Внеурочная деятельность "Финансовая грамотность"
рабочая программа (8 класс)

Шатохина Елена Леонидовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 8 класс. Направление программы: обще-интеллектуальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Беловского района

Курской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кривицко – Будская основная  общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

Рассмотрена и принята                                                                Утверждаю

на заседании педагогического совета                             Приказ №  __105_____

Протокол №_1__ от  25 августа_2018 г                            Кривицко - Будская ООШ

                                                                                            от _25.08._2018 г.

                                                                                            Директор школы:

                     Е.И.Евтеев

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 « Финансовая  грамотность»

для 8 класса

Направление программы: обще-интеллектуальное

с. Кривицкие - Буды

2018 г


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577;  авторской программой  « Финансовая грамотность» программы дополнительного образования для основной школы 8-9 классы» / Е. Лавренова, О.Рязанова, И.Липсиц. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 32 c.;  Положением о рабочей программе внеурочной деятельности  Кривцко-Будской ООШ.; Базисным учебным планом «Кривицко-Будская ООШ» на 2018-2019 учебный год;

 Количество часов за год-35 часов, в неделю-1 раз.

Программа имеет практическую направленность.

Срок реализации программы - 1 год.

Цели курса

 Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,  позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

.Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

 

Данная программа рассчитана на обучающихся 8 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – всего 34 ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

В конце обучения – итоговая работа за курс обучения (тест)

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса

  2. Результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание программы внеурочной деятельности

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей

практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и

личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный

доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет

на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. 

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес - план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость

наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок

влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес - деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Учебно-тематический план

п/п

Тема учебного блока, занятия

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Управление денежными средствами семьи

8

3.

Способы повышения семейного благосостояния

5

4.

Риски в мире денег

7

5.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

6.

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Всего:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

по _____внеурочной деятельности _(Финансовая грамотность )____________

                                  (указать предмет, курс, модуль)

Класс ________________8_________________

Учитель __Шатохина  Елена  Леонидовна______________________

Количество часов: всего __34______часов;                в неделю____1___часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Шатохиной  Елены  Леонидовны, приказ № 105 Кривицко – Будская ООШ от  25 августа 2018г.

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

№ урока

Тематика урока

Кол-во часов

Дата по плану.

Дата фактическая

Примечание

Введение -1

1

Беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?

1

01.09

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи -8

Тема 1. Происхождение денег -2

2

Деньги: что это такое?

1

8.09

3

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

15.09

Тема 2. Источники денежных средств семьи - 2

4

Какие бывают источники доходов

1

22.09

5

От чего зависят личные и семейные доходы

1

29.09

Тема 3. Контроль семейных расходов - 1

6

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

6.10

Тема 4. Построение семейного бюджета - 2

7

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

13.10

8

Как оптимизировать семейный бюджет

1

20.10

9

 Проектная работа «Составляем бюджет семьи» 

1

27.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния-5

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций-2

10

Для чего нужны финансовые организации

1

17.11

11

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

24.11

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния-2

12

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

01.12

13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

08.12

14

Проектная работа «Доходы и расходы»

1

15.12

Раздел 3. Риски в мире денег- 7

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться - 3

15.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

22.12

16

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

12.01

17

Чем поможет страхование

1

19.01

18

Проектная работа «Страховые компании в России»

26.01

Тема 8. Риски в мире денег-2

19

Какие бывают финансовые риски

1

2.02

20

Что такое финансовые пирамиды

1

09.02

21

Проектная работа «Таинственные аббревиатуры»

16.02

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем-8

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи-2

22

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

02.03

23

Польза и риски банковских карт

1

09.03

24

Проектная работа «Сколько банков в мире»

16.03

Тема 10. Собственный бизнес-2

25

Что такое бизнес

1

06.04

26

Как создать свое дело

1

13.04

Тема 11. Валюта в современном мире-2

27

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

20.04

28

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

27.04

29

Проектная работа «Мой первый  бизнес-план»

04.05

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют-5

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи-2

30

Что такое налоги и зачем их платить

1

11.05

31

Какие налоги мы платим

1

18.05

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости-1

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

25.05

33

Проектная работа «Налоги в моей семье»

1

30.05

34

Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» - тест

1

31.05

Список литературы и интернет-источников

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...