Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
проект на тему
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lepbuk_moy.docx | 441.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа
Ярцевского района Смоленской области
Педагогический проект
по русскому языку:
«Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
Автор проекта:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Засижьевской СШ
Панова Любовь Васильевна
Населенный пункт: Смоленской обл.,
Ярцевский район,
деревня Засижье
2017
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………3
1.1.Актуальность темы……………………………………………………. 3
1.2. Новизна………………………………………………………………… 6
1.3. Цель проекта…………………………………………………………… 8
1.4. Задачи………………………………………………………………….. 8
1.5. Сроки реализации проекта…………………………………………..... 9
1.6. Ожидаемые результаты реализации проекта………………………. 9
1.7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………….. 10
2. Краткое содержание проекта………………………………………… 10
2.1. Содержание программы……………………………………………… 10
2.2. Оценка степени эффективности выполнения проекта……………… 13
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….16
Приложения………………………………………………………………..17
1.Пояснительная записка.
Название проекта: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности »
Реализация проекта осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании РФ»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Устав МБОУ Засижьевской СШ;
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
- Актуальность темы
Современные исследования подчеркивают особую актуальность идеи развития личности в стремительно развивающемся информационном обществе. Образовательное пространство мыслится как максимально обеспечивающее условия для раскрытия творческих сил каждого ребенка.
Обществом востребована активная, коммуникативная личность. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетентности. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. ФГОС определяет состав коммуникативных действий, куда входят:
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
У педагога возникает необходимость в обеспечении комплекса условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, для развития коммуникативной компетенции учащегося.
Личность человека проявляется в его общении, в его отношениях с другими людьми,в постижении им мира других личностей. На развитие личности человека в целом, безусловно, оказывает влияние уровень развития его языковой личности, его коммуникативной компетентности.
Повышение уровня коммуникативной компетентности, прямо и непосредственно определяющей культуру общения, рассматривается как основная задача обучения культуре речи в школе и вузе. Особое внимание при этом акцентируется на языковой компетенции и коммуникативных знаниях, умениях устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт. Они взаимозависимы и одновременно взаимосвязаны со всеми остальными структурными компонентами коммуникативной компетентности. Развивая их во взаимосвязи при обучении детей языку, можно повлиять на повышение уровня коммуникативной компетентности ребенка, а, следовательно, и на эффективность его общения с другими людьми.
Важнейшим, определяющим условием реализации деятельностно - коммуникативного подхода в обучении для развития коммуникативной компетентности обучающихся является готовность педагога создать мотивирующие условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний. Педагогическая деятельность в рамках интерактивного обучения приобретает характер специфической индивидуальной деятельности педагога по проектированию учебной деятельности обучающихся и ее практическому воплощению в определенной предметной области с ориентацией на организацию спонтанного взаимодействия обучающихся, становящегося объектом обучения путем группового обсуждения, рефлексивного анализа и оценки результатов; используются активные методы обучения:
- групповые дискуссии,
- проигрывание ролей и действий,
- имитации и имитационные игры,
- ролевые и деловые игры,
- упражнения для групп с небольшим числом участников,
- упражнения на развитие навыков саморегуляции,
- работа над проектом,
- тренинги,
- моделирование.
Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, потому что оно активизирует самосознание участников диалога, оттачивает мысль, требует гармонии формы и содержания. Диалог, имея социальную природу, реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. Поэтому диалоговые формы обучения и воспитания дают возможность педагогу создавать условия для социализации личности ученика.
Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В перечень рекомендованных материалов ФГОС включены различные технологии обучения учащихся, ключевыми из которых являются развивающие технологии.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
- Новизна
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с обучающимися. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие коммуникативных и творческих способностей, формирование у школьников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).
Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме
Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделывают в ходе изучения данной темы.
Использование педагогом лэпбуков способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Использование лэпбуков для детей способствует:
- пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
- развитию коммуникативной компетентности;
- повторению и закреплению материала по пройденной теме.
При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель, ребёнок-ребёнок.
Это отличный метод создания единого образовательного пространства между школой и родителями (законными представителями).
Использование лэпбуков помогает:
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление ребёнка;
- развивать речь обучающихся;
- разнообразить даже самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности обучающихся, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой образовательной организации. Лэпбук может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке и активном внедрении в образовательный процесс.
- Цель проекта.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я определила цель проекта следующим образом: разработка и апробация курса занятий с использованием лэпбук - технологий, направленного на формирование коммуникативно - компетентной личности.
- Задачи проекта.
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Ввести в свою педагогическую систему наибольшее количество лэпбуков по разным темам, соответствующим индивидуальным и возрастным возможностям обучающихся.
- Привлечь к созданию некоторых лэпбуков родителей (законных представителей) обучающихся
- Посредством проведения кружковых занятий и классных часов осуществить:
формирование у обучающихся умения применять самодельную папку при решении поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться лэпбуком при ведении конструктивной беседы в процессе совместной деятельности с взрослыми.
- Проанализировать полученные результаты в ходе реализации проекта.
- Сроки реализации проекта.
Проект имеет долгосрочную перспективу.
Сроки реализации данного проекта:
ноябрь2016 – август 2019 года.
- I этап: ноябрь 2016 года – май 2017 года – выявление перспективных направлений развития коммуникативной компетентности обучающихся средствами лэпбук - технологий в школе.
- II этап: сентябрь 2017-2019 гг. – реализация проекта.
- III этап: май - август 2019 г. – анализ и обобщение достигнутых результатов, выявление перспектив дальнейшего развития, распространение опыта школы по реализации программы.
- Ожидаемые результаты реализации проекта:
- повышение доли учащихся, занимающихся русским языком и литературой во внеурочное время;
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
- развитие коммуникативной компетентности детей;
- создание и реализация программы кружка «ЛЭПС» для обучающихся 5 – 6 классов;
- вовлечение родителей в совместную работу со школой, направленную на развитие детей;
• создание банка мероприятий, направленных на формирование навыков общения;
• увеличение числа реализованных творческих проектов, акций, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
1.7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок, а также ватманы, картон, цветная бумага, маркеры, текстовыделители, фломастеры, карандаши, краски и т.д. При отсутствии шаблонов возможно ручное изготовление лэпбуков из подручного материала.
- Краткое содержание проекта
2.1. Содержание программы
I этап. Подготовительный – ноябрь 2016 года – май 2017 года
Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты |
Мониторинг коммуникативной компетентности обучающихся. Знакомство с передовым опытом использования лэпбук-технологий и их использование в урочной и во внеурочной деятельности. | Ноябрь 2016-май 2017 | Учителя русского языка и литературы | Разработка плана работы. |
Организация и проведение анкетирования обучающихся, позволяющего выявить мотивы посещения уроков русского языка и литературы, отношение к лэпбук-технологиям. | Февраль 2017 | Учителя русского языка и литературы | Проведение анализа анкетирования. Вывод: лэпбук-технологии имеют повышенный интерес у обучающихся |
Участие во всероссийском конкурсе лэпбуков «От идеи к воплощению» | Январь 2017 | Учителя русского языка и литературы | Обобщение и распространение опыта, привлечение обучающихся к проектной деятельности |
Общешкольный круглый стол «Мои педагогические инновации. Первые шаги» | Февраль 2017 | Учитель русского языка и литературы Панова Л.В. | Обобщение и распространении эффективного педагогического опыта. |
Конкурсы различного уровня по направлению «Применение лэпбук-технологий в урочной и внеурочной деятельности» | декабрь-июнь 2017 | Учитель русского языка и литературы Панова Л.В. | Распространение опыта на конкурсах различного уровня |
Распространение опыта на образовательных сайтах и порталах | Апрель 2017г. | Школьные методические объединения классных руководителей | Распространение опыта на сайтах |
II этап. Основной – 2017-2019 г.г.
Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты |
Расширение неаудиторной занятости учащихся | 2017-2019 | Учитель русского языка и литературы Панова Л.В | Организация деятельности кружка «ЛЭПС» |
Проведение конкурса на лучшую эмблему и слоган о лэпбуке среди обучающихся ОУ | 2017 | Классные руководители | Повышение интереса и мотивации к занятиям в кружке «ЛЭПС» для обучающихся 5 – 6 классов |
Проведение тематических классных часов с изготовлением лэпбуков по заданной теме. | ежегодно | классные руководители | Духовно-нравственное воспитание |
Занятия группы продленного дня (изготовление лэпбуков) | ежегодно | Учителя русского языка и литературы | Повышение занятости обучающихся в группе продленного дня |
Сотрудничество с социальным педагогом | ежегодно | Учитель русского языка и литературы Панова Л.В | Привлечение к занятиям в кружке обучающихся с девиантным поведением |
Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов для учителей по вопросам применения лэпбук-технологий в образовательном процессе. | 2016-2019 | Учитель русского языка и литературы Панова Л.В | Применение инновационных лэпбук – технологий в учебно-воспитательном процессе |
Участие педагогов и обучающихся в конкурсах различного уровня. | ежегодно | Учителя школы | Обобщение и распространение передового опыта |
Формирование банка данных одаренных детей. | В течении учебного года | Учителя русского языка и литературы | Координация и систематизация работы с одаренными детьми |
Создание и обновление банка данных творческих достижений обучающихся | В течение учебного года | Учителя школы | Работа с одаренными детьми. Повышение интереса и мотивации к занятиям в кружке. |
Распространение опыта на образовательных сайтах и порталах | Апрель 2017 г. | Школьные методические объединения классных руководителей | Распространение и обобщение опыта на сайтах |
III этап. Заключительный - май- август2019 г.
Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Результаты |
Олимпиады по русскому языку и литературе | Ноябрь-декабрь 2017 | Учителя русского языка и литературы | |
Проведение общественной и профессиональной экспертизы результатов реализации проекта | август 2019 | Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла | |
Обобщение и распространение опыта работы по реализации Программы среди образовательных учреждений города, среди участников образовательного процесса, в сети интернет. | Второе полугодие 2018 - 2019 учебного года | Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла | Участие во Всероссийских, областных конкурсах, публикации на школьном сайте, интернет - сообществах и т.д. |
2.2. Оценка степени эффективности выполнения проекта
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Целевой ориентир |
1 | Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством развивающих программ гуманитарной направленности. | % | Не менее 90 |
2 | Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ развивающих программ гуманитарной направленности. | % | Не менее 80 |
3 | Удовлетворенность педагогического коллектива количеством и качеством программ развивающих программ гуманитарной направленности. | % | Не менее 90 |
4 | Доля обучающихся принимающих участие в творческих и развивающих мероприятиях школы | % | Не менее 70 |
5 | Доля обучающихся, охваченных занятиями в кружке | % | Не менее 50 |
6 | Доля учителей, освоивших и применяющих лэпбук - технологии | % | Не менее 80 |
7 | Включенность педагогов школы в работу по реализации инновационной общеобразовательной программы | % | Не менее 80 |
8 | Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие достижения в области русского языка | % | Не менее 30 |
Заключение
Апробирование развивающей программы по применению лэпбук - технологий выявило ее достаточную эффективность и, что не менее важно, актуальность для педагогической практики. Об этом свидетельствуют не только положительные результаты обследования школьников на протяжении экспериментального периода, но и тот интерес, с которым эта программа была встречена учителями и который в настоящее время продолжает к ней проявляться.
Становится все более очевидным, что специальная систематическая и целенаправленная работа по коммуникативному развитию обучающихся в школе необходима, особенно, в рамках традиционного обучения.
Мы надеемся, что широкое внедрение данной развивающей программы в практику школьного обучения обеспечит не только повышение уровня коммуникативного развития обучающихся в целом, но и заложит в них когнитивно-личностную основу обучения, необходимую как для успешного усвоения знаний на данном этапе, так и для их саморазвития в будущем.
Список литературы
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. – 2005. – С.25.
- Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006.
- Буслаева Е.М. Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2008.
- Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.
- Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.
- Воробьева С.В.Основы управления образовательными системами: учеб. пособие, – М.: 2008.
- Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебник. – М. 2007.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М. КноРус. 2010.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.34
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал — М.: 1994.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Технология социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФА-М, 2002. – 400 с. - С. 124-133.
- Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – М.: 2007.
Приложение 1
Мастер класс «Применение лэпбука»
Как сделать урок русского языка интересным? Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании занимательных заданий и упражнений (вызывающих интерес самими формами работы). Занимательные задания и упражнения включают в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак занимательных заданий и упражнений - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Учитывая выше сказанное, мною был разработан лэпбук «Занимательные упражнения по русскому языку», состоящий из 8 разделов:
- Магические квадраты
- Головоломки
- Раскрась буквы
- Викторина «Кто самый умный?»
