Статья: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по математике

В статье отражено понятие математической грамотности, содержание которого рассматривается в контексте функциональной грамотности. Рассматриваются теоретические и практические аспекты влияния решения практико-ориентированных задач на уроках математики в школе на формирование и развитие математической грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6048eebc2b1aa.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»

                                       Элберт Хаббарт

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,  в основе которой -  умение личности ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.

          Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования на первый план наряду с общей грамотностью (т.е. усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося) выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования.[2] 

          Общеучебные умения (ключевые компетенции), развивающиеся в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся, подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностно-смысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия).

         При компетентностном подходе в обучении не отрицается значение знаний, но внимание акцентируется на способности использовать полученные знания.

          В основе развития функциональной грамотности лежит, прежде всего, освоение предметных знаний, понятий, ведущих идей. Такие международные оценочные исследования, как оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA) основаны на концепции функциональной грамотности. Они оценивают, на сколько обучающиеся способны использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социальных отношениях.

          А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования. [8]

  Таким образом, актуальной задачей педагога сегодня является   развитие функциональной грамотности школьников.

  Что же понимают под «функциональной грамотностью»?  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [4]   

  В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять  короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть такой уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности. [3]

  Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями и интересами. 
         Основными признаками функционально грамотной личности являются: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

          Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. [6]
          Учащиеся, которые овладели математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

          Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.

     Изучение математики развивает познавательные способности человека, в том числе, — логическое мышление.  Обучение решению задач на уроках математики формирует у учащихся определенный склад ума, дает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к систематической и методичной работе. Все это помогает формированию у школьников математической грамотности.

     Одно из ведущих мест отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником в процессе обучения для выполнения в познавательных целях. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

    Виды учебных задач:

  • задания, в которых имеются лишние данные;
  • задания с противоречивыми данными;
  • задания, в которых данных недостаточно для решения;
  • многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

      Современные требования к результатам обучения математики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач. Математические знания и умения должны использоваться в различных практических ситуациях. Выдающийся математик XX века Д. Пойя, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного образования.

      Классификация задач:

  • Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, которые изучались на разных этапах и в разных его разделах.
  • Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.   
  • Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.
  • Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной жизни. Для того, чтобы решить задачу, нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче берутся из реальной действительности.

          Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся.

          Особенности практико-ориентированных задач, отличающие их от других математических задач:

  1. -значимость (общекультурная, познавательная, профессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);
  2. -условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
  3. -информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;
  1. -указание (явное или неявное) области применения результата решения;
  1. -нестандартная структура (когда некоторые элементы не определены);
  2. -наличие избыточных, недостающих и противоречивых данных в условии, делающих его объемным;

-наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся. [1].

      Решение практико-ориентированных задач является лучшим тренажером математической грамотности. В чем я убедилась на собственном опыте.

      Практико-ориентированные задачи в учебный процесс я начала включать с момента введения модуля «Реальная математика» на государственной итоговой аттестации.  Эти задачи применяю на различных этапах урока: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение.

      Взаимодействуя с окружающей действительностью, дети лучше усваивают материал и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту, повышают свой уровень математической грамотности.

          Могу отметить положительные моменты, связанные с решением практико-ориентированных задач:

  1. -повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;
  2. -более осмысленное освоение нового материала;
  3. -стремление к творческой и исследовательской деятельности;
  4. -приобретение навыков самостоятельной и коллективной работы;
  5. -осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

          Систематическое решение практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, повышая уровень математической грамотности учащихся. Решение практико-ориентированных задач готовит их не только к успешной сдаче ОГЭ, где первые пять заданий являются практико-ориентированными, но и дает ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.

                Таким образом, в целях развития и повышения качества математического образования необходимо продолжить поиски новых методов и форм обучения, делая акцент на формирование математической грамотности учащихся.

Используемые ресурсы

  1. Волкова, Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. с. 173–176.
  2. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12 или 5. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.
  3. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 c.
  4. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
  5. Пожарова Г.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся/ Г.А. Пожарова. - Текст: непосредственный//Молодой ученый.-2021.-№1(343).С.62-64.-URL: htpps://moluch.ru/archive/343/77263/
  6. Практико-ориентированные задачи по математике. 5-6 класс. Учебное пособие./Авт. – сост. Ю.А. Скурихина/ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской  области», ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС№2019. 192с.
  7. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48–55.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //    

      Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

одной из задач модернизации образования является  формирование функциональной грамотности...

Развитие функциональной математической грамотности во внеурочной деятельности

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы.         Введение в российских школах Федерального государственно...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

«Практико-ориентированные задачи №1-5 ОГЭ как один из элементов развития функциональной математической грамотности обучающихся»

Одним из эффективных способов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Это задачи, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действитель...

Внеклассное мероприятие для 8 класса по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета»

Тип:  внеклассное мероприятиеФорма:  урок-играЦели:   показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;познаком...

«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»

laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...