ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"
статья по русскому языку по теме
Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.
«Первостепенная задача современного образования и воспитания заключается не в усвоении определённого набора фактов, определённой совокупности знаний, обязательных для всех и каждого, а в формировании духовно богатой личности, формирования современного мышления, современного представления о целостности, взаимосвязи и взаимообусловности, о системном устройстве явлений природы, общества, и прежде всего, языка.»[1]
Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Этим объясняется актуальность темы данного доклада
[1] В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 92 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 677.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно – практическая конференция
«Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания»
ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 5-6 КЛАССАХ
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Энтузиастская ООШ»
Кандрашкина А.Е.
e-mail: k.anzhelika2012@yandex.ru
2013 год
Введение
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.[1]
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.[2]
Сколько же отводится времени в программе по русскому языку для формирования данных компетенций?
В примерных программах по русскому языку, подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования, рекомендовано примерное тематическое планирование, где количество часов на формирование компетенций распределяется следующим образом:
- Коммуникативная – 120 часов;
- Языковая и лингвистическая - 566 часов;
- Культуроведческая – 5 часов.
Вместе с тем содержание стандарта ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.
«Первостепенная задача современного образования и воспитания заключается не в усвоении определённого набора фактов, определённой совокупности знаний, обязательных для всех и каждого, а в формировании духовно богатой личности, формирования современного мышления, современного представления о целостности, взаимосвязи и взаимообусловности, о системном устройстве явлений природы, общества, и прежде всего, языка.»[3]
Решить эту задачу призван культуроведческий подход при обучении русскому языку в школе. Этим объясняется актуальность темы данного доклада.
«Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Основные цели его – развитие духовно-нравственного мира школьника, национально-личностного самосознания, осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, уважения к ней».[4]
Изучение русского языка в культуроведческом аспекте способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся.
Культуроведческая компетенция включает в себя знание русского речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов и обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества и т.д. Сюда же относится и знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов). Существенное место в формировании культуроведческой компетенции
занимает текст художественной литературы не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.
Планирование культуроведческого материала
Как было сказано выше, в примерной программе по русскому языку на формирование данного вида компетенции отводится очень мало времени. Поэтому, как и многие учителя, я столкнулась с рядом проблем:
- В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского , по которой я работаю, и соответственно учебнику к ней тех же авторов крайне мало дано культуроведческих тем и материала , при этом не существует и соответствующего методического пособия;
- В каком объёме преподносить культуроведческий материал, если строгих рамок его не определено.
Таким образом, каждый учитель должен самостоятельно решить 2 основных вопроса: ЧТО изучать и КАК изучать культуроведческий материал в школе.
На мой взгляд, разрешить эту проблему возможно, если систематически включать культуроведческий материал как на уроках, так и во внеурочную деятельность по предметам филологической направленности.
Планирование уроков русского языка по формированию культуроведческой компетенции
Основные способы знакомства учащихся с культуроведческим материалом на уроке:
- Сообщение учителя.
- Комментарии по ходу урока.
- Подготовленные выступления учащихся.
- Работа с культуроведческим материалом.
- Использование средств наглядности.
Класс | Тема урока | Культуроведческий материал |
5 | Язык – важнейшее средство общения. Язык и человек. язык и речь | Связь русского языка с культурой и историей России и мира. Степень владения русским языком - важный показатель культуры человека. Роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. |
Стили речи | Тексты разных стилей | |
Буквы И, У, А после шипящих | Почему после шипящих пишутся именно эти буквы? | |
Р/р Беседа по картине А.А. Пластова «Летом» | Работа с культуроведческим текстом. Будни в жизни простых людей. Лето – горячая пора в жизни селян. | |
Р/р. Письмо | Эпистолярный жанр - зеркало души автора и эпохи. Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его оформление, о чем "говорят" письма. | |
Предложения с обращением | Использование формул речевого этикета в ситуациях приветствия, благодарности, извинения, отказа, прощания; выбор и использование этикетных формул обращения в зависимости от пола, возраста, социального положения собеседника, его родственных связей с говорящим | |
Диалог | Формулы речевого этикета в телефонном разговоре. | |
Графика. Алфавит. | Сведения о о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии. Соотношение букв кириллицы и современного алфавита. | |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Почему сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака? | |
Р/р. Рассуждение и его построение. | Смысл названий слова "неделя" и дней недели, их взаимосвязь. | |
Корень слова | Неполногласные сочетания | |
6 | Официально – деловой стиль речи | Этикет делового письма, формирование умения писать деловое письмо-благодарность в соответствии с требованиями международного делового этикета. |
Диалектизмы | Диалектизмы – огромное достояние народа, которое помогает понять нашу историю, литературный язык | |
Жаргонизмы | Культура употребления жаргонизмов. Сочинение «Какие слова лучше: жаргонные или литературные?» | |
Устаревшие слова | Причины устаревания слов, их роль в речи. | |
Исконно – русские и заимствованные слова | Происхождение слов, причины заимствований, составление словаря – памятки иноязычных корней. | |
Урок – викторина «Праздник фразеологизмов» | Этимология фразеологизмов. Фразеологизмы - носители национально – культурной информации | |
Р/р. Сжатое изложение | Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Происхождение слов. | |
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений | Знакомство с правилами речевого этикета при изучении притяжательных местоимений | |
Глаголы переходные и непереходные | Возвратные глаголы: как правильно сказать «извините» или «извиняюсь»? | |
Сочинение – рассуждение на грамматическую тему «Путешествие в слово» | Углубление сведений учащихся об этимологическом анализе слова |
Формирование культуроведческой компетенции на внеурочной деятельности по предметам филологического цикла
Одним из эффективных способов совершенствования культуроведческой компетенции учащих является внеклассная работа по предмету.
