Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"
Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, эмблему, девиз. В жури, сидят ребята 8 – В класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii_moe.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"
Мельниченко Светлана Леонидовна, учитель биологии
Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, эмблему, девиз. В жури, сидят ребята 8 – В класса.
Учитель.
Сегодня мы с вами попадем в необычное царство, в Лесное Царство царя Берендея. Путешествуя по лесной экологической тропе Царства, команды сделают остановку на «волшебной поляне», где встретятся с лекарственными растениями и с ядовитыми. Ребята должны эти растения определить. Команды попадут на «необитаемый» участок Царства, где пройдутся по следам Робинзона. В таких экстремальных условиях команды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду.
На одной опушке леса команды посоревнуются и узнают, кто же является лучшим знатоком ботаники.
Есть в лесу и охраняемая территория, именно туда должны попасть ребята и узнать охраняемые растения. Должны суметь оказать помощь животным и растениям, продемонстрировать свои знания, как правильно общаться с природой.
Ну, и на последней поляне «смекалистых» участники покажут свои знания и эрудицию. На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов.
Попасть в царство Берендея непросто.
Пропуском в Царство служат ответы на загадки и шуточные вопросы.
Загадки и шуточные вопросы. кто даст больше правильных ответов, тот и начнет первым свое путешествие:
1.Не огонь, А жжется.
(Крапива)
2.На зеленой ветке
В бежевой беретке
Всем твердит крепыш:
- я буду
Стройным и могучим дубом!
(Желудь)
3.Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
4.Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
5.Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
6.Что летом и зимой
В рубахе одной?
(Ель, сосна)
7.Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
(Ива)
8.Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
9.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
(Рябина)
10.Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
11.У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
(сосна)
12.Одеться не успела, а сережки надела.
Платье надевала - серьги потеряла.
Падали под ножки красные сережки.
(папоротник)
Каждая команда, ответив, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие.
Маршрутный лист.
Маршрут | Этапы | Баллы |
1. Волшебная поляна. 2. По следам. Робинзона. 3. Знатоки ботаники. 4.Охрана природы. 5. Поляна смекалистых. |
|
I этап.
«Волшебная поляна»
Участники должны распределить предлагаемые растения (подорожник, вороний глаз, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, дурман, крапива, лопух) на 2 группы: лекарственные и ядовитые. Заполнить бланк ответа.
Лекарственные растения Ядовитые растения
1 5
5 25
8 15
10 22
11 39
12 2
14 7
15 9
16
19 10
22 12
24 14
25 21
28 26
30 37
31 47
32 48
33 52
38 53
39 55
40
41
42
47
49
50
51
53
55
56
II этап.
«По следам Робинзона»
Командам предлагаются билеты, в которых по 2 вопроса. Как определить дорогу.
Например.
Первое задание.
- мох на деревьях растет с северной стороны;
- муравейники всегда располагаются с южной стороны дерева;
- если Вы обнаружите на дереве дупло дятла, оно обязательно будет находиться на южной стороне;
- обратите внимание на лесные ягоды (землянику, клубнику): с южной стороны они красные, с северной - зеленоватые.
- В солнечную погоду очень легко сориентироваться по солнцу: в 14 часов (а не в 12, как принято считать) солнце находится на юге. Тени от деревьев при этом "смотрят" на север.
- Ночью не заблудиться в лесу Вам поможет Полярная звезда: она всегда находится на севере.
А для этого:
- Выйти к людям помогают звуки — работает трактор (слышно за 3—4 километра), лает собака (2—3 километра), идёт поезд (до 10 километров). Помогает запах дыма: тут надо двигаться против ветра.
- При отсутствии знакомых ориентиров, троп и дорог выходи „на воду“ — вниз по течению. Ручей выведет к реке, река — рано или поздно — к людям.
- .
1. Вам стал попадаться подорожник. (значит где - то рядом тропа).
2. Собирали ягоды и заблудились (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).
3. Перед вами пень. (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире).
4. Перед вами муравейник. (муравейник находится к югу от дерева или пня).
Второе задание.
По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).
1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки(будет ясно).
3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).
III этап.
На третьем этапе участникам предлагается:
Первое задание.
Викторина.
1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа).
2. Какую роль играет ива для берега, реки, водохранилища? (Укрепляет берег, предохраняет от испарения).
3. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы и зверя.? (вороний глаз, волчье лыко).
4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).
5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
6. Листья каких деревьев осенью краснеют? ( рябина, осина, черёмух, клен).
7. Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел).
8. Растет ли дерево зимой? (нет).
Второе задание.
Найдите ошибки в тексте.
Рассказ небылица.
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
Ошибки.
1. В обед не поливают.
2. У огурцов цветки не обрывают.
3. Лук, морковь не окучивают.
4. Подсолнечник не поливают.
IV этап.
«Охрана природы»
Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет практическое задание по охране природы.
1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда).
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота).
3. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?
4. Назвать несколько заповедников Крыма
V этап.
«Поляна смекалистых»
Командам раздают наборы карточек .Надо вписать туда названия растений.
Пока команды проходят этапы, со зрителями проводится викторина. Болельщики отвечают на вопросы и зарабатывают своим командам дополнительные баллы.
1. Почему распространенное сорное растение называют пастушья сумка? (Плоды – сумки пастухов).
2. Из чего состоит тина? (нитчатые зеленые водоросли)
3. Первое нота, второе тоже, а целое на горох похоже? (фасоль).
4. Что означает «клич» берез весной? (сокодвижение).
5. Какое травянистое растение зацветает первым?(мать – и - мачеха).
6. Какой цветок является символом Японии и символом солнца? (хризантема).
7. Какой цветок считается последней улыбкой осени? (астра).
8. Какое растение даёт лучший мед? (липа)
9. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик).
10. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина).
11. Какая самая высокая трава? (бамбук).
12. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз).
13. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка).
14. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза).
15. Какие цветы носят имена людей? (Роза, Вероника, Лилия, Василек).
16. Про какое дерево и почему сказано: «Что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать». (береза – лучины, деготь, лекарство, веники).
17. У какой земляники плоды слаще: у лесной растущей под деревьями или на открытых полянах? (на поляне, свет – фотосинтез, сахар).
18. Из каких растений, цветков можно заваривать чай? (зверобой, липа, душица)
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по биологии "Знатоки биологии"
Игра-викторина по биологии проводится в 5-7 классах, с целью получения дополнительных знаний по биологии ,а так же для того, чтобы лучше узнать природу, которая нас окружает....
Разработка внеклассного мероприятия по биологии для 5-11 классов "Экологический капустник"
Данная разработка поможет учителю биологии развивать интерес к предмету...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "По дорогам и тропам языка"
Во время внеклассного мероприятия обучающиеся совершают путешествие по страницам ркусского языка....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".
Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализир...
Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...
Внеклассное мероприятие по биологии и географии в пятых классах «Экологическая тропа»
Внеклассное мероприятие по биологии и географии в пятых классах «Экологическая тропа»....
Внеклассное мероприятие по биологии. Экологическое ассорти. 7 класс
Экологическое образование и воспитание нацелено на формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе как к общественному достояни...