Рабочая программа "Занимательная математика" 6 класс
элективный курс (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика» для 6 класса
Учитель: Важдаева Юлия Сергеевна
Направление программы: обще-интеллектуальное
2021-2022 учебный год Кстово
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Планируемые результаты освоения предмета 6
- Учебно-тематический план 7
- Содержание обучения 9
- Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 11
- Литература 12
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу
«Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (34 занятий в течения учебного года). Один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана школы.
Цель и задачи программы
Цель – повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
- Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
- Развитие мотивации к изучению математики;
- Развитие творчества;
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
- Способствовать развитию математических способностей;
- Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
- Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
- Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
- Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
- Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
- Развитие кругозора учащихся;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Занимательная математика» предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема- тических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Планируемые результаты и способы их проверки
В результате занятий учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления;
- научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий;
- использовать рациональный способ решения задач;
- работать с чертежными инструментами;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- решать текстовые задачи на движение и совместную работу;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к
другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Учебно– тематический план
(34 часа)
№ п/п | Тема занятий | Колич ество часов | Дата проведения | |
по плану | фактиче ски | |||
1.Занимательная арифметика | 3 | |||
1 | Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов | 1 | ||
2 | Интересные свойства чисел | 1 | ||
3 | Приёмы быстрого счёта | 1 | ||
2.Занимательные задачи | 11 | |||
4 | Магические квадраты | 1 | ||
5-6 | Математические фокусы, задачи со спичками | 2 | ||
7-8 | Математические ребусы | 2 | ||
9 | Софизмы | 1 | ||
10 | Пифагорейский союз | 1 | ||
11- 12 | Числовые ребусы (криптограммы), судоку | 2 |
13 | Задачи шутки | 1 | ||
14 | Старинные задачи | 1 | ||
3.Логические задачи | 5 | |||
15 | Задачи, решаемые с конца | 1 | ||
16 | Круги Эйлера | 1 | ||
17 | Простейшие графы | 1 | ||
18- 19 | Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события | 2 | ||
4.Наглядная геометрия. Математика в реальной жизни. | 7 | |||
20- 22 | Лист Мёбиуса. Геометрические задачи. Игра «Пентамино». Головоломка «Танграм». | 3 | ||
23- 24 | Решение задач на совместную работу | 2 | ||
25- 26 | Задачи на движение | 2 | ||
5.Решение нестандартных задач | 8 | |||
27- 28 | Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений | 2 | ||
29- 30 | Прямая и обратная пропорциональности | 2 | ||
31 | Решение задач «обратным ходом» | 1 | ||
32 | Денежные расчеты | 1 | ||
33 | Игра «Математический бой» | 1 | ||
34 | Подведение итогов | 1 | ||
6. Содержание программы
Занимательная математика - 34 часа
Занимательная арифметика (3ч)
1. Введение. Из истории интересных чисел. Запись цифр и чисел у других народов.
Знакомство с историей возникновения чисел. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.
Интересные свойства чисел
- Приёмы быстрого счёта
Некоторые приёмы быстрого счёта. Знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д.
2. Занимательные задачи (11ч)
4. Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
5-6. Математические фокусы.
Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
7-8. Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
Основные моменты: учатся строгости рассуждений и более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.
Формы организации: теоретические и практические
Пифагорейский союз
Основные моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяю- щий многое в жизни человека.
11-12. Числовые ребусы (криптограммы ). Судоку.
Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.
Задачи – шутки
Решение шуточных задач в форме загадок.
Старинные задачи
Решение старинных задач.
3. Логические задачи (5ч.) 15. Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
18-19. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события
Умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. Умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Наглядная геометрия.
Математика в реальной жизни (7ч.)
20-22. Лист Мёбиуса. Геометрические задачи.
Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Практические умения . Изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино». Головоломка «Танграм».
23-24. Решение задач на совместную работу.
Основные моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.
25-26. Решение задач на движение.
Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Решение нестандартных задач (8ч)
27-28. Как научиться решать задачи. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений
Основные моменты: познакомить с основными приемами работы над текстом задачи
Формы организации: теоретические и практические
29-30. Прямая и обратная пропорциональности.
Основные моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.
Формы организации: теоретические и практические
Решение задач «обратным ходом».
Основные моменты: рассмотреть графический способ решения задач.
Формы организации: теоретические и практические
Денежные расчёты
Основные моменты: вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. ГРИВНА = 10 КОПЕЕК; АЛТЫН
= 3 КОПЕЙКИ; ПОЛУШКА = 1/4 КОПЕЙКИ.
Игра «Математический бой»
Занятие в игровой форме.
Подведение итогов.
В игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.
Методическое обеспечение программы
Планируемые формы работы – индивидуальные и групповые; Формы занятий – беседа, практикум, игра
Материально-техническое обеспечение программы
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Меташкола: | 1.тесты | по | математике | |
2.игры |
Конкурс «Кенгуру»: http://mathkang.ru/ Метод.копилка http://www.metod-kopilka.ru/matematika.html
Математика для школы: http://math4school.ru/
Интеллектуальный досуг: http://potehechas.ru/golovolomki/golovolomki_8.shtml Сайт Prometheanplanet: http://www.prometheanplanet.ru/ Видеоуроки: 1. http://www.videouroki.net/index.php?subj_id=2&klass=6
2. http://www.uchportal.ru/video
Список литературы Литература для учителя
- Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2014.; и Приложение к учебнику на электронном носителе
- Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014; и Приложение к учебнику на электронном носителе
- Задачи на смекалку. 5–6 классы / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2005–2012;
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математики. - М., 1990.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М., 1988.
- Никольская И.Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.-М., 1989.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные за- нимательные задачи. - М., 1996.
- Оникул ПР. 19 игр по математике. - СПб, 1999.
- Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. - М., 1992.
- Петраков КС. Математические кружки. - М., 1987.
- Предметные недели в школе. Математика. - Волгоград, 1997.
- Сухинин ИТ. Веселая математика. 1-7 класс. - М., 2003.
- Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. -М., 1984.
- Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. - М., 2002.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М., 1996.
- Анфимова Татьяна Борисовна. МАТЕМАТИКА. Внеурочные занятия 5- 6 классы. ООО «Илекса» г. Москва,2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....