"Доброе – это прекрасное в действии»
методическая разработка
Методическая разработка. Внеклассное мероприятие с детьми 12 -15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_-_eto_prekrasnoe_v_deystvii.docx | 30.67 КБ |
dobro.pptx | 713.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение социальной реабилитации ГБУСОН РО «СРЦ Сальского района»
Методическая разработка.
Внеклассное мероприятие с детьми 12 -15 лет.
Тема : «Доброе – это прекрасное в действии».
Разработала и провела:
Тимченко Елена Васильевна
«Урок благотворительности» для учащихся 12-15 лет.
Тема: «Доброе - это прекрасное в действии».
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
В.О. Ключевский
Цель занятия:
Формирование духовно – нравственных ценностей на примере жизни благоверных и преподобных святых Петра и Февронии Муромских.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием благотворительность.
- Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии Муромских во имя любви к ближнему.
- Воспитывать уважение и сострадание, зародить в душах детей желание заниматься благотворительностью.
- Расширять знания детей о людях, оставивших значимый след в истории страны, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать такие качества, как милосердие, доброта, сопереживание;
- Воспитывать чувства ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки.
- Воспитание чувства радости и удовлетворения от благородной миссии – помощь людям.
Оборудование: магнитофон, компьютер, проектор, тесты, презентация «Житие святых Петра и Февронии Муромских», аудиозапись песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» .
Плакаты:
«Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь».
Цицерон
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».
Сенека
«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».
Аристотель
«Доброе - это прекрасное в действии».
Жан Жак Руссо
Технологическое сопровождение урока:
- информационные технологии, ИКТ;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология воспитания духовной культуры;
- технология педагогического сотрудничества.
Ход урока:
– Ребята, здравствуйте! Пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ещё раз поздоровайтесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнём наш разговор на очень интересную тему
1. Объявление темы и постановка задач занятия.
-Сегодня наш урок посвящен благотворительности. Мы поговорим о том, что такое благотворительность, кто может заниматься и занимался благотворительностью, вспомним жизнь и дела милосердия преподобных святых Петра и Февронию, о том какие добрые дела можем делать мы с вами.
Слайд со словами «благотворительность» и «милосердие».
-Давайте все вместе вдумаемся в суть слова “благотворительность”. Вы только вслушайтесь в эти две составляющие: благо – по толковому словарю Ожегова “- добро, то, что дает достаток, удовлетворение” и творить – “создавать, делать, совершать”.
Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительной деятельности относятся к 10 веку. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. Корни российской благотворительности лежат в самом основании и развитии российского государства. Начало положил царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций в 1775 году. К 1860 году таких организаций было около 100, за тридцать последующих лет их число перевалило за 2000, а к 1902 году их было уже более 11 тысяч. 25 % этих организаций финансировалось из государственной казны, остальные – из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований.
На протяжении всей своей истории, во все времена, в стране находились «человеколюбивые люди». Благие дела ими творились без всяких принуждений и объявлений. Это был вполне естественный процесс, делать людям добро – в крови наших предков. В былые времена имена благотворителей, меценатов были широко известны по всей России. Русские купцы и промышленники почитали за честь жертвовать самые значительные суммы на подобные цели. Вовсе не помышляя о народной славе. Просто болели душой за матушку-Россию и желали ей всех благ и процветания.
И до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.
- Как вы думаете, ребята. Почему?
- Кому из вас известны фамилии и имена благотворителей?
Краткая характеристика понятия « благотворительность».
Благотворительность - это тот вид деятельности, который изначально определяется как добровольный.
Беседа.
1.Ребята, расскажите, как вы понимаете слово «благотворительность»?
2.Благотворительность - творить благо.
3.Что значит «творить»? – делать, создавать.
4.Что значит «благо»? – добро.
5.Осуществлять благотворительность – это делать людям добро.
6.Кто занимался и занимается благотворительностью?
Разнообразие благотворительности велико: подать кружку воды и накормить нищего, восстановления Храмов и т.д. Это зависит от каждого человека, от его желания. Сейчас столько людей нуждается и даже не в деньгах, а в помощи! Сколько больных лежит прикованными к постели и не имеют никого, кто бы накормил, напоил, обмыл.
Слайд – «Возлюби ближнего своего, как самого себя»
Истинная благотворительность невозможна без опоры на христианские ценности – бескорыстие, милосердие, смирение… «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: эта цитата из заповеди Христовой – единственно верное объяснение цели благотворительности, единственный верный путь для благого дела.
Благотворительность еще называют милосердием.
- Как вы понимаете это слово?
Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной следующие: накормить голодного, напоить жаждущего, поделиться одеждой, посещать больных.
Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей и призрение дряхлых, увеченных и неспособных к труд.
Есть еще вид благотворительности - меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре, материальная поддержка деятелей искусства.
Последнее время вы часто слышите слово – спонсорство – это материальная помощь людей и организаций для благих дел, финансирование каких-то мероприятий.
Иногда вы можете услышать слово – филантропия – в других странах так называют благотворительность.
На Руси в старину часто использовали слово – призрение – это форма благотворительности, попечение о неимущих и больных, о сиротах, это значит дать приют и пропитание тем, кто в этом очень нуждается.
Мозговой штурм:
- Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)
Помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.
- Как вы думаете?
- ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ХОТЯ БЫ ОДНО ЧТО – ТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВАМИ, ДЕЛАЕТ ЭТО ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ИЛИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Я предлагаю обсудить правила поведения на уроке и в жизни вообще:
Происходит обсуждение ( Используется слайд )
- Доверяй людям
- Будь добр с людьми
- Будь вежлив
- Будь уважительным к чужому мнению
- Не будь жестоким
- Не причиняй другим боль
- Будь общительным, активным
- Будь искренен
- Выполняй «Золотое правило общения».
- Знакомство с жизнью и делами милосердия
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Доброе дело питает душу и тело»
Существует «Золотое правило общения»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
- Давайте вспомним жизнь и дела милосердия благоверных и преподобных святых Петра и Февронии Муромских.
«Повесть о Петре и Февронии" - «Повести от житиа святых новых чудотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Евфросинией, благослави, отче» – так в полной версии именуется «Повесть о Петре и Февронии», составленная Ермолаем Прегрешным (Ермолаем-Еразмом) сразу же после канонизации святых в 1547 году.
Написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это не единственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."
- Кто является прототипом главных героев повести?
- И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.
Показ фрагмента из фильма "Муромские святые" или «Пётр и Феврония Муромские. История вечной любви»
(Рассказы заранее подготовленные учениками)
Святой Пётр вызвался защитить семейное счастье своего брата, муромского князя Павла. Пётр с помощью меча, найденного при таинственных обстоятельствах, убивает змея и спасает семью брата. Но во время поединка змеиная кровь обрызгала Петра, и победитель покрылся язвами.
Такова, казалось бы, была расплата за подвиг. Однако эти страдания принесли и награду герою, потому что болезнь становится причиной обретения Петром собственного семейного счастья.
Пётр послал отрока искать лекаря, который бы мог исцелить болезнь князя. В селе Ласкове отрок находит крестьянскую девушку Февронию, которая поражает его мудростью и обещает исцелить князя при условии, что князь на ней женится. Пётр исцеляется с помощью изготовленной Февронией мази, но не выполняет поставленного ему условия - не хочет жениться на крестьянке.
Тогда язвы появляются снова, и князю приходится жениться на Февронии. Однако боярские жёны возмущаются тем, что ими управляет простая крестьянка, и требуют её изгнания.
Феврония соглашается уйти, поставив одно условие: она возьмет в княжестве то, что пожелает. Бояре не стали возражать, и Феврония увела с собой мужа. Вот то единственное, что нужно было благочестивой и мудрой жене.
Но в княжестве после этого начинаются такие распри, что бояре вскоре стали просить Петра и Февронию вернуться.
Прожив в счастливом супружестве долгую жизнь, Пётр и Феврония расходятся по монастырям, чтобы ещё лучше, в сосредоточенных молитвах, подготовиться к кончине и предстать пред Богом. В монашестве супруги получают имена Ефросиний и Давида.
Любящие супруги просили Бога о том, чтобы умереть им одновременно, «в един час», и завещали сделать в одном камне два гроба с перегородкой и положить их обоих в этом гробу.
Почувствовав приближение смерти, Пётр пишет записку Февронии, что он уже умирает. Но Феврония вышивала воздух* для храма и отвечала: «Погоди немного, я закончу». Второй раз просит супруг поторопиться, но в ответ Феврония опять просит потерпеть. И только после третьей записки Феврония втыкает в ткань иглу, обернув её остатком нити, и умирает.
Но люди не захотели выполнить завещание святых супругов и похоронили их в разных местах: Февронию - вне города, у церкви Воздвижения Честного Креста женского монастыря, а Петра - внутри города, у соборной церкви Пречистой Богородицы. А двойной гроб оставался пустым в той же церкви. Но наутро тела святых супругов оказались вместе. Люди перенесли их тела в прежние гробы, но они снова оказались вместе. Тогда всем уже стало ясно, что святые супруги должны оставаться неразлучными, и похоронили их в одной гробнице.
Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.
