Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
методическая разработка
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское воспитание
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
_____________________________________
Автор: Шаритдинова Гульемеш Азаматовна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Уральская школа» Кизильского района
2022 год
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.
Тема – «Толерантность в современном обществе».
Толерантность – социологический термин, произошедший от латинского tolerantia – «терпение, терпеливость, принятие» и обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, а также поведению и обычаям.
Толерантность – это уважение, принятие, верное понимание иных культур, различных способов самовыражения, а также проявления человеческой индивидуальности. Толерантность не является уступкой, снисхождением или потворством. Это и не обозначение терпимости к социальной несправедливости. Не призывает толерантность и к отказу от своих убеждений в угоду чужим мнениям, не навязывание своего мировоззрениям другим людям. Кроме того, данное понятие не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни.
Толерантность заключается в возможности предоставить всем членам общества право жить в соответствии с их собственным мировоззрением. Эта тонкая грань едва заметна в современном обществе.
2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 16-17 летних учащихся 11 класса МОУ «Уральская школа» п. Урал, Кизильский район.
3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.
4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цели:
1. Знакомство детей с понятием «толерантность».
2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
Задачи:
1. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся.
3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач.
6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
- умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- умение грамотно работать с информацией;
- коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
- умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
1. Подготовка воспитательного мероприятия.
1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.
Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме.
1.2 Учитель выделяет подтемы.
Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами.
2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию.
2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.
2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал.
3. Ход воспитательного мероприятия.
3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
3.2 Учащиеся сначала в группах, затем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют.
4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – презентации.
4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта.
4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия – презентации.
5. Рефлексия.
5.1 Учитель оценивает свою деятельность как педагога и наставника, учитывает оценивание учителя учащимися.
5.2 Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.
8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации, учитель оказывает помощь.
При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, колонки.
9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
Цели:
1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность».
2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.
Задачи:
1. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные УДД:
- формирование положительного отношения к людям, национальностям, народам Земли;
- создание условий для поликультурных знаний, умений, совершенствование имеющихся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью;
- формирование умения корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе;
- осуществлять выбор под определённую задачу;
- оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках мини-проектной деятельности;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- принимать участие в работе группы в ходе деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, колонки.
Ход мероприятия:
Учащиеся рассаживаются по группам.
1. Приветствие. Мотивационная беседа.
Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди (игра-приветствие).
Дети приветствуют друг друга.
2. Определение темы воспитательного мероприятия.
Учитель:
16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития, как отдельного человека, так и общества в целом.
Учитель показывает учащимся рисунок.
- Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми).
- Как вы понимаете смысл этого рисунка? (совершенно разные люди находятся в одной лодке).
Попробуйте сформулировать проблему (ответы учащихся).
Учащиеся:
В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в молодежной среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
3.Определение цели воспитательного мероприятия.
Учитель:
Давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.
Ученик читает стихотворение.
Учитель:
- О чем это стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.
Учащиеся формулируют мысли.
Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:
- знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей;
- понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности;
- а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.
4. Понятие «толерантность».
Учитель:
- Я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».
- Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети вслух читают).
Учащиеся:
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Упражнение «Лукошко»
Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками, небольшими мячами, карандашами). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру…»
Учитель:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Учитель:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- А что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
5. Моделирование проблемных ситуаций и пути их решения (Работа в группах).
Учитель:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессии, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, – у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я могу вызвать врача. Потерпите, – она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Учитель:
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности:
Толерантный Интолерантный
Работа учащихся по группам.
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Учащиеся:
Отличительные черты толерантной личности: уважение мнения других людей; понимание и принятие; желание сотрудничать; чуткость, доверие, гуманизм.
Отличительные черты интолерантной личности: нетерпимость; пренебрежение; раздражительность; цинизм; эгоизм; агрессия.
Формы толерантности: расовая, межрасовая, межнациональная, религиозная, возрастная, гендерная, географическая, образовательная, политическая, физиологическая, социальная.
Виды толерантности:
- естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость;
- моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я человека»);
- нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или « внутренним Я» человека.
Учащиеся:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Учащиеся составляют правила толерантного общения.
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Учитель:
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.
Учитель:
Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить.
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).
«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).
«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).
«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).
Учитель:
Творческая работа «Дерево толерантности».
На листах бумаги предлагается написать те качества людей, которые могут объединять людей. После этого ребята комментируют, почему именно эти качества выбрали и прикрепляют их к символическому рисунку дерева.
Мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, любили, общались. А сейчас мы живем, и обязательно будем жить в своем и нашем общем будущем. Но волею судьбы мы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на нас прекратилась связь времен, мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими поколениями. Человек не может жить один, так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаем наше настоящее.
Учитель:
«Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.
Учитель:
- Как вы думаете, каковы границы толерантности?
- Может ли толерантность быть безграничной?
- Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительны к преступникам, наркоманам?
Проблема границ толерантности – это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, вседозволенностью, равнодушием.
Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации.
Учитель:
Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:
понимание + сотрудничество + дух партнерства
6. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – презентации.
В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:
- уважай собеседника;
- старайся понять то, о чем говорят другие;
- отстаивай свое мнение тактично;
- будь справедливым, готовым признать правоту другого;
- стремись учитывать интересы других.
7. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, вот и подходит наше мероприятие к завершению. Надеюсь, каждый из вас понял, что это за слово «Толерантность», сложное в произношении и запоминании, но простое для понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие "Толерантность"
Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравс...
Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе"
Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе" с использованием технологии веб-квест предназначена для проведения занятия в старшем звене общеобразовательной школы или на 1...
Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.
Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Воспитательное мероприятие "Толерантность"
Воспитательное мероприятие "Толерантность"...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...