Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 8 класс. Направление программы: обще-интеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Беловского района
Курской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена и принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Приказ № __105_____
Протокол №_1__ от 25 августа_2018 г Кривицко - Будская ООШ
от _25.08._2018 г.
Директор школы:
Е.И.Евтеев
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность»
для 8 класса
Направление программы: обще-интеллектуальное
с. Кривицкие - Буды
2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577; авторской программой « Финансовая грамотность» программы дополнительного образования для основной школы 8-9 классы» / Е. Лавренова, О.Рязанова, И.Липсиц. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.; Положением о рабочей программе внеурочной деятельности Кривцко-Будской ООШ.; Базисным учебным планом «Кривицко-Будская ООШ» на 2018-2019 учебный год;
Количество часов за год-35 часов, в неделю-1 раз.
Программа имеет практическую направленность.
Срок реализации программы - 1 год.
Цели курса
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
.Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Данная программа рассчитана на обучающихся 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – всего 34 ч.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.
В конце обучения – итоговая работа за курс обучения (тест)
Планируемые результаты изучения учебного курса
Результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Содержание программы внеурочной деятельности
Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей
практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и
личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный
доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет
на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес - план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок
влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес - деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема учебного блока, занятия | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Управление денежными средствами семьи | 8 |
3. | Способы повышения семейного благосостояния | 5 |
4. | Риски в мире денег | 7 |
5. | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
6. | Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 |
Всего: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
по _____внеурочной деятельности _(Финансовая грамотность )____________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________________8_________________
Учитель __Шатохина Елена Леонидовна______________________
Количество часов: всего __34______часов; в неделю____1___часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Шатохиной Елены Леонидовны, приказ № 105 Кривицко – Будская ООШ от 25 августа 2018г.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ урока | Тематика урока | Кол-во часов | Дата по плану. | Дата фактическая | Примечание | ||||
Введение -1 | |||||||||
1 | Беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность? | 1 | 01.09 | ||||||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи -8 | |||||||||
Тема 1. Происхождение денег -2 | |||||||||
2 | Деньги: что это такое? | 1 | 8.09 | ||||||
3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 15.09 | ||||||
Тема 2. Источники денежных средств семьи - 2 | |||||||||
4 | Какие бывают источники доходов | 1 | 22.09 | ||||||
5 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 29.09 | ||||||
Тема 3. Контроль семейных расходов - 1 | |||||||||
6 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | 6.10 | ||||||
Тема 4. Построение семейного бюджета - 2 | |||||||||
7 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 13.10 | ||||||
8 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 20.10 | ||||||
9 | Проектная работа «Составляем бюджет семьи» | 1 | 27.10 | ||||||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния-5 | |||||||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций-2 | |||||||||
10 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 17.11 | ||||||
11 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | 24.11 | ||||||
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния-2 | |||||||||
12 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 01.12 | ||||||
13 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | 08.12 | ||||||
14 | Проектная работа «Доходы и расходы» | 1 | 15.12 | ||||||
Раздел 3. Риски в мире денег- 7 | |||||||||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться - 3 | |||||||||
15. | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 22.12 | ||||||
16 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | 12.01 | ||||||
17 | Чем поможет страхование | 1 | 19.01 | ||||||
18 | Проектная работа «Страховые компании в России» | 26.01 | |||||||
Тема 8. Риски в мире денег-2 | |||||||||
19 | Какие бывают финансовые риски | 1 | 2.02 | ||||||
20 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | 09.02 | ||||||
21 | Проектная работа «Таинственные аббревиатуры» | 16.02 | |||||||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем-8 | |||||||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи-2 | |||||||||
22 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | 02.03 | ||||||
23 | Польза и риски банковских карт | 1 | 09.03 | ||||||
24 | Проектная работа «Сколько банков в мире» | 16.03 | |||||||
Тема 10. Собственный бизнес-2 | |||||||||
25 | Что такое бизнес | 1 | 06.04 | ||||||
26 | Как создать свое дело | 1 | 13.04 | ||||||
Тема 11. Валюта в современном мире-2 | |||||||||
27 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 20.04 | ||||||
28 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 27.04 | ||||||
29 | Проектная работа «Мой первый бизнес-план» | 04.05 | |||||||
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют-5 | |||||||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи-2 | |||||||||
30 | Что такое налоги и зачем их платить | 1 | 11.05 | ||||||
31 | Какие налоги мы платим | 1 | 18.05 | ||||||
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости-1 | |||||||||
32 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | 1 | 25.05 | ||||||
33 | Проектная работа «Налоги в моей семье» | 1 | 30.05 | ||||||
34 | Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» - тест | 1 | 31.05 |
Список литературы и интернет-источников
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.
Естественно-научная грамотность. 9 классТема: «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...