневаюсь в успешном результате. -Только ты и мог бы. -Только тебе, я могу доверить… -Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… |
5.Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Положительное подкрепление | Переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» -Это нам необходимо... -Это очень важно для нашей работы... -Наше дело зависит от твоей работы... -Только ты и сможешь... -Никто, кроме тебя... -Именно ты способен это сделать... |
6. Педагогическое внушение.Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности | Через интонацию, пластику, мимику. Передача веры в успех, импульс к действию. | -Начинай же! -Смелее, смелее... -У тебя получится! -Ты хорошо это делаешь. -Возможно, лучше всего начать с…, -Выполняя работу, не забудьте о… -Так хочется поскорее увидеть… |
7. Педагогическая оценка результата.Высокая оценка деталей. | Оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней, позитивное оценивание, использование приема детальной оценки, т.е. похвалить за то, что получилось хорошо и др. | -Вот эта деталь получилась прекрасно... -В этой работе хорошо прослеживается логика .. -Ты творчески поработал над данным заданием. -Тебе особенно удалось то объяснение… -Больше всего мне в твоей работе понравилось… |
8. Вселение веры ученику | Вселение веры ученику в его будущие успехи. | -В следующий раз получится ещё лучше! -В следующий раз ты сможешь выполнить ещё более сложное задание. |
Ученик с высокой мотивацией к обучению (отличник) —
Такой ребенок- Хочет, Знает, Умеет, Может, Востребован.
Эти дети выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
С учащимися, имеющими высокий уровень мотивации, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствованию.
Но кто у нас попал в группу риска?
1. «Грузчики» -взвалили на себя груз ответственности. Ответственно выполняют все домашние задания. Участвуют во всех олимпиадах, конкурсах, соревнованиях…и т.д нужны всем учителям предметникам. Как правило, такие дети успешны не только в школе но и учреждениях дополнительного образования. И там от них ждут не менее высоких результатов. Они физически не могут и не успевают.
2. «Звездная болезнь» Завышенная самооценка у ребенка, зазнайки ставят себя выше других отсюда проблемы в взаимоотношениях с одноклассниками и педагогами
3. «Синдром отличника» - навязчивая зацикленность на оценках, страх ошибиться, боязнь критики…Все это дети которые в в какой-то момент могут сказать нам- « нет я не буду этого делать!!!»Поэтому необходимо работать с такими детьми дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход, проводить консультации не только с учащимися но и с родителями.
Классный руководитель Это - педагог-профессионал, создающий условия для индивидуальной самореализации каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель вовлекает детей в различные виды внеурочной деятельности используя при этом разнообразные формы работы.
Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы.
Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важный фактор в достижении успеха ребенка не только в школе но и в дальнейшей жизни.
«Ресурсный мешочек»
Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получается. Хочу подарить каждому из вас ресурсный мешочек. В котором лежит самый главный ресурс педагога -это любовь к детям.
Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением воспитательной работы. Это - педагог-профессионал, организующий систему отношений и деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуальной самореализации каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Дети " группы риска " на уроке физики.
Методы работы с учениками "группы риска"...
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...
Опыт ресоциализации детей "группы риска"
В статье представлен опыт работы "ЦДТ" по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...
Дети группы риска ( 2007г.)
категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...
"Дети группы риска"
В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные катего...