- Загадки
- Чайнворды
- Кроссворды
- Филворды
Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Ведь занимательные задания и упражнения, представленные в лэпбуке – это игра, а игра – воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность учебы, качества, необходимые в семье.
Занимательные задания и упражнения – прекрасное средство развития. Каждое задание из моего лэпбука развивает целый спектр разнообразных способностей, позволяет учить так, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы вопрос о раскрытии творческих резервов личности из вопроса злободневного превратился в вопрос решаемый. Занимательные упражнения и задания требуют от детей не меньших умственных затрат, чем традиционно организованная серьезная учебная деятельность. Совсем необязательно при обучении полностью заменять традиционные уроки занимательными, но регулярное использование занимательных заданий приносит большую пользу. Такие задания вызывают интерес к урокам русского языка, позволяет ставить проблемные вопросы, решать задачи опережающего обучения. Известно, что учебная деятельность часто бывает сопряжена не столько с внутренними побуждениями, сколько с побуждениями внешнего плана. Внешний стимул (занимательные задания) первоначально, когда познавательный интерес неустойчив, выступает как средство активизации учебной деятельности.
Подобранные мною занимательные задания и упражнения позволяют сравнительно легко преодолеть педагогическую запущенность по предмету, сопровождающуюся неустойчивостью эмоций, пониженным настроением, раздражительностью, выражающуюся в отрицательном отношении к русскому языку.
Организация работы по лэпбуку
Лэпбук «Занимательные упражнения по русскому языку» состоит из 8 разделов:
- Магические квадраты
- Головоломки
- Раскрась буквы
- Викторина «Кто самый умный?»
- Загадки
- Чайнворды
- Кроссворды
На уроке можно организовать работу детей по одному или нескольким из разделов, также работа может осуществляться в группах или индивидуально.
- Раздел «Магические квадраты»
Данный материал в игровой форме помогает повторить и обобщить знания по отдельным разделам языкознания.
Например:
Тема: «Правописание корней -раст- - -рос-»
Задание: вставьте буквы, соблюдая номера заданий. Закрасьте клетки «магического квадрата» с буквой «А». Получилась ли буква при закрашивании?
1.Выр..сти 2.Р..сток 3. Р..стение. 4. Зар..сли. 5.Р..стительный. 6. Водор..сли. 7. Отр..сль. 8. Подр..сла. 9. Выр..щенный. 10.Р..сти. 11. Взр..щённый. 12. Р..сточек. 13. Р..стислав 14. Выр..с. 15. Р..стительность. 16.Подр..сли.
- Раздел «Головоломки»
В данном разделе собраны различные головоломки, которые помогают закрепить знания по правописанию словарных слов, запомнить и осмыслить их толкование.
Например:
Задание 1.
Задание 2.
В этой сетке можно найти не менее 40 слов – имён существительных, нарицательных, в единственном числе, если переходить от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали и делать ход назад в только что покинутую клетку.
Здесь есть несколько достаточно длинных слов – одно, например, состоит из 14 букв. Найдите все слова.
К | Е | Л | У | М |
О | М | Ь | Т | О |
Ш | Я | С | И | В |
К | И | Л | П | А |
А | Ц | О | Г | Р |
- Раздел «Раскрась буквы»
В данном разделе собраны картинки-головоломки со словами, в которых пропущены буквы. Ребята вставляют буквы и раскрашивают картинку по определенной инструкции. Если буквы вставлены верно, то получается рисунок (собака, слон и т.д.).
Например:
- Раздел «Викторина «Кто самый умный?»»
Например:
Самая «солнечная» геометрическая фигура?(Луч.)
Самый большой медведь?(Белый медведь.)
Самый большой хищный зверь?(Белый медведь.)
Самый зубастый столовый прибор?(Вилка.)
Самая походная сумка?(Рюкзак.)
Самая плавательная обувь?(Ласты)
Самый острый каблук?(Шпилька.)
Самый небесный цвет?(Голубой)
Самый детский театр?(Кукольный театр.)
