Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».
классный час (8, 9 класс)
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_sovetnika_loshkarevoy_a.s.docx | 51.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бердниковская основная школа»
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«Толерантность в современном обществе».
Возраст детей: 13-15 лет
Автор: Лошкарева Алёна Сергеевна
учитель начальных классов
Советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями
с. Бердники,
2023
Аннотация:
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей. В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.
С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязывается, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.
Проявление терпимости включает:
- равноправие
- взаимоуважение
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом
- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств
- возможность следовать своим традициям
- свобода вероисповедания
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем
- позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношений и отношений между полами.
Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека.
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.
Тема – «Толерантность в современном обществе»
Данная разработка тесно связана с отношениями между учащимися в классе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных, а также слушать и поддерживать людей.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цели:
- Знакомство подростков детей с понятием «толерантность»
- Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения
Задачи:
- Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
- Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Для достижения планируемых результатов применялась учебно- исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
- умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- умение грамотно работать с информацией;
- коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
- умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Возраст участников: 13-15 лет
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации учитель оказывает помощь.
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, колонки.
Ход мероприятия
План-конспект классного часа
«Толерантность в современном обществе».
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих;
- Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающие:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
- Развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости. Формируемые универсальные учебные действия: Личностные: осознание себя как личности.
Коммуникативные: умение вести диалог, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно его оценивать.
Познавательные: анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
Применяемые технологии:
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе | Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
1 | Элементы ИКТ, здоровье сберегающих технологий | На всех этапах мероприятия |
2 | Элементы технологии развивающего обучения | Этап мотивации и целеполагания. |
3 | Элементы информационно- коммуникационных технологий | Организационно-деятельностный этап |
4 | Элементы технологии развития критического мышления | Этап рефлексии |
Оборудование: телевизор, компьютер.
Форма проведения: беседа с элементами диспута.
Класс: 8-9 класс
Сценарий классного часа
- Организационный этап
приветствие.
Этап мотивации и целеполагания
Советник: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется
«Ладная семья». Слушайте внимательно. (Читаю притчу)
Притча «Ладная семья»
Взвод – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге
Любовь Прощение Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Советник: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Учащиеся: любовь, терпение, прощение.
Советник. Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Учащиеся: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Советник: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
Ребята, современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого
духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах.
Для англоговорящих, толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”.
Французский язык толкует толерантность как “уважение свободы другого человека.
С точки зрения китайцев, быть толерантным - значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
Для арабов - “прощение, снисхождение”.
Персы считают толерантностью “терпение, выносливость, готовность к примирению”»
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Работа в группах:
Давайте прочитаем определения толерантности разных народов мира и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
- Толерантность – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. (Испанский)
- Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
- Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
- Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
- Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Немецкий)
- Толерантность, терпимость (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого- либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому- либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Советник. Что общего в этих определениях?
Учащиеся: Умение жить в мире и согласии со всем миром.
Советник. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Учащиеся: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Советник. Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
Работа в группах.
Учащиеся зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.
- «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)
- «Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий)
- «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)
- «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги)
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)
- Воровство порождает лень и жадность. (Не кради)
Давайте проверим. Ответы.
Советник: Итак, быть толерантным, значит:
- Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
Советник: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная и интолерантная личности.
Работа в группах:
Мы разделимся на 2 группы. Пусть I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Качества:
- терпимость;
- бессердечность;
- конфликт;
- сострадание;
- прощение;
- вспыльчивость;
- желание что-либо делать вместе;
- милосердие;
- злорадство;
- ложь;
- сотрудничество;
- уважение прав других;
- раздражение;
- принятие другого таким, какой он есть;
- зависть.
Проверяем. Ответы.
Советник. Итак, такими качествами должна по вашему мнению обладать толерантная личность.
Ребята, все качества, которые относятся к толерантной личности, отмечены в эмблеме, созданной немецким художником Хельмутом Лангером. Она известна под названием «Эмблема толерантности».
Эмблема Толерантности:
- Толерантность – это прощение.
- Толерантность – это сострадание.
- Толерантность – это уважение прав других.
- Толерантность – это сотрудничество.
- Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
- Толерантность – это дружба.
- Толерантность – это гармония в многообразии.
- Толерантность – мир и согласие.
- Толерантность – милосердие.
Советник Личность человека с такими качествами будет выглядеть также ярко и эффектно, как этот цветок.
Советник Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Учащиеся: Нет, ссоримся…
Советник Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуации.
Проверяем толерантность.
У детей листочки, карандаши или ручки красного и синего цветов. Детям предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если ребенок согласен с 1 вариантом, рисует красный кружок, еслисогласен со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации.
- Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
- обижаешься и мстишь
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь…
- ты всё-таки слушаешь его
- ты не даёшь ему говорить
В классе ты уже ответил…
- тебе хочется ответить ещё
- ты предоставишь другим возможность ответить
Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
К тебе подошёл ребёнок-инвалид:
- ты брезгливо отвернулся от него
- он такой же, как все!
Советник. Ребята, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Учащиеся:: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Советник. А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
Советник. Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какая заповедь помогает жить в мире?
Учащиеся:: Золотое правило: «Не делай другому того, от чего больно тебе».
Советник: А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
Ответы учащихся.
- Человек должен стремиться изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Знать и соблюдать заповеди. Быть толерантным.
4. Этап рефлексии
- Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
- Что больше всего понравилось?
Выскажите свое мнение:
– Привлекло меня тем, …
– Показалось интересным, …
Заставило задуматься …
- Навело меня на мысли …
Советник: Тема нашего классного часа «Толерантность в современном обществе», и мы с вами выяснили, что толерантность – это путь к миру, и пойдём мы к нему по дороге добра. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветной бумаги в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «Дорога добра!»
«В добрый путь». Звучит песня «Иди дорогою добра»
Всем ученикам раздаю памятки «Мои пожелания».
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И всё это вам поможет жить в мире.
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
ПАМЯТКА
«Как реализовать принципы толерантности»
Не стремись подчинить себе другого человека: Толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
Изучай другого человека: Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
Прими другого человека таким, какой он есть: Это условие означает, что мы должны не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентируй внимание на объединяющих факторах: Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их.
Относись ко всему с чувством юмор: Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие "Толерантность"
Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравс...
Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе"
Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе" с использованием технологии веб-квест предназначена для проведения занятия в старшем звене общеобразовательной школы или на 1...
Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.
Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Воспитательное мероприятие "Толерантность"
Воспитательное мероприятие "Толерантность"...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разраб...