Воспитательное мероприятие "Толерантность"
классный час (9 класс) на тему
Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравственным проблемам подрастающего поколения. Пособие содержит методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitat_meropriyatie_rybakova.docx | 56.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема воспитательного мероприятия: «Толерантность».
Автор – составитель: Рыбакова Светлана Викторовна,
учитель математики МБОУ СОШ№66.
Цель воспитательного мероприятия: формирование толерантного сознания учащихся как готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности с целью формирования гражданской ответственности;
- содействовать развитию способности активно познавать себя и других людей для развития чувства эмпатии;
- создать условия для формирования у учеников адекватного отношения к праву любого человека выражать свою индивидуальность.
Форма мероприятия: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Участники: учащиеся 9 класса; классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, помощник, отвечающий за музыкальное сопровождение игры, родители в качестве гостей.
Подготовка к мероприятию
Классный руководитель подбирает игровой материал, оборудование и оформление игры, координирует взаимодействие участников воспитательного воздействия. Классный руководитель является ведущим игры.
Психолог готовит проведение игры «Большой костер», помогает классному руководителю отобрать материал для игры, анализируя его с точки зрения целесообразности и правомерности. По окончании игры психолог анализирует цветовую гамму трафаретов футболок методом диагностики Люшера для дальнейшего решения воспитательных задач и индивидуальной работы с учащимися.
Социальный педагог ведет подготовку «трудных детей» к игре. В ходе мероприятия социальный педагог является участником вместе с учениками, помогая детям правильно сформулировать мысли, корректировать самовыражение учащихся в нужном направлении. Он является представителем жюри - оценивает деятельность групп в соответствии с номинациями награждения участников. Кроме того, являясь наблюдателем, социальный педагог анализирует способы самовыражения детей для дальнейшей работы с отдельными учащимися, родителями.
Триединая дидактическая цель:
1)образовательная: организовать работу, направленную на знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности;
2) развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков, умения бесконфликтно решать проблемные ситуации, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) воспитательная: способствовать развитию у учащихся качеств толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Планируемые результаты:
1)познавательные: учащиеся научатся давать оценку информации,
самостоятельно создавать способы решения проблемных ситуаций, осуществлять
стабилизацию эмоционального состояния для решения поставленных задач;
2) личностные: получат начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, научатся уважительному отношению к иному мнению, получат возможность для развития этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, милосердия;
3) коммуникативные: получат возможность участвовать в диалоге,
сотрудничать с одноклассниками,формулировать собственное мнение и позицию,
задавать уместные проблемные вопросы, точно выражать свои мысли;
4) регулятивные: получат возможность определять цель и составлять
план выполнения задания, осуществлять контроль результата, применять навыки
саморегуляции.
Направления деятельности обучающихся:
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.
Виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: наблюдение, решение познавательных проблем, систематизация знаний, диалог, беседа.
Оформление, оборудование, инвентарь: листы ватмана, листы А4, фломастеры, клей, трафареты футболок, дипломы участников, конверты с листками для записей отзывов и предложений, доска с магнитами, дополнительная доска, диск с релаксационной музыкой и звуками природы, звуком фанфар.
ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Литература
- Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. - С. 64-66.
- Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.
- Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - N 2. - С. 41-43.
- Зеркало межэтнических отношений // Этносфера. - 2009. - N 2. - С. 8-12.
- Ситнова Л. И. Без этого жить нельзя // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2008. - N 6. - С. 11-13.
- Хайруллин Р. З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 85-93.
- Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - N 2. - С. 22-42.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Критериями для оценки достижения поставленных целей воспитательного мероприятия на его разных этапах служат:
1) на этапе постановки целей и задач:
- цели сформулированы в понятной для обучающихся форме;
- поставленные перед обучающимися цели способствовали формированию позитивной мотивации;
- поставленные перед обучающимися цели способствовали организации индивидуальной и групповой деятельности;
- цели, поставленные перед обучающимися, позволили им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
2) на этапе мотивирования обучающихся:
- во время воспитательного мероприятия повысилась активность и мотивация обучающихся;
- обучающиеся почувствовали свой успех;
- обучающиеся самостоятельно поставили и решили задачи в рамках данной проблемной ситуации.
3) на основном этапе:
- обучающиеся демонстрируют умение аргументировать предлагаемые им решения;
- мнения, высказанные обучающимися, отличаются обоснованностью и целесообразностью;
- обучающиеся продемонстрировали способность устанавливать отношения сотрудничества друг с другом, умение вести плодотворный диалог;
- обучающиеся продемонстрировали умение включить полученные знания в систему уже имеющихся.
4) на итоговом этапе и рефлексии:
- у обучающихся сформировались навыков самооценки своей деятельности.
2. На каждом этапе данного воспитательного мероприятия педагог может столкнуться с разнообразными сложностями, в частности:
1) на этапе постановки целей и задач:
- трудности в разделении цели воспитательного мероприятия и его задач;
- цели невозможно сформулировать в понятной для обучающихся форме;
- цели не способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к деятельности у обучающихся;
- поставленные перед обучающимися цели не способствовали организации индивидуальной и групповой деятельности;
- задачи, поставленные педагогом, не конкретизируют цель;
- цели и задачи мероприятия не носят обучающий характер, они не соответствуют материалу или виду деятельности;
- цели и задачи, поставленные педагогом, не способствуют развитию познавательных способностей обучающихся и воспитанию социально значимых качеств личности;
2) на этапе мотивирования обучающихся:
- трудности в формировании интереса обучающихся к воспитательному мероприятию и его теме;
- обучающиеся не могут самостоятельно поставить и решить задачи в рамках воспитательного мероприятия;
3) на основном этапе:
- обучающиеся демонстрируют низкий уровень знаний и ориентации в различных источниках информации;
- педагог не может представить материал в доступной обучающимся форме в соответствии с дидактическими принципами;
- трудности во фронтальной и групповой работе с большом коллективом при наличии в нём слабоуспевающих обучающихся;
- при составлении конспекта воспитательного мероприятия не были учтены индивидуальные возрастные, психические и психологические особенности учащихся;
- педагог не может установить отношения сотрудничества с обучающимися;
- применяемые педагогом методы не побуждают обучающихся к самостоятельной деятельности;
- трудности в организации обучающихся для самостоятельного поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи.
4) на итоговом этапе и рефлексии:
- обучающиеся не могут дать самооценку своей деятельности;
- негативное отношение обучающихся к рефлексии.
3. Воспитательное мероприятие «Толерантность» встраивается в систему учебно-воспитательной работы 9А класса:
1) мероприятие проведено 15 ноября 2014 г. накануне Международного дня толерантности;
2) в 9А классе идёт планомерная, систематическая работа по формированию социально компетентной личности с устойчивой гражданской позицией;
3) в ходе мероприятия показана значимость данной темы в процессе воспитательной деятельности;
4) мероприятие помогает созданию в школе организационно-педагогических условий для воспитания у учащихся доброжелательности, милосердия, чувства отрицания любого проявления экстремизма;
5) мероприятие продолжило формирование у обучающихся необходимых ЗУН по развитию толерантности, научило использовать полученные знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...