Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»
методическая разработка

Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское воспитание

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

_____________________________________

Автор: Шаритдинова Гульемеш Азаматовна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Уральская школа» Кизильского района

2022 год


Разделы методической разработки воспитательного мероприятия

1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

1. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданское направление.

Тема – «Толерантность в современном обществе».

Толерантность –  социологический термин, произошедший от латинского tolerantia – «терпение, терпеливость, принятие» и обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, а также поведению и обычаям.

Толерантность – это уважение, принятие, верное понимание иных культур, различных способов самовыражения, а также проявления человеческой индивидуальности. Толерантность не является уступкой, снисхождением или потворством. Это и не обозначение терпимости к социальной несправедливости. Не призывает толерантность и к отказу от своих убеждений в угоду чужим мнениям, не навязывание своего мировоззрениям другим людям. Кроме того, данное понятие не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни.

Толерантность заключается в возможности предоставить всем членам общества право жить в соответствии с их собственным мировоззрением. Эта тонкая грань едва заметна в современном обществе.

2. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 16-17 летних учащихся 11 класса МОУ «Уральская школа» п. Урал, Кизильский район.

3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.

4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цели:

1. Знакомство детей с понятием «толерантность».

2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся.

3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

5. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия – «круглый стол», беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением задач.

6.  Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- постановка проблемы;

- ознакомление с литературой по данной проблеме;

- овладение методикой исследования;

- сбор материала;

- анализ;

- обобщение;

- выводы.

В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

- умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

- умение грамотно работать с информацией;

- коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;

- умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия

1. Подготовка воспитательного мероприятия.

1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться.

Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме.

1.2 Учитель выделяет подтемы.

Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами.

2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию.

2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.

2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал.

3. Ход воспитательного мероприятия.

3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

3.2 Учащиеся сначала в группах, затем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют.

4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – презентации.

4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта.

4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия – презентации.

5. Рефлексия.

5.1 Учитель оценивает свою деятельность как педагога и наставника, учитывает оценивание учителя учащимися.

5.2 Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет. Если у учащихся возникают сложности с поиском информации, учитель оказывает помощь.

При проведении воспитательного мероприятия необходим проектор, экран, ноутбук, колонки.

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.


Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе»

Цели:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность».

2. Выработка у учащихся осознания сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

2. Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности;

4. Способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные УДД:

  • формирование положительного отношения к людям, национальностям, народам Земли;
  • создание условий для поликультурных знаний, умений, совершенствование имеющихся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формирование умения самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • формирование умения корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе;
  • осуществлять выбор под определённую задачу;
  • оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках мини-проектной деятельности;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • принимать участие в работе группы в ходе деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Оборудование:

проектор, экран, ноутбук, колонки.

Ход мероприятия:

Учащиеся рассаживаются по группам.

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди (игра-приветствие).

Дети приветствуют друг друга.

2. Определение темы воспитательного мероприятия.

Учитель:

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития, как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель показывает учащимся рисунок.

- Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми).

- Как вы понимаете смысл этого рисунка? (совершенно разные люди находятся в одной лодке).

Попробуйте сформулировать проблему (ответы учащихся).

Учащиеся:

В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в молодежной среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

3.Определение цели воспитательного мероприятия.

Учитель:

Давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

Ученик читает стихотворение.

Учитель:

- О чем это стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

  • знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей;
  • понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности;
  • а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

4. Понятие «толерантность».

Учитель:

- Я предлагаю вам прочитать толкование слова «толерантность» в словаре иностранных слов: «Толерантный – терпеливый, переносящий; терпимость, снисходительность к кому-нибудь или чему-нибудь».

- Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети вслух читают). 

Учащиеся:

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Упражнение «Лукошко»

Цель: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы:   лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками, небольшими мячами, карандашами). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру…»

Учитель:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
  • Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
  • Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Учитель:

- Какое из определений вам импонирует более всего?

- А что же объединяет эти определения?

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

5. Моделирование проблемных ситуаций и пути их решения (Работа в группах).

Учитель:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессии, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. –  Что с вашей ногой?

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, – у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я могу вызвать врача. Потерпите, – она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Учитель:

- Почему молодой человек отказался помочь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

Толерантный                                                           Интолерантный

Работа учащихся по группам.

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Учащиеся:

Отличительные черты толерантной личности: уважение мнения других людей; понимание и принятие; желание сотрудничать; чуткость,  доверие,  гуманизм.

Отличительные черты интолерантной личности: нетерпимость; пренебрежение; раздражительность; цинизм; эгоизм; агрессия.

Формы толерантности: расовая, межрасовая, межнациональная, религиозная, возрастная, гендерная, географическая, образовательная, политическая, физиологическая, социальная.

Виды толерантности:

- естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность,  доверчивость;

- моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я человека»);

- нравственная толерантность – принятие,  доверие,  ассоциируемая с сущностью или « внутренним Я» человека.

Учащиеся:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Учащиеся составляют правила толерантного общения.

- Уважай собеседника.

- Старайся понять то, о чем говорят другие.

- Отстаивай свое мнение тактично.

- Ищи лучшие аргументы.

- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

- Стремись учитывать интересы других.

Учитель:

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

Учитель:

Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. 

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец).

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Учитель:

Творческая работа «Дерево толерантности».

На листах бумаги предлагается написать те качества людей, которые могут объединять людей. После этого ребята комментируют, почему именно эти качества выбрали и прикрепляют их к символическому рисунку дерева.

Мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, любили, общались. А сейчас мы живем, и обязательно будем жить в своем и нашем общем будущем. Но волею судьбы мы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на нас прекратилась связь времен, мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими поколениями. Человек не может жить один, так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаем наше настоящее.

Учитель:

 «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Учитель:

- Как вы думаете, каковы границы толерантности?

- Может ли толерантность быть безграничной?

- Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительны к преступникам, наркоманам?

Проблема границ толерантности – это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, вседозволенностью, равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации.

Учитель:

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства

6. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта – презентации.

В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

  • уважай собеседника;
  • старайся понять то, о чем говорят другие;
  • отстаивай свое мнение тактично;
  • будь справедливым, готовым признать правоту другого;
  • стремись учитывать интересы других.

7. Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, вот и подходит наше мероприятие к завершению. Надеюсь, каждый из вас понял, что это за слово «Толерантность», сложное в произношении и запоминании, но простое для понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "Толерантность"

Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравс...

Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе"

Методическая разработка практического занятия "Роль компьютера в обществе" с использованием технологии веб-квест предназначена для проведения занятия в старшем звене общеобразовательной школы или на 1...

Методическая разработка урока по обществознанию. Политическая система общества.

Урок посвящён развитию политической системы общества РФ. Ключеву. роль в котором играет государство как политический институт общества....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Воспитательное мероприятие "Толерантность"

Воспитательное мероприятие "Толерантность"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Толерантность в современном обществе».

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелате...