Программа по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями «Я – цветовод»
рабочая программа

Бурченкова Ольга Александровна

Программа «Я – цветовод» предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном участке и внутри школы, экологическим состоянием окружающей территории. Данная программа по социализации составлена в рамках внеклассной работы по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями

«Я – цветовод»

(в рамках внеклассной работы по предмету «Цветоводство»)

Программу составила учитель    

Бурченкова О.А.    

Смоленск, 2019

Пояснительная записка

      Проблема социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями становится остроактуальной в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития идет очень трудно.

    С момента создания образовательного учреждения для детей с нарушениями интеллекта решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся как основа их социальной адаптации и социализации. Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества.

     Программа «Я – цветовод» предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном участке и внутри школы, экологическим состоянием окружающей территории. Данная программа по социализации составлена в рамках внеклассной работы по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство».

      Главное место при работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, отводится трудовому обучению. Поэтому программа «Я - цветовод»  оказывает социально-психологическую поддержку учащихся в их профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии и пути дальнейшего профессионального образования. Занятия по программе «Я - цветовод» разработаны для приобретения учащимися профессионально-трудовых навыков, расширения и углубления знаний. Программа данных занятий помогает повысить эффективность коррекционной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности, при правильной организации практических работ по уходу и выращиванию растений. В ходе занятий формируются такие личностные качества как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации учащихся.

     Цели и задачи программы:

     Цель: ознакомить учащихся с основными формами озеленения, умением выращивать и ухаживать за наиболее распространенными декоративными растениями.

     Задачи:

1. Развитие и коррекция умений планировать свою деятельность, которая выражается в способности разрабатывать планы, определять цели и намечать этапы их достижения, оценивать эффективность достигнутых результатов.

2. Развитие и коррекция умения рассуждать логически, творчески мыслить, выбирая наиболее рациональное решение поставленных задач.

3. Развитие и коррекция умения работать в коллективе, нести ответственность за общую работу, проявление самостоятельности и личной инициативы.

4. Воспитание эстетического вкуса, чувства красоты, гармонии в процессе трудовой деятельности.

     Данные задачи решаются за счет применения разных методов и приемов обучения, учета индивидуальных возможностей учащихся в труде.

     Учащиеся с умственным недоразвитием, обладая практическим интеллектом, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей. Этот интеллект по своей психологической природе отличается как по моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта.

     Данная программа является одним из условий социальной адаптации учащихся специальной школы за счет ситуаций, когда дети обучаются необходимым трудовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения; у учащихся вырабатываются знания, умения, навыки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни, развивается

коммуникабельность, ответственность за общую работу, проявление самостоятельности и личной инициативы.

     Принципы программы:

     В основу программы положены следующие принципы:

  1. Принцип социально-адаптирующей направленности.
  2. Принцип развития мышления, языка и коммуникации, как средство специального образования.

  3. Принцип связи с жизнью.

  4. Принцип системности и последовательности.

  5. Принцип наглядности.

     Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

-  гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

     Программа предполагает систему занятий для обучающихся каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

     Виды деятельности и предполагаемые формы:

  • Практическое изучение строения растений.
  • Конструирование из разных материалов.
  • Рисование с натуры и по воображению.
  • Игровые программы.
  • Творческие конкурсы (рисование, сочинение стихотворений, сказок).
  • Эксперимент.
  • Исследование объекта.
  • Наблюдения.
  • Проектная деятельность.
  • Коллективные разработки.
  • Экскурсии.

     Программа рассчитана на 34 часа (1-8 классы), 1 час в неделю.

Содержание программы

Цветы-краски природы (3 часа)

Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Экскурсия: Цветы вокруг нас.

Строение цветущего растения (4 часа)

Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений).  Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

Уход за растениями (2 часа)

Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.

Эти удивительные растения (5 часов)

Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.

Растения в доме (6 часов)

Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»

Зелёная лужайка (3 часа)

Сбор растений для гербария. Игра – викторина «Лужайка». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке.  Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» (музыкально – литературный праздник).

Экскурсии: весенняя экскурсия на природу.

Ландшафтный дизайн (2 часа)

Виды ландшафтных композиций. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. Макет «Сад моей мечты».

Планирование цветочного участка (4 часа)

Правила планирования цветочного участка. Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов. «Солнечные» и «Тенистые» клумбы (просмотр слайдов). Клумбы, расположенные на солнечной местности. Клумбы на тенистом участке. Цветовая схема клумб. Создание цветовых схем клумб.

Мы – дизайнеры (2 часа)

Выращивание декоративных растений. Макет клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально – творческая игра «Цветик – семицветик». Самое удивительное в мире растений (просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по групповому и индивидуальному проекту.  

Моя первая клумба (3 часа)

Конкурс разработок проектной деятельности. Лучший дизайнерский проект. Реализация проектов: «Наш пришкольный участок». Выбор дизайнерского оформления.