Внеурочная и внеклассная деятельность школьников воспитывает бережное отношение к слову, к богатству языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами. Внеурочная и внеклассная работа - хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, формировании у них эстетически-нравственных ориентаций, коммуникативной и культуроведческой компетенций.[5]
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:
развитие у учащихся интереса к русскому языку как учебному предмету, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку , как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Какие же мероприятия, расширяющие возможности учителя, работающего над формированием у обучаемых культуроведческой компетенции, провожу я?
- проведение открытых уроков;
- проведение факультативных занятий с целью закрепления базовых умений и применения их к выполнению заданий повышенного и высокого уровня сложности.
Мною разработаны и апробированы программы предметных кружков:
- 2011/2012 год - «Занимательная грамматика» - 5 класс (русский язык). Пятиклассники на занятиях кружка знакомились с возможностью использования фразеологизмов(им давались стилистические указания), устанавливали типичные ситуации говорения; перед изучением орфографических правил ребятам предлагалось с помощью этимологического словаря узнать происхождение названий частей речи;
- 2012/2013 год - «Школа юного филолога» - 6 класс (русский язык).В одном из блоков данного курса – «Языкознание и история русского языка» - учащиеся изучают такие темы: «Откуда есть пошла славянская письменность», «История буквы ЯТЬ», «Оформление древнерусских книг» и т.д.
- 2012/2013 год - «Владимирские просёлки – 6,8 классы (литературное краеведение). Важность курса определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. В настоящее время школьники работают над проектом «Престольный праздник моего села»; анализируют документы церковного обихода церкви с. Беляницыно, выполняют филологический анализ текстов владимирских писателей.
- филологические олимпиады - школьные, районные, всероссийские;
- предметные недели
В 2011/12 году в рамках недели русского языка и литературы был проведён конкурс работ учащихся о русских филологах «Давайте говорить о русском!» для 7 – 9 классов. Ребята подготовили доклады, рефераты, презентации, которые успешно защитили. Хочется отметить самую юную конкурсантку, ученицу 5 класса – Маковееву Кристину, которая приняла участие вне конкурса. Она подготовила презентацию о
Таким образом, можно построить любой урок и внеклассное занятие на культуроведческом материале или вводить культуроведческий материал фрагментарно как иллюстрацию к языковому материалу. А делать это необходимо, чтобы воспитывать в учащихся любовь к родному языку и гордость за свой великий народ.
Результативность работы (5 класс – 2011-2012 год)
- качество знаний
русский язык – 56 % ( «5» - 3 человека);
литература – 72 %
- Успеваемость
Русский язык – 100 %
Литература – 100%
- Участие в олимпиадах
- Русский медвежонок – 2011 дипломы участников;
- Общероссийская олимпиада по русскому языку «Олимпус» (весенняя сессия – Сомова Е. (5 класс) – 3 место;
4)Участие в районных конкурсах
- Районный конкурс чтецов классической прозы «Живая классика» - Бочарова Полина ( участие)
- Районный конкурс «Минута славы» - Бочарова Полина (участие), Маковеева Кристина (лауреат)
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы учителя по формированию у учащихся языковой и культуроведческой компетенций достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.
Список литературы
- Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – С. 153.
- В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html
- Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http://old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc
- http://standart.edu.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
[3] В.Журавлёв Русский язык и русский характер. Концепция преподавания русского литературного языка в русской школе. http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html
[4] Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – С. 153.