Самый зубастый балет?(«Щелкунчик»)
- Раздел «Загадки»
Например:
Загадки про животных
Только вышел из скорлупки
в мягкой, легкой, желтой шубке.(цыпленок)
Панцирь прочный на спине, твердая рубаха,
медленно ползет ко мне, это ...(черепаха)
Хвост крючком, нос пятачком. (поросенок)
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
Загадки про овощи и фрукты
Без окон, без дверей,
полна горница людей. (огурец)
Стоит "Егорка" на пригорке,
кто мимо пройдет - всяк поклонится.(гриб)
Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов. (подсолнух)
- Раздел «Чайнворды»
Чайнворд - разновидность кроссворда. Слова в чайнворде никогда не пересекаются, а идут последовательно по часовой стрелке. Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.
Например: Чайнворд № 1 "Вкусные загадки" |
1. Низок, да ключ, сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. 2. Расселась барыня на грядке, одета в мягкие шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. 3. Он попал под молоток, хрустнул раз - и треснул бок. Развалился хрупкий дом, трое братьев жили в нем. 4. Бел как снег - в чести у всех, в рот попал - там и пропал. 5. Сидит старик под землей, борода снаружи. 6. Пушистый плод на ветке рос. Сладкий, сочный ... 7. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. 8. Круглый мяч пустился вскач, прыгнул в "Фанту" и тогда, стала вкусная вода. 9. На дне морском лежит коряга, а называется ... 10. Жесткий панцирь не беда - ароматная еда, всем достанется, для нас из Вьетнама ... 11. Его не очень любят дети, но он полезен всем на свете. 12. Он родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. 13. Не сметану и не масло налила нам мама в миски, мы все съели, облизнулись, не досталось даже киске. 14. Жидко, а не вода, бело, а не снег. 15. В ложке плоско, на сковородке пышно, на тарелке румяно. 16. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я. 17. Желтый шар, слегка горчит. Летом жажду утолит. 18. Золотая голова на грядке прилегла. Голова велика, только шея тонка. 19. Отбивная говяжья котлета вкусна, но котлетой по-русски зовется она. По-французски который уж год называют ее ... 20. Кулинар Егорка лакомую горку нам испек на день рожденья - налетайте без стесненья! 21. Со сковородки бутерброд к вам попасть мечтает в рот. 22. Полосатый мяч футбольный, если спелый - все довольны. 23. Растет в траве Аленка в нарядной рубашонке. Кто ни пройдет - поклон ей отдает. 24. Как камень были тверды груши. Их не грызут и их не сушат. Но приготовь из них варенье - и выйдет просто объеденье! Например: Чайнворд № 2 |
- Раздел «Кроссворды»
Например:
Непроизносимая согласная
I. Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочтете в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7. Местный. 8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
- Раздел «Филворды»
Например:
Филворд "Сказочный"
Найди названия 5 сказок.
1. Сказка про девочку, у которой были хрустальные туфельки.
2. Сказка про овощ, который посадили дед и бабка.
3. Сказка про домик, в котором жили звери.
4. Сказка про девочку, которая жила в лесу у семи гномов.
5. Сказка про того, кто катился по дорожке и пел песенку.
В каждом разделе – конверте находится до десяти и больше заданий.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.
Методика, предложенная мною при работе с лэпбуком «Занимательные упражнения по русскому языку», носит развивающий характер. Благодаря данным упражнениям у детей развивается кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.
Я надеюсь, что широкое внедрение такого рода лэпбуков в практику школьного обучения русскому языку обеспечит не только повышение уровня образованности школьников, но и привьёт в них любовь к родному языку и уважение к слову.
Приложение 2
Программа кружка «ЛЭПС»
для обучающихся 5 – 6 классов
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель хочет, чтобы по окончании школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Рассматриваемый материал вносит элемент неожиданности в сочетании с различными «заковыристыми» формулировками. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка, учиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Весь отобранный материал учащиеся систематизируют и оформляют в виде лэпбуков. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно только дополняет уроки в игровой доступной форме.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания обучающихся.
Цель и задачи программы
Основная цель данного курса – создание условий для формирования интеллектуальной активности и развития речи.
Задачи курса:
- Развивать интерес к изучению тайн русского языка.
- Воспитывать умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
- Развивать мотивацию к познанию и творчеству.
- Совершенствовать учебные умения и навыки.
- Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.
- Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
- Создавать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
- Развивать интерес к новым лэпбук – технологиям.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора.
Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся разных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Формы подведения итогов.
- Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
- Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
- Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению русского языка, стремление развивать интеллектуальные и творческие возможности обучающихся.
Научность
Русский язык – учебная дисциплина, развивающая грамотность и речь обучающихся.
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение филологической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на обогащение словарного запаса, углубление знаний о лексике, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других играх и конкурсах.
Связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
Систематичность
Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к русскому языку как науке филологического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по русскому языку, в-третьих, овладение навыками создания лэпбуков.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Занимательность
Является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, а в процессе изготовления лэпбуков развиваются творческие способности.
Участники образовательной программы: обучающиеся 5-6 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности:
- работа над обогащением словарного запаса
- работа с различными источниками информации
- составление собственных анаграмм, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в школьных и городских олимпиадах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «ЛЭПС» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий)
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит лэпбук - технология и технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. и диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся (проекты, лэпбуки);
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– результаты выполнения лэпбуков и способность к защите своего проекта;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка « ЛЭПС» для обучающихся 5 – 6 классов
Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. Знакомство с понятием «лэпбук». Изготовление папки для лэпбука. | Разыгрывание немых сцен. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». | 1 |
2 | Чудесные превращения слов. Изготовление шаблонов (буквы) | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева. | 1 |
3 | В Королевстве Ошибок. Изготовление карточек со стихотворениями. | Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. | 1 |
4 | Слова-двойники. Омонимы. Изготовление шаблонов (омонимы) | Знакомство с омонимами. Инсценирование рассказов. | 1 |
5 | Наши имена. Изготовление парных карточек (имена). Изготовление карточек с ребусами. | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, 6разгадывание и составление ребусов. | 2 |
6 | Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) Изготовление шаблонов с шарадами. | Обучение решению и составлению криптограмм, шарад, метаграмм. | 1 |
7 | Прятки с предлогами Изготовление шаблонов с ребусами. | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги | 1 |
8 | Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование") Изготовление шаблонов. Оформление лэпбука. | Знакомство с творческими играми. | 2 |
9 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа | 1 |
10 | Что бы это значило? | Решение головоломок. | 1 |
11 | Интеллектуальные игры. Игры со словами (ребусы, головоломки, загадки) Изготовление шаблонов с загадками. | Обучение решению и составлению ребусов, головоломок | 1 |
12 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок | 1 |
13 | Загадки - шарады | Обучение разгадыванию шарад | 1 |
14 | Развивающие игры. | Тренируем внимание. Развиваем речь. | 2 |
15 | Развивающие игры | Развиваем слуховую и зрительную память | 2 |
16 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению | 1 |
17 | Крылатые слова Подбор шаблонов с фразеологизмами. | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением | 3 |
18 | Пословица недаром молвится. Изготовление шаблонов с пословицами. | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц | 2 |
19 | Шиворот – навыворот. Изготовление шаблонов с синонимами и антонимами. | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними | 1 |
20 | Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет. Отбор заданий для «кармашка» лэпбука | 1 | |
21 | Игры на эрудицию Изготовление шаблонов «Эрудит» | «Логические цепочки», «Самый быстрый эрудит», «Надувалочка» | 1 |
22 | Экскурсия в прошлое. Изготовление шаблонов устаревших слов. | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов | 1 |
23 | Полёт в будущее. Изготовление шаблонов. | Знакомство с неологизмами. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». | 1 |
24 | Устойчивые сравнения. Изготовление шаблонов. | Углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях. | 1 |
25 | Скатерть-самобранка Оформление лэпбуков. | Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек. | 1 |
26 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | Подвести итоги. | 1 |
27 | Защита проектов «Лэпбук «Моё Я» | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения к программе кружка «ЛЭПС»
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1999.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2016.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 2014.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 2015.
5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2015.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2016.
8. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 2015.
9. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 2013.
10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2016.
11. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 2014.
12. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 2012.
13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
15. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.
16. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 2014.
17. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
18. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
19. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 2012.
20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
21. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2015.
22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
23. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.
24. Журналы «Русский язык в школе» разных лет выпуска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...
Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....
«Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Происходящие сегодня изменения в нашем обществе, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...