       В результате реализации программы обучающиеся должны

Знать/понимать:

-  строение цветкового растения;

- несколько видов комнатных растений;

- способы ухода за комнатными  растениями;

- распознавать виды некоторых цветковых растений;

- роль цветковых растений в жизни человека.

-  виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;

-  особенности посадки и способы  высадки растений в открытый грунт;

-  влияние климатических условий, освещённости, влажности на произрастание растений;

-  правила правильного расположения клумб на участке;

-  правила «содружества» цветов разных видов;

-  правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;

-  виды ландшафтных композиций;

-  правила ухода за цветочными участками.

Уметь:

- выполнять правильный полив, очистку листьев;

- выполнять правильную посадку и пересадку  комнатных  растений;

-  пользоваться простейшим садовым инвентарём;

-  соблюдать  санитарно-гигиенические  при работе с растениями, инвентарём;

-  осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, прополка;

-  различать  растения по видам;

-  пользоваться литературными источниками;

-  составлять простые проекты клумб, макеты;

-  создавать собственные проекты оформления участков;

-  подбирать дизайнерское оформление;

-  подготавливать участок для посадки;

-  реализовывать проекты.

     Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся 5 – 8 классов:

     Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации,  находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости, находить  необходимые  источники информации, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения, использовать базовые знания в решении  поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.

     Регулятивные: пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки, умение самостоятельно планировать  свою деятельность, оценивать, находить положительные моменты и ошибки, умение организовывать рабочее место, делать выводы и самооценку, решать творческие, нестандартные задачи.

      Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы и выводы; приводить примеры из личной практики, умение   ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, пользоваться рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

     Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах.

     Коммуникативные: умение  работать в парах, в группах,  в коллективе, умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам  и сотрудничать в трудовом процессе, выражать своё отношение  к предмету изучения, решать  возникающие вопросы в диалоге.

Тематическое планирование

(5-8 классы)

п/п

Название раздела (темы)

Коли

чество часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Цветы – краски природы (3 часа)

  1. 1

Цветы в нашей жизни.

1

Правила сбора и сушки растений.

1

Аппликация «Мой любимый цветок».

1

Строение цветущего растения (4 часа)

Строение цветущего растения.

1

Условия для жизни растений.

1

Практическое определение частей растения.

1

Практическая работа по моделям цветков «Чей цветочек?»

1

Уход за растениями (2 часа)

Правильный полив, рыхление.

1

Подкормки, уход за листьями.

1

Эти удивительные растения (5 часов)

Цветы – синоптики.

1

Цветы – доктора.

1

Цветы – хищники.

1

Изготовление книжки – раскладушки «Мой любимый цветок».

1

Клуб знатоков природы «Цветочные загадки».

1

Растения в доме (6 часов)

Комнатные растения.

1

Цветы в нашем доме.

1

Посадка комнатных растений.

1

Условия выращивания.

1

Цветы на празднике.

1

Конкурсная программа «Угадай цветок».

1

«Зелёная лужайка» (3 часа)

6

Санитарно – гигиенические правила при работе на участке.

1

Клумбовый инвентарь и его правила эксплуатации.

1

Уход за растениями на пришкольном участке.

1

Ландшафтный дизайн (2 часа)

Виды ландшафтных композиций.

1

Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна.

1

Планирование цветочного участка (4 часа)

Клумбы, расположенные на солнечной местности.

1

Клумбы на тенистом участке.

1

Цветовая и схема клумб.

1

Цветочная схема клумб.

1

Мы – дизайнеры (2 часа)

Правила формирования клумб. Дизайн клумб.

1

Изготовление макета клумбы (групповая работа).

1

«Моя первая клумба» (3 часа)

 

Макет клумбы по индивидуальному проекту.

Конкурс разработок.

Проект «Наш пришкольный участок».

Учебно-методическое обеспечение:

         Для учителя:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html                                      

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]:  Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.

4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.//  Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.

5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как  экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.                                                                

6. Кузеванов В.Я.  Ботанические сады как экологические ресурсы  в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.//  Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.                                        

7.  Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]:  Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.

8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]:  Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.

9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]:  Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь – Букс.- 2009.

Для обучающихся:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008.

2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.- Стройиздат.-2003.

3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов.  Я познаю мир. М: АСТ, 2005. -  С. 252.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации и коррекции интеллектуальных нарушений у детей

В статье рассмотрены ресурсы использования игровой деятельности в коррекции интеллектуального и социального развития детей олигофренов, возможное место игры в режиме дня воспитанников коррекционной...

Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации.

Коррекция недостатков развития речи умственно-отсталых детей является приоритетной в реализации процесса социализации. В коррекционной школе учителя-надомники особое внимание уделяют обогащению словар...

Рабочая программа по литературному чтению для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умстве...

Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Проект «Твой выбор», направленный на раннюю профориентацию и социализацию учащихся с интеллектуальными нарушениями 1-9 класс

ТЕМА ПРОЕКТА: профориентационная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Современное общество предъ...

Коррекционно-развивающая среда как основа социализации школьников с интеллектуальными нарушениями.

Коррекционно-развивающая среда как основа социализации школьников с интеллектуальными нарушениями....