Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
классный час (5 класс)

Леонова Алиса Алексеевна
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
  • рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться

.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • индивидуальные творческие задания;
  • анкеты;
  • клей;
  • цветные карандаши;
  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.

Ход мероприятия

I.Организационный момент

 Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Отгадайте загадку, куда мы совершим путешествие:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню -земляникой,

Таню- костяникой,

Машеньку- орешком,

Петю- сыроежкой.

( Лес.)

Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

II.Сказка о лесе.

– Жил был лес.

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

– Почему в лесу никто не живет?

– Человек разрушил жизнь леса.

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

III. Выполнение заданий.

Задание 1

–   Отгадайте загадку и найдите среди деревьев  то, о котором идёт речь в загадке. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

6.

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

Дуб

7.

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.

Ива

8.

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

Сосна

9. Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ... (КЛЁН).

Породы деревьев приклеиваем на ватман.

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.  

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

– Не хватает птиц и зверей

Задание 2.

На столе у вас лежат раскраски птиц и животных. Вы должны раскрасить,вырезать и наклеить на ватман птиц и животных. Ребята расскажут о пользе животных леса.

     

Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает

клювом  дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.

 Сова – уничтожает за год  около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в     год  1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

 Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество

  насекомых  - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть  170 комаров.

Волк - санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться.

Трясогузка - одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух и других насекомых – вредителей.

Задание 3

Игры с жителями леса.

«Лесная почта»

Отгадайте загадку про еще одного лесного жителя.

В кору стучит, живёт в глуши лесной.

Старательный работник, лесной носатый плотник.

(Дятел)

 Дятел принес нам лесную почту.

 Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на  них.

Письмо №1

Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики  обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

Как вы оцените действия ребят?

Письмо №2

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился  и  стал бить

 прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

 Письмо № 4

Катя и Петя гуляли в лесу.  Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?

IV. Физкультминутка

 Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил 
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови 
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 4

Жители леса  прислали  вам  кроссворд о природе.

 

                        Кроссворд «Животные леса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Самое крупное животное наших лесов – высотой до 2 метров, весом до 500 кг.
  2.  Птица, не вьющая гнезд, но любящая считать чужие года.
  3.  Хищный зверек, живущий под землей, но очень чистоплотный.
  4.  Крупный зверь – сладкоежка.
  5. Самый искусный строитель, самый большой грызун.
  6. Хитрая плутовка.
  7. Птица – чемпионка по уничтожению вредных насекомых, птичка – невеличка, но большая хвастунишка, хвалилась море зажечь…
  8. Птица, любившая «кашку сварить, деток накормить», любит пострекотать.
  9. Имя этой птичке не подходит, прилетает очень рано, морозов не боится и не зябнет.
  10. Считается лучшим певцом.

Ответы:  По горизонтали: 1. Лось. 2. Кукушка. 3. Барсук. 4. Медведь. 5. Бобр. 6. Лиса. 7. Синица. 8. Сорока. 9. Зяблик. 10. Соловей.

По вертикали: Скребицкий.

Кроссворд «Животные леса»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали:

  1. Птица – «родственница» Снегурочки.
  2. Лесной великан, но может пройти через болото, не проваливаясь в трясину.
  3. Он и рябинник, и белобровик, и деряба…Но особенно хорош – певчий.
  4. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
  5. Лесной петух.
  6. Серый лесной разбойник.
  7. Желуди собирает, дубы «сеет».
  8. От нас на зиму улетает, сало любит, спинкой зеленоватая, животиком желтоватая…
  9. Эти птицы живут в смешанном лесу, на юг не улетают, зимой в лесу ночуют, питаются почками деревьев, летом насекомыми, осенью – семенами сорняков.
  10. Хищный зверек, охотиться на мышей, зайцев, белок и …очень любит вишню.
  11. Летом  - серый, зимой – белый.

По вертикали:

Маленькая серая птичка с ярко-рыжим («горящим») хвостом.

Ответы:  По горизонтали: 1. Снегирь. 2. Лось. 3. Дрозд. 4. Ящерица. 5. Глухарь. 6. Волк. 7. Сойка. 8. Синица. 9. Тетерев. 10. Куница. 11. Заяц.

По вертикали: Горихвостка.

– Нужно ли охранять природу?

-Что значит охранять природу? Как вы лично можете помочь природе?

– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

А какие меры охраны природы известны в нашей стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Какую книгу называют  Красной?

Я думаю каждый из вас должен запомнить правило:

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок  свою планету.

Задание 5

Правила поведения в лесу

Правила безопасного поведения в лесу

  • не ходите в лес одни, только со взрослыми;
  • возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
  • вернуться из леса надо до наступления темноты;
  • не уходите вглубь леса;
  • не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
  • запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
  • не сжигайте высохшую траву или листья;
  • не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
  • не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
  • нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
  • не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
  • не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
  • не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
  • не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
  • не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
  • не вылавливайте лягушек и головастиков;
  • не убивайте пауков, не рвите паутину;
  • ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
  • не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;
  • не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
  • разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
  • никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
  • собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
  • не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску)

V. Просмотр мультфильма «На лесной тропе», «Смешарики».

VI. Экологический рейд по территории школы «Сбор мусора»

VII. Итог занятия 

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Спасибо всем группам за работу!

VIII.Рефлексия

-Давайте украсим наш лес листьями.

Красный лист - понравилось мероприятие

Желтый лист - остались вопросы

Зеленый лист - было не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Внеклассная работаЦели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащих...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бере...

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, э...

Разработка внеклассного мероприятия - игра"Экологическая тропа"

        Данная игра рассчитана на учащихся 5-7 классов. Игра проводится на местности....

Сценарий внеклассного мероприятия " Экологическая тропа".

Внеклассное мероприятие: " Экологическая тропа" для 7,8 классов....

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...