Дети Группы риска
методическая разработка

Роженцева Лариса Вадимовна

Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих.  Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дети группы риска.

Ситуации успеха в учебной и во внеурочной деятельности.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.

     Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих.  Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.  

В реальной жизни редко наблюдается оптимальное сочетание всех условий.

Вот почему педагоги и психологи ищут «ключ», способный установить этот баланс.

Одним из таких «ключей» может стать ситуация успеха, организуемая педагогом для ученика. Однако при этом необходимо «разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация успеха - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Ситуация - это то, что способен организовать учитель.

      Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Методы и формы используемые педагогом в учебной и во внеурочной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения.

      Изо дня в день, вновь и вновь мы поднимаемся по лестнице, а рядом с нами наши  ученики. Но это не просто школьная лестница, это «лестница успеха», по которой мы вместе с ребятами совершаем восхождение. И мы точно знаем, что ребенку важно, чтобы в этом нелегком пути его сопровождал заботливый, любящий родитель и учитель, который подскажет путь к успеху.

Лестница успеха ученика (предметные или личные достижения)

Лестница успеха класса (мониторинг учителя-предметника)

Лестница успеха классного коллектива (мониторинг классного руководителя)

Успешность адаптации школьника к обучению в 1 и 5 классе - тоже своего рода лестница успеха. (помогает скорректировать работу педагога)

Лестница успеха родителей (помогает в вопросах воспитания)….

Лестница успеха педагога ( пофессиональная) и т.д

Лестница успеха предполагает движение - всех участников образовательного процесса -ученика, педагога, родителей

Это некий инструмент, который помогает педагогу повысить эффективность как, учебного так и воспитательного процесса.

Каждый наш ученик поднимается по своей собственной, индивидуальной лестнице успеха. Наша задача поддержать ребенка, научить преодолевать трудности не только в учебе, но и в различных жизненных ситуациях.

Современный учитель - союзник, наставник, сопровождающий, координатор учебного процесса, который направляет познавательную деятельность обучающихся в нужное русло. По этой лестнице успеха мы ежедневно помогаем своим ученикам подниматься на каждую новую ступеньку знаний. Создавая атмосферу доброжелательности на уроке, мы  прививаем интерес к предмету, поощряем любые позитивные действия ученика и терпеливо ждем результатов.  

Ученик с низкой мотивацией к обучению

Такой ребенок - Не хочет, Не знает, Не умеет, Не может, Не интересен.  Такого ребенка затягивает в «болото хронической неуспеваемости». Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

     Педагогу необходимо помнить, что гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Педагоги психологи разработали памятку для работы с такими детьми.

Памятка гуманно-личностного подхода к ребенку (Приложение 1)

     Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:

  • реализуется на всех этапах деятельностного процесса;
  • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником. У каждого учителя они свои.А вот алгоритм создания успеха на уроке универсален.

Алгоритм создания ситуации успеха  (практико-ориентированное задание).Выделите маркером те способы которые вы используйте на уроке.

         Способы

           Сущность  

          Приемы

1.Установление психологического контакта

Создание  атмосферы доверия (доброжелательности), улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему.

-Я рада видеть тебя...

-Мне приятно общаться с Вами.

-Как хорошо, что мы  встретились.

2. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха  

Освобождение психологического  зажима

-Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ.

-Это очень важно сделать, и у тебя непременно получится.

-Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.  

-Люди учатся на своих ошибках,  и находят способы решений.

3.Четкая  инструкция

Совет, как лучше выполнить  планируемое, скрытая помощь.

-Я бы начала с...

-Я полагаю, что удобнее было бы сделать.

-Достаточно вспомнить вот эту часть и...

-Может быть, попробуешь...  

-Именно ты и мог выполнить такое дело.

4.Авансирование личности. Персональная исключительность.  

Провозглашение её достоинств.

Мобилизация активности ребенка.

-« У тебя обязательно получиться». Конечно ты это  сделаешь, потому что ты...

-Ведь у тебя хорошая зрительная память.

-Твой сильный характер не боится неудач.

-Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

-Только ты и мог бы.

-Только тебе, я могу доверить…  

-Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…

5.Внесение мотива (обозначить практическую значимость).   Положительное  подкрепление

Переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

«Без твоей помощи  твоим товарищам не справиться…»

-Это нам необходимо...

-Это очень важно для нашей работы...

-Наше дело зависит от твоей работы...

-Только ты и сможешь...

-Никто, кроме тебя...

-Именно ты способен  это сделать...

6.

Педагогическое  внушение.Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности

Через интонацию, пластику, мимику. Передача веры в успех, импульс к действию.

-Начинай же!

-Смелее, смелее...

-У тебя получится!

-Ты хорошо это делаешь.

-Возможно, лучше всего начать с…,  

-Выполняя работу, не забудьте о…

-Так хочется поскорее увидеть…

7. Педагогическая оценка результата.Высокая оценка деталей.

Оценивание не человека, а  деятельности, отношения ребенка к ней, позитивное  оценивание, использование  приема детальной оценки, т.е. похвалить за то, что получилось хорошо и др.

-Вот эта деталь получилась прекрасно...

-В этой работе хорошо прослеживается логика ..

-Ты творчески поработал  над данным заданием.

-Тебе особенно удалось то объяснение…

-Больше всего мне в твоей работе понравилось…

8. Вселение веры ученику

Вселение веры ученику в его будущие успехи.

-В следующий раз получится ещё лучше! -В следующий раз ты сможешь выполнить ещё  более сложное задание.

Ученик с высокой мотивацией к обучению (отличник) —

Такой ребенок- Хочет, Знает, Умеет, Может, Востребован.  

Эти дети выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

С учащимися, имеющими высокий уровень мотивации, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствованию.

Но кто у нас попал в группу риска?

1. «Грузчики» -взвалили на себя груз ответственности. Ответственно выполняют все домашние задания. Участвуют во всех олимпиадах, конкурсах, соревнованиях…и т.д нужны всем учителям предметникам. Как правило, такие дети  успешны не только в школе но и учреждениях дополнительного образования. И там от них ждут не менее высоких результатов. Они физически не могут и не успевают.

2. «Звездная болезнь» Завышенная самооценка у ребенка, зазнайки ставят себя выше других отсюда проблемы в взаимоотношениях с одноклассниками и педагогами

3. «Синдром отличника» - навязчивая зацикленность на оценках, страх ошибиться, боязнь критики…Все  это  дети которые в   в какой-то момент могут сказать нам- « нет я не буду этого делать!!!»Поэтому необходимо работать с такими детьми дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход, проводить консультации не только с учащимися но  и с родителями.
Классный руководитель Это - педагог-профессионал,  создающий условия для индивидуальной самореализации каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель вовлекает детей в различные виды внеурочной деятельности используя при этом  разнообразные формы работы.

Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы. 

Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важный фактор в достижении успеха ребенка не только в школе но и в дальнейшей жизни.

«Ресурсный мешочек»

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получается. Хочу подарить каждому из вас  ресурсный мешочек. В котором лежит самый главный ресурс  педагога -это любовь к детям.

Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением воспитательной работы. Это - педагог-профессионал, организующий систему отношений и деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуальной самореализации каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

"Дети группы риска"

В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные катего...