[5] Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http://old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная Языковая и лингвистическая Культуроведческая взаимосвязь языка и истории народа; выявление единиц с национально – культурным компонентом; русский речевой этикет; культура межнационального общени я Содержание курса русского языка нацелено на формирование компетенций
Коммуникативная - 120 часов; Языковая и лингвистическая – 566 часов; Культуроведческая – 5 часов Проблема современности - необходимость воспитывать человека культуры. Цель данной работы – предложить методические рекомендации по формированию культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку в 5, 6-х классах. Сколько отводится времени на формирование данных компетенций?
ЧТО изучать и КАК изучать культуроведческий материал в школе? Уроки русского языка Сообщение учителя. Комментарии по ходу урока. Подготовленные выступления учащихся. Работа с культуроведческим материалом. Использование средств наглядности Планирование культуроведческого материала Внеурочная деятельность Предметные кружки Филологические олимпиады Предметные недели
5 класс Тема «Понятие о стилях речи» Монголы – татары были кочевниками. Они перемещались по степям Центральной Азии. У арабов лошадь – член семьи. Там на неё, как на верную няньку, оставляют малых детей.. Конь бьёт, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и слал наматывать верёвку. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче. А конь оказался не простым. Такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает …. - Прочитайте текст. Тексты каких стилей в нем перемешаны? Исправьте ошибки, запишите получившиеся тексты. Планирование уроков русского языка
5 класс Тема «Диалог» Памятка «Правила этикета телефонных разговоров» Любой разговор по телефону начинается с приветствия и представления; Если на пятый-шестой сигнал вам не отвечают, повесьте трубку и больше не звоните; если во время разговора телефон отключился, перезванивает тот, кто звонил; Никогда не перебивайте собеседника, дайте закончить мысль Пользоваться телефоном запрещается в больнице, театре, храме. «Какие «золотые правила общения необходимо помнить?» «Слово не воробей: вылетишь – не поймаешь»; «Слово пуще стрелы разит»; «Лишнее говорить – себе вредить»; «От одного слова – да на век ссора»; «Доброе слово – серебряное, несказанное - золото»; «Доброе слово лучше мягкого пирога». 5 класс Тема «Письмо» “Примерная памятка для написания личного письма” Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным. Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок. Постарайтесь избегать ненужных трафаретных, “обязательных” элементов письма – начало, концовка, специальный приступ к каждой новой части. Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо (взрослый человек или ребенок, друг или просто знакомый и т.д.) Продумайте тон, стиль, меру откровенности письма. Постарайтесь, чтобы письмо было беседой, а не скучным перечислением последних событий в вашей жизни.
5 класс Тема « Графика.Алфавит .» Алфавит Древней Руси Кириллица
5 класс Тема «Рассуждение и его построение» Почему «земляника», «шиповник», «домовой» так называются? В этом помогает разобраться корень слова, ведь в нём заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. «Земляника» так называется, потому что к земле близка, «шиповник», так как с шипами, а «домовой» в доме живёт! Оказывается, всё очень просто, нужно только правильно подбирать однокоренные слова и выделять корень. Бочарова Полина, 5 класс
6 класс Тема «Сочинение - описание зимы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» работа с искусствоведческим текстом "Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня". И.Б.Порто.
Мною разработаны и апробированы программы предметных кружков: 2011/2012 год - «Занимательная грамматика» - 5 класс (русский язык). 2012/2013 год - «Школа юного филолога» - 6 класс (русский язык) 2012/2013 год - « Владимирские просёлки» – 6,8 классы (литературное краеведение) Формирование культуроведческой компетенции на внеурочной деятельности
Брачный обыск № 1 1814 –1826 год Анализ документов церковного обихода церкви с. Беляницыно Брачный обыск №2 1846 - 1886 год
Результативность работы (5 класс – 2011-2012 год) 1) К ачество знаний русский язык – 56 % ( «5» - 3 человека); литература – 72 % 2) Успеваемость Русский язык – 100 % Литература – 100% 3) Участие в олимпиадах Русский медвежонок – 2011 дипломы участников; Общероссийская олимпиада по русскому языку « Олимпус » (весенняя сессия – Сомова Е. (5 класс) – 3 место; 4)Участие в районных конкурсах Районный конкурс чтецов классической прозы «Живая классика» - Бочарова Полина ( участие) Районный конкурс «Минута славы» - Бочарова Полина (участие), Маковеева Кристина (лауреат)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Доклад "Современный урок русского, родного языков и литературы. Требования ФГОС"
Деловая игра. Требования ФГОС...
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Учебный доклад"
Урок развития речи, на котором дети познакомятся с учебным докладом, научатся правильно его готовить и оформлять, что не маловажно для успешного выступления перед аудиторией....
доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе
я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для к...
Урок русского языка в 9 классе«Публичное выступление и доклад» Выполнила :учитель русского языка Мешкова В.Н. МОУ» Филимоновская СОШ»
oПодлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг ...
Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"
ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с...