Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
занимательные факты (7 класс) на тему

Губина Галина Александровна

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhimed.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Архимед из Сиракуз

(287 г. до н.э. – 212 г. до н.э.)

Архимед-вершина научной мысли древнего мира. Последующие ученые - Герон Александрийский (1-11 вв. до н. э.), Папп Александрийский (III в. н. э.) - мало что прибавили к наследию Архимеда.

Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед в Александрии, где правители Египта Птолемеи собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали самую большую в мире библиотеку.

После учебы в Александрии Архимед вновь вернулся в Сиракузы и унаследовал должность своего отца.

Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики. В сочинении "Параболы квадратуры" Архимед обосновал метод расчета площади параболического сегмента, причем сделал это за две тысячи лет до открытия интегрального исчисления. В труде "Об измерении круга" Архимед впервые вычислил число "пи" - отношение длины окружности к диаметру - и доказал, что оно одинаково для любого круга.

Математический метод Архимеда, связанный с математическими работами пифагорейцев и с завершившей их работой Эвклида, а также с открытиями современников Архимеда, подводил к познанию материального пространства, к познанию теоретической формы предметов, находящихся в этом пространстве, формы совершенной, геометрической формы, к которой предметы более или менее приближаются и законы которой необходимо знать, чтобы воздействовать на материальный мир.

Архимед изучал силы, которые двигают предметы или приводят в равновесие, изобретая новую отрасль математики, в которой материальные тела, приведенные к их геометрической форме, сохраняют в то же время свою тяжесть. Эта геометрия веса и есть рациональная механика, это статика, а также гидростатика, первый закон которой открыл Архимед (закон, носящий его имя), согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости.

Знаменитое "Эврика!" было произнесено не в связи с открытием закона Архимеда, но по поводу закона удельного веса металлов - открытия, которое также принадлежит сиракузскому ученому. Согласно преданию, однажды к Архимеду обратился правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на нее золота. Для этого Архимед сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона. Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, на сколько поднялся ее уровень. Опустив в сосуд корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка.

Архимед проверяет и создает теорию пяти механизмов, известных в его время и именуемых "простые механизмы". Это - рычаг ("Дайте мне точку опоры, - говорил Архимед, - и я сдвину Землю"), клин, блок, бесконечный винт и лебедка.. Изобретение бесконечного винта привело его к изобретению болта, сконструированного из винта и гайки.

В 212 году до нашей эры при обороне Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны Архимед сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян. Архимед погиб во время осады Сиракуз: его убил римский воин в тот момент, когда ученый был поглощен поисками решения поставленной перед собой проблемы.

Завоевав Сиракузы, римляне так и не стали обладателями трудов Архимеда. Только через много веков они были обнаружены европейскими учеными.

Плутарх пишет, что Архимед умер в глубокой старости. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.

Стихи об Архимеде

* * *

ПАМЯТИ АРХИМЕДА

В. Шефнер

             Далеко от нашего Союза

             И до нас за очень много лет

             В трудный год родные Сиракузы

             Защищал ученый Архимед.

             Многие орудья обороны

             Были сконструированы им,

             Долго бился город непреклонный,

             Мудростью ученого храним.

             Но законы воинского счастья

             До сих пор никем не учтены,

             И втекают вражеские части

             В темные пробоины стены.

             Замыслом неведомым охвачен

             Он не знал, что в городе враги,

             И в раздумье на земле горячей

             Выводил какие-то круги.

             Он чертил задумчивый, не гордый,

             Позабыв текущие дела,—

             И внезапно непонятной хордой

             Тень копья чертеж пересекла.

             Но убийц спокойствием пугая,

             Он, не унижаясь, не дрожа,

             Руку протянул, оберегая

             Не себя, а знаки чертежа.

             

             Он в глаза солдатам глянул смело:

             «Убивайте, римляне-враги!

             Убивайте, раз такое дело,

             Но не наступайте на круги!»

           . . . . . . . . . . . . . . . . . .    

             Я хотел бы так пером трудиться,

             Родине отдав себя вполне,

             Чтоб на поле боя иль в больнице

             За себя не страшно было мне,

             

             Чтобы у меня хватило духа

             Вымолвить погибели своей:

             «Лично — убивай меня, старуха,

             Но на строчки наступать не смей!»

* * *

АРХИМЕД

Д. Кедрин

             Нет, не всегда смешон и узок

             Мудрец, глухой к делам земли:

             Уже на рейде в Сиракузах

             Стояли римлян корабли.

             Над математиком курчавым

             Солдат занес короткий нож,

             А он на отмели песчаной

             Окружность вписывал в чертеж.

             Ах, если б смерть — лихую гостью —

             Мне так же встретить повезло,

             Как Архимед, чертивший тростью

             В минуту гибели — число!

* * *

СМЕРТЬ АРХИМЕДА

К. Анкундинов

             Он был задумчив и спокоен,

             Загадкой круга увлечен...

             Над ним невежественный воин

             Взмахнул разбойничьим мечом.

             Чертил мыслитель с вдохновеньем,

             Сдавил лишь сердце тяжкий груз.

             «Ужель гореть моим твореньям

             Среди развалин Сиракуз?»

             И думал Архимед: «Поникну ль          

             Я головой на смех врагу?»

             Рукою твердой взял он циркуль —

             Провел последнюю дугу.

             Уж пыль клубилась над дорогой,

             То в рабство путь, в ярмо цепей.

             «Убей меня, но лишь не трогай,

             О варвар, этих чертежей!»

             Прошли столетий вереницы.

             Научный подвиг не забыт.

             Никто не знает, кто убийца.

             Но знают все, кто был убит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Использование цифровой лаборатории «Архимед» во внеклассной работе по географии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } 02.11.2012. Выступление на семинаре-практикуме. Тема семинара: «Подходы использования цифровой техники в исследовательских проектах и при дистанционном обучении». (Му...

Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.

Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический  калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...

Презентация по теме: "История возникновения математики"

Презентация "История возникновения математики" рассматривает период древнейшей истории человечества. Может быть использована для обощения материалов в старших классах....

Внеклассное мероприятие по истории на тему: « История и время».

Цель для учителя: наглядно представить экономическое и историческое содержание человеческого общества от, первобытно - общинного до наших дней;   Цель для учеников: проанализировать полученн...

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.

Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.Подборка данных фильмов направлена на развитие любознательности по предмету математика во внеурочное время,расширению кругозора и ...