Внеклассная работа по математике
элективный курс (11 класс)
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat_2022-2023_uch_g.doc | 101.5 КБ |
izbrannye_voprosy_matematiki_9_kl_.pdf | 540.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Гильбиринская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по математике для учащихся 7-8 классов
«Юный математик»
(направление: общеинтеллектуальное)
Возраст обучающихся: 13-14 лет
(1 час в неделю – 35 часов в год)
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Бальжиева А.М., учитель математики
Пояснительная записка.
Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 или 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель и задачи курса.
Цель:Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.
Задачи:
- Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
- Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.
- Дать учащимся конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.
- Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.
- Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Место курса в учебном плане основной школы.
В соответствии с учебным планом школы в 7 классах изучается курс «Занимательная математика», который имеет свои самостоятельные функции.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений учащихся;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
На изучение курса «Занимательная математика» отводится всего 35 часов (1 час в неделю).
Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы:
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.
Основные методы: объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
Планируемые результаты освоения курса.
Изучение курса «Занимательная математика» в 7-8 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать линейные уравнения с модулем и параметром; решать уравнения в целых числах;
- Освоение на наглядном уровне знаний о функциях и их графиках, кусочно-линейной и степенной функции;
- Овладение знаниями и умениями деления многочлена на многочлен в столбик;
- Формирование умения решать системы линейных уравнений с двумя переменными;
- Развитие умений находит определитель квадратной матрицы второго порядка и решать системы уравнений с помощью формул Крамера;
- Понимание и использование статистических характеристик ряда чисел.
Содержание курса.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Множества | 5 |
2. | Деление многочленов с остатком | 3 |
3. | Линейное уравнение с модулем | 5 |
4 | Диофантовы уравнения | 3 |
5 | Дополнительные формулы сокращенного умножения | 2 |
6 | Функция | 5 |
7 | Решение систем линейных уравнений с помощью формул Крамера | 2 |
8 | Элементы статистики | 3 |
9 | Решение нестандартных задач | 4 |
10 | Международная математическая игра «Кенгуру» | 2 |
11 | Защита проектов | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
1 | Множество. Элемент множества. | 1 | ||
2 | Объединение и пересечение множеств. | 1 | ||
3 | Объединение и пересечение множеств. | 1 | ||
4 | Подмножество | 1 | ||
5 | Операции с множествами | 1 | ||
6 | Деление многочленов с остатком | 1 | ||
7 | Деление многочленов с остатком | 1 | ||
8 | Деление многочленов с остатком | 1 | ||
9 | Нестандартные задачи | 1 | ||
10 | Линейное уравнение с модулем | 1 | ||
11 | Линейное уравнение с модулем | 1 | ||
12 | Линейное уравнение с модулем | 1 | ||
13 | Линейное уравнение с модулем | 1 | ||
14 | Линейное уравнение с модулем | 1 | ||
15 | Диофантовы уравнения | 1 | ||
16 | Диофантовы уравнения | 1 | ||
17 | Степень двучлена | 1 | ||
18 | Степень двучлена | 1 | ||
19 | График функции | 1 | ||
20 | Кусочно-линейные функции | 1 | ||
21 | Кусочно-линейные функции | 1 | ||
22 | Степенная функция | 1 | ||
23 | Международная математическая игра «Кенгуру» | 1 | ||
24 | Международная математическая игра «Кенгуру» | 1 | ||
25 | Степенная функция | 1 | ||
26 | Системы линейных уравнений | 1 | ||
27 | Системы линейных уравнений | 1 | ||
28 | Метод Крамера | 1 | ||
29 | Метод Крамера | 1 | ||
30 | Среднее арифметическое, размах, мода | 1 | ||
31 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | ||
32 | Нестандартные задачи | 1 | ||
33 | Защита проектов | 1 | ||
34 | Нестандартные задачи | 1 | ||
35 | Нестандартные задачи | 1 |
Учебно методическое обеспечение, электронные образовательные ресурсы
Алгебра
1. ФГОС.Алгебра. Сборник рабочих программ.7-9 классы:учеб.пособие для общеобразоват. Организаций/(сост.Т.А.Бурмистрова)-3- е изд.М.:Просвещение,2016.
2. М. Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре. 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-15-е изд.-М.Просвещение,2014
3. Кенгуру «Задачи прошлых лет», http://mathkang.ru/page/zadaniya-proshlykh-let
4. С.А. Генкин, И.В.Итенберг, Д.В.Фомин, «Ленинградские математические кружки», Киров, 1994г.
5.С.Н. Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К. Потапов, «Старинные занимательные задачи», Москва, 1994г.
6.Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин, «Математическая шкатулка», «Просвещение», Москва, 1988г.
Материально-техническое обеспечение курса.
- Компьютер.
- Проектор.
- Доска.
- Чертёжные инструменты.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.
"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...
внеклассная работа по математике и информатике
здесь размещаются презентации к проведению внеклассных мероприятий по математике и информатике....
Внеклассная работа по математике.Весёлая математическая Ярмарка.
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значите...
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.
Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».
В статье представлена информация о работе методического объединения математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....