Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
методическая разработка по английскому языку по теме

 

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

   Организация системы работы

 

   с одаренными детьми на уроках

   и во внеурочной деятельности

    по иностранному языку.

                                                                   

                                                                     Учитель иностранного языка

                                                  МБОУ СОШ № 2

                                                  Фомина С.В.

                                                                     

Организация системы работы

      с одаренными детьми на уроках

      и во внеурочной деятельности по                            

      иностранному языку.

   

                                         В каждом ребёнке - солнце,

                                                        только дайте ему светить…

                                                                                Шалва Амонашвили

 Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

 Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

 Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.

 Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.

 Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

 Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:

 - Сохранение индивидуальности;

 - Поддержка собственной познавательной потребности;

 - Знание психологических особенностей «одаренных». 

 В каждом классе, как правило, учащиеся лингвистически одаренные(1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и «нераскрывшиеся» (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

 Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление,   развивали познавательный интерес к предмету, творческую инициативу, исследовательскую активность, коммуникативные возможности, артистизм.

 

 В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к.

 интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.

 Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.

 Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.

 Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.

  Требования к творческим заданиям:

 1. развивать познавательный интерес к предмету;

 2.будить творческую инициативу;

 3. не иметь однозначного решения;

 4.стимулировать творческое мышление;

 5. развивать исследовательскую активность;

 6. совершенствовать коммуникативные возможности;

 7.максимально служить целям обучения.

 Виды творческих заданий:

 

  -  подготовка докладов;

  - написание эссе;

  - подготовка презентаций;

  - написание реферата;

  - литературные переводы;

  - создание стихотворений по образцу

  - иллюстрации текстов или стихотворений;

  - создание открыток к праздникам;

  - исполнение ролей;

  - подготовка проектов;

  - постановка спектаклей;

  - составление кроссвордов, ребусов, словарей.

 Целесообразно весь «школьный» процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:

 1 этап – мотивационный (2-4 класс)

 На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений).

 При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.

 2 этап – формирующий (5-7класс)

 На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВН-ов, работой над проектами.

 Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

 3 этап – развивающий (8-11класс)

 На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.

 Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:

1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;

2. педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;

 

3. сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.

 Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

 - Олимпиады (на 3-этапах)

 - Интернет-олимпиады

 - Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)

 - Фестивали

 - Конференции

 - Организация языковых лагерей

 - Создание профильных групп и классов

 - Сотрудничество с вузами.

 

С внедрением новых технологий обучения возникла необходимость введения в школе особой системы организации внеурочной деятельности по предмету по схеме «Урок — Домашнее задание — Внеклассное дело по предмету — Урок» (автор — Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.

Обеспечению целостного образовательного процесса, повышенного воспитательного характера обучения и образовательного эффекта воспитания должны служить созданные в школах системы дополнительного образования, которые призваны расширить список образовательных услуг с учётом склонностей, способностей, интеллектуального и эмоционального интереса учащихся, потребностей семьи и школы. С этой целью должны быть организованы спецкурсы и кружки, строящие свою работу на основе авторских программ учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...