Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
классный час (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
- рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться
.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
- индивидуальные творческие задания;
- анкеты;
- клей;
- цветные карандаши;
- карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.
Ход мероприятия
I.Организационный момент
Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Отгадайте загадку, куда мы совершим путешествие:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню -земляникой,
Таню- костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой.
( Лес.)
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
II.Сказка о лесе.
– Жил был лес.
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
– Почему в лесу никто не живет?
– Человек разрушил жизнь леса.
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
III. Выполнение заданий.
Задание 1
– Отгадайте загадку и найдите среди деревьев то, о котором идёт речь в загадке. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
6.
Не загадка это даже, |
Дуб |
7.
Кудри в речку опустила |
Ива |
8.
Все знают, что у елки |
Сосна |
9. Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож...
Каждый в дерево влюблён,
потому что это ... (КЛЁН).
Породы деревьев приклеиваем на ватман.
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
– Не хватает птиц и зверей
Задание 2.
На столе у вас лежат раскраски птиц и животных. Вы должны раскрасить,вырезать и наклеить на ватман птиц и животных. Ребята расскажут о пользе животных леса.
Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает
клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.
Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.
Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество
насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.
Волк - санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться.
Трясогузка - одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух и других насекомых – вредителей.
Задание 3
Игры с жителями леса.
«Лесная почта»
Отгадайте загадку про еще одного лесного жителя.
В кору стучит, живёт в глуши лесной.
Старательный работник, лесной носатый плотник.
(Дятел)
Дятел принес нам лесную почту.
Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на них.
Письмо №1
Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.
Как вы оцените действия ребят?
Письмо №2
Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить
прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
Письмо № 4
Катя и Петя гуляли в лесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?
IV. Физкультминутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 4
Жители леса прислали вам кроссворд о природе.
Кроссворд «Животные леса»
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 |
- Самое крупное животное наших лесов – высотой до 2 метров, весом до 500 кг.
- Птица, не вьющая гнезд, но любящая считать чужие года.
- Хищный зверек, живущий под землей, но очень чистоплотный.
- Крупный зверь – сладкоежка.
- Самый искусный строитель, самый большой грызун.
- Хитрая плутовка.
- Птица – чемпионка по уничтожению вредных насекомых, птичка – невеличка, но большая хвастунишка, хвалилась море зажечь…
- Птица, любившая «кашку сварить, деток накормить», любит пострекотать.
- Имя этой птичке не подходит, прилетает очень рано, морозов не боится и не зябнет.
- Считается лучшим певцом.
Ответы: По горизонтали: 1. Лось. 2. Кукушка. 3. Барсук. 4. Медведь. 5. Бобр. 6. Лиса. 7. Синица. 8. Сорока. 9. Зяблик. 10. Соловей.
По вертикали: Скребицкий.
Кроссворд «Животные леса»
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 |
По горизонтали:
- Птица – «родственница» Снегурочки.
- Лесной великан, но может пройти через болото, не проваливаясь в трясину.
- Он и рябинник, и белобровик, и деряба…Но особенно хорош – певчий.
- Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
- Лесной петух.
- Серый лесной разбойник.
- Желуди собирает, дубы «сеет».
- От нас на зиму улетает, сало любит, спинкой зеленоватая, животиком желтоватая…
- Эти птицы живут в смешанном лесу, на юг не улетают, зимой в лесу ночуют, питаются почками деревьев, летом насекомыми, осенью – семенами сорняков.
- Хищный зверек, охотиться на мышей, зайцев, белок и …очень любит вишню.
- Летом - серый, зимой – белый.
По вертикали:
Маленькая серая птичка с ярко-рыжим («горящим») хвостом.
Ответы: По горизонтали: 1. Снегирь. 2. Лось. 3. Дрозд. 4. Ящерица. 5. Глухарь. 6. Волк. 7. Сойка. 8. Синица. 9. Тетерев. 10. Куница. 11. Заяц.
По вертикали: Горихвостка.
– Нужно ли охранять природу?
-Что значит охранять природу? Как вы лично можете помочь природе?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
А какие меры охраны природы известны в нашей стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Какую книгу называют Красной?
Я думаю каждый из вас должен запомнить правило:
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
Задание 5
Правила поведения в лесу
Правила безопасного поведения в лесу
- не ходите в лес одни, только со взрослыми;
- возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
- вернуться из леса надо до наступления темноты;
- не уходите вглубь леса;
- не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
- запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
- не сжигайте высохшую траву или листья;
- не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии, если появилась опасность нападения, не показывайте страх и не стойте спиной, лучше потихоньку постоять и подождать, когда животное уйдет;
- не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
- не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
- не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
- не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
- не вылавливайте лягушек и головастиков;
- не убивайте пауков, не рвите паутину;
- ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
- не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков), берегите их, не наносите вред;
- не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
- разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
- никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
- собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
- не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску)
V. Просмотр мультфильма «На лесной тропе», «Смешарики».
VI. Экологический рейд по территории школы «Сбор мусора»
VII. Итог занятия
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Спасибо всем группам за работу!
VIII.Рефлексия
-Давайте украсим наш лес листьями.
Красный лист - понравилось мероприятие
Желтый лист - остались вопросы
Зеленый лист - было не интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).
Внеклассная работаЦели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащих...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе (ФГОС).
Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание бере...
Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"
Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, э...
Разработка внеклассного мероприятия - игра"Экологическая тропа"
Данная игра рассчитана на учащихся 5-7 классов. Игра проводится на местности....
Сценарий внеклассного мероприятия " Экологическая тропа".
Внеклассное мероприятие: " Экологическая тропа" для 7,8 классов....
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...