Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
материал
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekada.doc | 77.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Расулова Нонна Владимировна
БОУ города Омска «СОШ № 109 с углубленным изучением отдельных предметов»
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).
Так как современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Поэтому духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях.
Все это определяет необходимость уделить особое внимание внеурочной деятельности по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса повышает мотивацию к изучению языка, культуры другой страны и, как следствие, своей собственной. Внеурочная деятельность предполагает активное приобщение обучающихся к иноязычной культуре. И здесь открывается простор для знакомства с прекрасным миром искусства, овладения основами сценического мастерства, способами передачи своих мыслей и чувств зрителям. Искусство, обладая большой художественной силой, является эффективным средством воспитания нравственной личности в процессе обучения иностранному языку. В силу своей синтетической природы внеклассная работа позволяет сочетать художественную деятельность с различными видами трудовой и творческой. Переживая минуты сотворчества, учащиеся убеждаются, что участие во внеклассных мероприятиях – это не простое развлечение, а серьёзный труд, требующий усилий и одновременно приносящий радость и удовлетворение.
Особую роль во внеурочной деятельности играет проведение Декады иностранного языка. Участвуя в различных конкурсах, литературно-музыкальных вечерах, конференциях, школьники демонстрируют свое знание иностранного языка. В процессе проведения декады используется познавательный, развивающий материал, разнообразные приемы, формы, методы. Вырабатывается ответственность учащихся за добровольно взятые на себя поручения. Массовый охват учащихся разными мероприятиями повышает интерес к изучению иностранного языка, появляется мотивация к практическому владению разными видами речевой деятельности, увеличивается активный запас учащихся, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, что приводит к общему повышению культурного уровня учащихся. Учащиеся учатся отстаивать свои взгляды и убеждения, преодолевают страх перед публикой, принимают участие в различных проектах, т.е. готовятся в будущем достойно представлять страну на международном уровне.
Неделя иностранного языка приурочена к празднованию католического рождества в западных странах и распланирована для всех ступеней обучения. Настроение праздника, языковая атмосфера созданы при помощи музыки, презентаций о праздновании Рождества в разных странах, красочно оформленными стенгазетами с изречениями на английском, французском и немецком языках о традициях этого праздника, участие детей в рождественском концерте. Каждый день недели заполнен каким-то мероприятием, что позволяет направленно формировать познавательные интересы учащихся, расширять кругозор и сферы применения полученных и имеющихся знаний и умений.
Следовательно, какие можно сделать выводы? Во – первых, меняется отношение учащихся к школе, учёбе, формируется мотивация к учебной деятельности, складываются новые взаимоотношения с учащимися: сотрудничество, диалог. Во – вторых, новый вид деятельности повышает самооценку ученика, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности и воспитанию истинного патриотизма в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Список использованной литературы
- Бим, И.Л. Воспитание школьников средствами иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 1984. - №3. – С. 9-14.
- Смирнова Е.А. Отчетный концерт декады иностранных зыков.- Иностранные языки в школе. - №3 2009 стр. 73-75
- Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.; 1991. С.207
- festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь урока и внеурочной деятельности по иностранному языку
Как лучше овладеть иноязычным общением в условиях,которые только моделируют естественное общение? Для этого нужно сохдать мотивацию учения и практического применения знаний. Необходима единая система ...
Интеграции духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы МКОУ « Средняя общеобразовательная школа № 16» в рамках экспериментальной площадки «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения по формированию духовн...
Внеурочная деятельность учителя иностранного языка
Из опыта работы учителей иностранного языка по организации внеурочной деятельности учащихся....
Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...
Роль внеклассной и внеурочной деятельности по иностранному языку в филологическом образовании школьников
В статье описаны некоторые формы работы педагога по организации внеклассной работы по предмету. Представленный опыт может быть особенно полезен молодым учителям, находящимся в на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции" 9 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса (французский язык как второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции"....