Внеклассная работа по математике
элективный курс (11 класс)

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyat_2022-2023_uch_g.doc101.5 КБ
PDF icon izbrannye_voprosy_matematiki_9_kl_.pdf540.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по математике для учащихся 7-8 классов

«Юный математик»

(направление: общеинтеллектуальное)

Возраст обучающихся: 13-14 лет

(1 час в неделю – 35 часов в год)

на 2022 – 2023 учебный год

Учитель: Бальжиева А.М., учитель математики

Пояснительная записка.  

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.

Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе  учащихся, который  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель и задачи курса.

Цель:Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

  1. Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  2. Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.
  3. Дать учащимся  конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
  4. Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.
  5. Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Место курса в учебном плане основной школы.

В соответствии с учебным планом школы в 7 классах изучается курс «Занимательная математика», который имеет свои самостоятельные функции.

Данный курс направлен на:

- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- развитие общих геометрических представлений учащихся;

- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

 На изучение  курса «Занимательная математика» отводится всего 35 часов (1 час в неделю).

Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы:

Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.

Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач

- оформление математических газет

- участие в математической олимпиаде,

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

- проектная деятельность

- самостоятельная работа

- работа в парах, в группах

- творческие работы

Планируемые результаты освоения курса.

 Изучение курса «Занимательная математика» в 7-8 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:
  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. Формирование качеств мышления;
  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении:
  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. Овладение умением решать линейные уравнения с модулем и параметром; решать уравнения в целых числах;
  4. Освоение на наглядном уровне знаний о функциях и их графиках, кусочно-линейной и степенной функции;
  5. Овладение знаниями и умениями деления многочлена на многочлен в столбик;
  6. Формирование умения решать системы линейных уравнений с двумя переменными;
  7. Развитие умений находит определитель квадратной матрицы второго порядка и решать системы уравнений с помощью формул Крамера;
  8. Понимание и использование статистических характеристик ряда чисел.

Содержание курса.

Тема

Количество часов

1.

Множества

5

2.

Деление многочленов с остатком

3

3.

Линейное уравнение с модулем

5

4

Диофантовы уравнения

3

5

Дополнительные формулы сокращенного умножения

2

6

Функция

5

7

Решение систем линейных уравнений с помощью формул Крамера

2

8

Элементы статистики

3

9

Решение нестандартных задач

4

10

Международная математическая игра «Кенгуру»

2

11

Защита проектов

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

дата

план

факт

1

Множество. Элемент множества.

1

2

Объединение и пересечение множеств.

1

3

Объединение и пересечение множеств.

1

4

Подмножество

1

5

Операции с множествами

1

6

Деление многочленов с остатком

1

7

Деление многочленов с остатком

1

8

Деление многочленов с остатком

1

9

Нестандартные задачи

1

10

Линейное уравнение с модулем

1

11

Линейное уравнение с модулем

1

12

Линейное уравнение с модулем

1

13

Линейное уравнение с модулем

1

14

Линейное уравнение с модулем

1

15

Диофантовы уравнения

1

16

Диофантовы уравнения

1

17

Степень двучлена

1

18

Степень двучлена

1

19

График функции

1

20

Кусочно-линейные функции

1

21

Кусочно-линейные функции

1

22

Степенная функция

1

23

Международная математическая игра «Кенгуру»

1

24

Международная математическая игра «Кенгуру»

1

25

Степенная функция

1

26

Системы линейных уравнений

1

27

Системы линейных уравнений

1

28

Метод Крамера

1

29

Метод Крамера

1

30

Среднее арифметическое, размах, мода

1

31

Медиана как статистическая характеристика

1

32

Нестандартные задачи

1

33

Защита проектов

1

34

Нестандартные задачи

1

35

Нестандартные задачи

1

Учебно методическое обеспечение, электронные образовательные ресурсы

Алгебра

1.  ФГОС.Алгебра. Сборник рабочих программ.7-9 классы:учеб.пособие для общеобразоват. Организаций/(сост.Т.А.Бурмистрова)-3- е изд.М.:Просвещение,2016.

2.   М. Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре. 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-15-е изд.-М.Просвещение,2014

3. Кенгуру «Задачи прошлых лет», http://mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-let

4. С.А. Генкин, И.В.Итенберг, Д.В.Фомин, «Ленинградские математические кружки», Киров, 1994г.

5.С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К. Потапов, «Старинные занимательные задачи», Москва, 1994г.

6.Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин, «Математическая шкатулка», «Просвещение», Москва, 1988г.

Материально-техническое обеспечение курса.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Доска.
  4. Чертёжные инструменты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

внеклассная работа по математике и информатике

здесь размещаются презентации к проведению внеклассных мероприятий по математике и информатике....

Внеклассная работа по математике.Весёлая математическая Ярмарка.

     Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значите...

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.

Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический  калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...

Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....