В начале XVI века "по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним". В 1552 году муромские чудотворцы были канонизированы как русские святые, а день 25 июня по старому стилю (8 июля — по новому стилю) стали считать днем их памяти. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух муромских супругов.
-Укажи, какие качества и достоинства святых супругов позволили сохранить им свою семью:
Слайд
- Мудрость Февронии
- Настойчивость Февронии
- Благочестие Петра
- Благочестие Февронии
- Терпение Февронии
- Терпение Петра
- Любовь Февронии
- Любовь Петра
- Милость Божия
- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.
Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности.
Благоверные князь Петр и княгиня Феврония сохранили верность друг другу во всех испытаниях.
Сегодня для каждого из нас это пример целомудрия, благочестия, заботы о ближних. Святые Петр и Феврония для нас являются образцом подражания, прославились делами благотворительности, а скончались они в один день и час 8 июля 1228года.
-Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
- Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Кто добро творит, того бог отблагодарит.
- Добрые умирают, да дела их живут.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Делай другим добро - будешь и сам без беды.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- За добрые дела добром платят.
Возвращение к эпиграфу урока.
- Отвечал ли эпиграф идее нашего урока? (Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего).
- О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?
( Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.
- Предлагаем последнее упражнение
«Пожелание добра друг другу»,
Для этого все по кругу кладут левую руку на правую ладонь слева стоящего и стараются максимально поддержать хорошее настроение стоящего слева, передать свое тепло.
4. Подведение итогов.
Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:
- Кому может быть нужна наша помощь?
- Кому не хватает нашей доброты и участия?
- Чем мы можем помочь другим людям?
- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придете домой?
- Спешите делать добрые дела, ребята. Благотворительность – это особая форма духовно-нравственного поведения человека. Каждый из нас в силах выразить сочувствие тем, кто оказался в беде, нужде, болезни. Каждый способен сотворить благо в меру своих возможностей и сил. А теперь подумайте и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: вы, каждый из вас, что может сделать на благо другого человека?
Слайд
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, перевести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д., и т.п. — все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя».
-И мне хочется подарить вам вот эти календарики, чтобы вы, глядя на них каждый день совершали хотя бы по одному доброму поступку!
Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
Дорогие ребята!
Добро требует душевного напряжения, сердечной отзывчивости. Действуйте и вы, помогая тем, кто рядом с вами, нуждается в поддержке.
Пусть девизом будут следующие слова:
«Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается!» ( слайд)
- Каждому из нас под силу совершать благие дела, главное иметь желание. Мы можем и должны помогать тем, кто нуждается, тем, кто рядом с нами. Оглянитесь вокруг, наверняка, у вас по соседству есть одинокие старушки, о которых некому позаботиться, сбегайте ей за хлебом, сходите в аптеку за лекарством, уступите пожилому человеку место в автобусе, скажите добрые слова чужой бабушке, покормите бездомного котенка, и т.д. Всегда найдется дело для доброго сердца.
«Не объясняй мне, что такое доброта, ты доброе твори - и я пойму тогда!»
Домашнее задание .
Написать эссе - «Как меня изменил пример благородных святых Петра и Февронии?»
Давайте же научимся любить,
Заботиться и думать друг о друге,
Чтоб вовремя в беде подставить руки,
И жаждущих любовью напоить.
(В. М. Кравченко)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«благотворительность» «милосердие »
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»
- Доверяй людям - Будь добр с людьми - Будь вежлив - Будь уважительным к чужому мнению - Не будь жестоким - Не причиняй другим боль - Будь общительным, активным - Будь искренен - Выполняй «Золотое правило общения». - Знакомство с жизнью и делами милосердия
Мудрость Февронии Настойчивость Февронии Благочестие Петра Благочестие Февронии Терпение Февронии Терпение Петра Любовь Февронии Любовь Петра Милость Божия
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому.
«Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается!»
Давайте же научимся любить, Заботиться и думать друг о друге, Чтоб вовремя в беде подставить руки, И жаждущих любовью напоить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"
Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...
Методическая разработка.Внеклассное мероприятие с детьми 12 -15 лет.Тема : «Доброе – это прекрасное в действии».
«Урок благотворительности» для учащихся 12-15 лет.Цель занятия:Формирование духовно – нравственных ценностей на примере жизни благоверных и преподобных святых Петра и Февронии Муромс...
Изложение (аудио). "Д.С. Лихачев. "Письма о добром и прекрасном" (9 класс)
Рекомендую использовать на уроках русского языка в 9 классе....
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
Министерство образования Российской ФедерацииМуниципальное казенное образовательное учреждение 1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....
Банк аргументов для подготовки к ГИА (по "Письмам о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва)
Матеиал будет полезен учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание 27)....
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.» (Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы...