Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
методическая разработка по английскому языку по теме
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация системы работы
с одаренными детьми на уроках
и во внеурочной деятельности
по иностранному языку.
Учитель иностранного языка
МБОУ СОШ № 2
Фомина С.В.
Организация системы работы
с одаренными детьми на уроках
и во внеурочной деятельности по
иностранному языку.
В каждом ребёнке - солнце,
только дайте ему светить…
Шалва Амонашвили
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.
Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:
- Сохранение индивидуальности;
- Поддержка собственной познавательной потребности;
- Знание психологических особенностей «одаренных».
В каждом классе, как правило, учащиеся лингвистически одаренные(1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и «нераскрывшиеся» (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.
Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление, развивали познавательный интерес к предмету, творческую инициативу, исследовательскую активность, коммуникативные возможности, артистизм.
В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к.
интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.
Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.
Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.
Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Требования к творческим заданиям:
1. развивать познавательный интерес к предмету;
2.будить творческую инициативу;
3. не иметь однозначного решения;
4.стимулировать творческое мышление;
5. развивать исследовательскую активность;
6. совершенствовать коммуникативные возможности;
7.максимально служить целям обучения.
Виды творческих заданий:
- подготовка докладов;
- написание эссе;
- подготовка презентаций;
- написание реферата;
- литературные переводы;
- создание стихотворений по образцу
- иллюстрации текстов или стихотворений;
- создание открыток к праздникам;
- исполнение ролей;
- подготовка проектов;
- постановка спектаклей;
- составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Целесообразно весь «школьный» процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:
1 этап – мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений).
При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.
2 этап – формирующий (5-7класс)
На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВН-ов, работой над проектами.
Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап – развивающий (8-11класс)
На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:
1. эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
2. педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
3. сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
- Олимпиады (на 3-этапах)
- Интернет-олимпиады
- Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)
- Фестивали
- Конференции
- Организация языковых лагерей
- Создание профильных групп и классов
- Сотрудничество с вузами.
С внедрением новых технологий обучения возникла необходимость введения в школе особой системы организации внеурочной деятельности по предмету по схеме «Урок — Домашнее задание — Внеклассное дело по предмету — Урок» (автор — Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.
Обеспечению целостного образовательного процесса, повышенного воспитательного характера обучения и образовательного эффекта воспитания должны служить созданные в школах системы дополнительного образования, которые призваны расширить список образовательных услуг с учётом склонностей, способностей, интеллектуального и эмоционального интереса учащихся, потребностей семьи и школы. С этой целью должны быть организованы спецкурсы и кружки, строящие свою работу на основе авторских программ учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...
Статья: «О работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности».
Статья о методах работы с одаренными детьми....
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Работа с одаренными детьми на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
Опыт моей работы с одаренными детьми....
Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности
Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...
Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности" 2022
В данном выступлении говорится о проблеме выявления одаренности детей...
Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...