Работа классного руководителя с родителями обучающихся
статья

Формы работы и различные виды диагностик в работе с родителями обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Введение

Мой педагогический стаж составляет 32 года. Я ни одного года не работала без классного руководства.  Разные были классы. Всегда были проблемы большие и маленькие, разные жизненные обстоятельства. Постепенно накапливался опыт общения с детьми и их родителями. Всегда было очень сложно совмещать работу учителя – предметника и классного руководителя. Но я до сих пор не могу представить работу учителя без своего класса. Чего-то очень важного будет не хватать.

Очень хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная взаимосвязь и взаимоуважение между учителем и родителями. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Этому способствует кропотливая работа в течение нескольких лет по неформальному знакомству с семьями, по психолого-педагогическому просвещению родителей и организации взаимодействия школы и семьи.

Если это достигается, то формируется сплочённый, дееспособный классный коллектив, имеющий успехи в учёбе, спорте, общественной деятельности. Коллектив, в котором каждый является очень важной, ценной, неповторимой личностью.  В таком случае классного руководителя называют «второй мамой», которая смогла своим примером показать, как нужно уважать друг друга, приходить на выручку, добиваться поставленной цели, верить в справедливость и добро.

Я хочу поделиться своим опытом в качестве классного руководителя по организации работы с родителями.

  1. Основные направления организации работы с родителями
  1. Изучение семей класса

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка. Когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации, тогда всё-таки приходят за советом или помощью, бывает и слишком поздно.

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства». И это действительно так.

И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребёнок встретится на своём пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребёнка и встреча с такими взрослыми, которые будут помогать, которые будут помогать учиться искусству жизни. Взрослый, с которым ребёнок общается, должен быть авторитетен для него, и не важно, родители его или учитель. Огромная роль классного руководителя – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Мне всегда было приятно общаться с родителями моих учеников. Я всегда старалась иметь доверительные отношения, не забывала ставить себя на место родителей. В.А. Сухомлинским писал: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».

Первое и очень важное знакомство с родительским коллективом происходит при беседе с первым учителем. Он характеризует сильные и слабые стороны родительского коллектива, обращает внимание на активных, неравнодушных родителей и на семьи со сложным положением. Рассказывает о своём взаимодействии с родителями. Все эти знания я брала на заметку и начинала самостоятельно изучать семьи пятиклассников.

Для составления социального паспорта класса, для знакомства с классом, для заполнения классного журнала очень помогает «Личный листок учащегося», который заполняется в первых числах сентября. В последующие годы перечень вопросов сокращаю, при необходимости добовляю новые вопросы.

Различные виды диагностик и анкетирования позволяют довольно обстоятельно познакомиться с семьями моих воспитанников.

Начиная работу с новым классом, нужно максимально изучить семейную ситуацию, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

В старших классах провожу анкетирование самих учащихся  «Близкие тебе люди» к родительскому собранию. Она позволяет определить отношение старшеклассников к своей семье, к взрослым.

В 5 классе провожу тест "Рисунок семьи". Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

При групповом выполнении рисунка даётся 15-30 минут.

Интерпретация теста "Рисунок СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку можно предложить родителям выполнить следующий тест. Родителям следует проанализировать 15 утверждений. Некоторые утверждения оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако родители должны высказать своё мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определёнными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространенная и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

- не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;

- проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

- исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

- беседуйте в присутствии учащихся, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

- не предъявляйте претензии к родителям;

- всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

- советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

- выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Каждая семья – это большой и сложный мир. В каждом из них свои привычки, традиции свои отношения. Во всем этом надо хорошо разобраться, выявить сильные и слабые стороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений, разумеется, дело сложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретные советы родителям.

Посещая семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, они не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя.

Обычно классные руководители записывают в своем дневнике дату посещения семьи, содержание беседы с родителями, указывают, какие советы были даны.

При повторном посещении или при встрече с родителями в школе они выясняют, как выполняются эти советы, какие изменения произошли в поведении учащихся.

Также  родителей я приглашаю в школу для беседы. Такие встречи позволяют разрешить сообща многие сложные вопросы воспитания и обучения. Во время индивидуальных бесед с родителями педагог выясняет условия жизни и учёбы школьника, обсуждают конкретные случаи их поведения, отношения к успеваемости, взаимотношений в классе.

Если досконально выясняются изменения в жизни семьи, самочувствии ребёнка, выясняются обстоятельства, вызвавшие проступок или снижение успеваемости, тогда будет положительный эффект от беседы с родителями. Если же родители не хотят прислушаться к доводам классного руководителя, не налаживается контакт в общении, то лучше работать с самим ребёнком.

  1. Содержание и формы работы по просвещению родителей

Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Я почти на каждом родительском собрании демонстрирую презентацию или слайд-шоу об основных событиях в жизни класса.

Советы психологов:

  1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  2. Отведите на проведение собрания не более 1-1,5 часов.
  3. Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  4. Пред началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  5. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор на будущее.
  6. Предупредите родителей, что не вся информация должна стать достоянием детей.
  7. Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).
  8. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.
  9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники,  торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительских собраний использую рубрики:

"Азбука воспитания детей в семье";

"Обсудите вместе с ребенком";

"Шкатулка мудрости".

Такие рубрики позволяют сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменяется, способствует изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель ученик родитель.

Хорошей традицией родительских собраний в классе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному, но главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема. Можно напомнить свой телефон для сообщения о причинах отсутствия на собрании. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые вручаются родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

  1. Организация взаимодействия родителей и класса

  Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися.  Воспитательная деятельность родителей в классе осуществляется, прежде всего, в форме бесед с учащимися, проведения классных часов. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д. В старших класса родители помогают в профориентационной работе. Они знакомят учащихся с особенностями различных профессий. В младших классах участвуют родители и бабашки в различных праздничных мероприятиях, конкурсах.

 Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и организация и посещении музеев города.

Организация совместных досуговых мероприятий. В некоторых классах родители были частыми гостями и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и литературно-музыкальные композиции к Дню матери и к  Международному женскому дню 8 марта, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,  соревнования, конкурсы, КВН. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Заключение

Сегодня очень много спорят о функции и необходимых изменениях в роли классного руководителя: каким он должен быть и должен ли быть ещё и учителем-предметником? Не вернуться ли к опыту дореволюционных российских гимназий с их институтом «классных дам»?

Я считаю, что классный руководитель обязательно должен быть и учителем предметником, «пересекаясь» с воспитанниками не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках. Это очень трудно, но необходимо.

Исходя из этого, и строится моя концепция педагога: «Не навреди! Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться, самореализоваться, а значит и самовоспитаться!». Все это сообразуется с моими принципами воспитания:

- гуманизм, патриотизм и эстетическая направленность;

- принцип природосообразности;

- коллективное творческое дело;

- личностно – ориентированный подход;

- принцип социального взаимодействия.

И если в воспитательном процессе через общение с детьми классный руководитель относительно прав, удачлив и успешен, то в работе с родителями (очень часто) он испытывает трудности, воспринимая общение с родителями как неизбежную, неблагодатную часть своей деятельности. Но ведь, если вдуматься, то и педагоги и родители едины в одном – в стремлении видеть детей Счастливыми!

Провожая своих чад в школу, доверяя их нам, каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения учебными компетенциями, развития творческих способностей, самореализации в учебном процессе, ребенок прожил школьный день в комфортной и безопасной среде. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом и он должен поучаствовать.

Использованная литература:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2003.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

Работа классного руководителя с родителями обучающихся

Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффектив...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"

laquo;Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необ...