Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Я русский бы выучил только за то..." Ход мероприятия I. Вступительное слово ведущего (учитель). -- Дорогие мои дети, Вас обрадовать спешу, пригласили нас всех в гости. -- А куда? (спрашивают дети) -- Сейчас скажу. В стране грамматики сейчас Начнётся праздник славный: Турнир для грамотных ребят. И нас туда позвали. Должны вы знанья показать, С любым заданьем справиться, В беде друг друга выручать, Только быстро отвечать. Сильнейший в бою победит. Грамматика вас наградит. Здравствуйте, участники турнира! Сегодня мы проводим лингвистический турнир. Вы все уже знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык, позволяющий легко и свободно общаться друг с другом всем народам, населяющим наш край. Турнир мы назвали: “Я русский бы выучил только за то…” Надеюсь, что к окончанию турнира вы сможете продолжить это высказывание. Итак, начинаем! Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели. Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова. - Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению ,«русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
- «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».
Лев Николаевич Толстой. 3. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками» - « О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”
И.С. Тургенев
Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык. II. Занимательные задания. - Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.
II. Приветствие команд [3] Команда 1 Мы весёлые ребята, И не любим мы скучать, С удовольствием хотим мы Свои знания показать. И пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только наши знания. Команда 2 Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет: Сегодня будет дружба Владычицей побед. И, соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней - И наша дружба крепнет с ней. III. Первый тур – “Узнай название команд (развитие беглости логического мышления) [3] Ведущий. Используя все буквы, составьте слово-название команды соперников. Раздать У каждой команды лист бумаги с зашифрованным названием. Команда соперников должна его отгадать. Команды работают на фоне музыки. Команда 1. “ОТКИЗНА” (Знатоки). Команда 2. “ТЕИАРГМО” (Грамотеи) Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.
1. Разминка. - Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка. Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа) Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Следы проливает. Дети их читают и стирают. (мел и доска)
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь) Человечки чёрные, умные, учёные, друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят. (буквы) 2. Объяснить смысл пословиц. Аппетит приходит во время еды. Скупой платит дважды. Делано наспех – сделано не смех. Без грамматики нет и математики. 3. Объяснить смысл фразеологических оборотов. - бить баклуши; - знать назубок; - рукой подать; - морочить голову; - прикусить язык. - зарубить на носу; - шиворот-навыворот; - в час по чайной ложке; - во весь дух; - ни пуха, ни пера. 4. Загадки-складки «Доскажите словечко». Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… (не разольёшь) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто… (по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни уши… (вянут) Мы исходили городок Буквально вдоль и… (поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле… (волочили ноги) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу) - Зашифрованные слова.
B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их. Вытащите из букета садовый и лесной цветок. РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш) A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак. ДРУОЖБЬ (дуб, рожь) Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица. Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка) Какую травку щиплет на лугу доброе животное? ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)
IV. Второй тур – “Разминка” (анализ с целью обобщения знаний) Ведущий. Перечислите все части речи, которые вы знаете.[3] Участники по очереди называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, числительное, наречие, местоимение, союз, частица, предлог, междометие. Ведущий. А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов (“грамматика” и “орфография”) подберите и запишите новое слово с указанием части речи, к которой оно относится. Части речи не должны повторятся. Слова написаны на листе бумаги, прикреплённом к доске. Количество букв соответствует количеству участников. Дети по очереди подбегают и пишут слова. Команды работают на фоне музыки Предполагаемые варианты ответов: “г” – (гремит, глагол) | “о” – (один, числительное) | “р” – (разве, частица) | “р” – (радостно, наречие) | “а” – (ах, междометие) | “ф” – (фу, междометие) | “м” – (мой, местоимение) | “о” – (около, предлог) | “м” – (морозно, наречие) | “г” – (гонит, глагол) | “а” – (ароматный, прилагательное) | “р” –(родной, прилагательное) | “т” – (три, числительное) | “а” – (а, союз) | “и” – (и, союз) | “ф”– (форма, существительное) | “к” – (к, предлог) | “и” – (ишь, частица) | “а” – (артист, существительное) | “я” – (я, местоимение) |
Жюри подводит и оглашает итоги конкурса. V. Третий тур – “Шарады” (анализ с целью поиска связей между частями слова) Ведущий. Каждая команда должна разгадать шарады. Шарады для команды “Знатоки” Ведущий. Первое – предлог. Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. (Задача) В “списке” вы мой обнаружите корень, Суффикс – в “собрании” встретите вскоре, В слове “рассказ” вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание) Шарады для команды “Грамотеи” Ведущий. Корень мой находится в “цене”, В “очерке” найди приставку мне. Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) Мой корень в “просьбе” заключён, В ней он озвучен и смягчён. Приставка в “воплощение” где-то, На целое – все ждут ответа. (Вопрос) Жюри подводит и оглашает итоги конкурса. VI. Четвёртый тур – “Домашнее задание” (развитие креативности) Ведущий. А сейчас домашнее задание. Каждая команда инсценирует фразеологизм, а команда соперников угадывает показанное действие и объясняет его смысл. [3] Команда “Знатоки”: - Набрал в рот воды.
- Бросать камни в чужой огород.
Команда “Грамотеи”: - Заметать следы.
- Гнаться за двумя зайцами.
5. Освободи слова. Ой, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с дружкой. Помоги им освободиться. Котигракукланожницыкнигагрядкакотлетакачели Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадьзаборландышбуря Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарь 6. Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву. Трус своей лени боится. Сашу маслом не испортишь. Терпение и пруд всё перетрут. Два сапога – тара. 7. Пословицы. Поговорки. Народные приметы. • Продолжите народную примету: • Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит) • Соль просыпалась - ... (будет ссора) • Дым столбом - ... (к морозу) • Много снега - много ... (хлеба) - Закончите пословицу: - Что с воза упало, то ... (пропало) - Век живи, ... (век учись) - Один в поле ... (не воин) - Не зная броду, ... (не лезь в воду) - Дело мастера ... (боится) - Когда я ем, ... (я глух и нем) - Утро вечера ... (мудренее) - Чем дальше в лес, ... (тем больше дров) - Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.) 8. Собрать заданный текст из отдельных предложений. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось. У одного отца было два сына. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они пошли судиться к соседу. Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Предполагаемый вариант: У одного отца было два сына. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
9. Наборщики. раздать За 5 минут из букв, составляющих слово “лингвистика”, составить как можно больше других слов. Лингвистика 10. Заколдованная дверь Раздать На дверях замка зашифрованная надпись из цифр(ключ – алфавит):
3 5,16,2,18,29,11 17,21,20,30, 5, 18,21,9,30,33! (Расшифровка: В добрый путь, друзья!) III. . Заключительный этап (рефлексия: анализ и синтез результатов). Я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие. Какие чувства оно у вас вызвало? Чему вы научились сегодня? Поделитесь своими впечатлениями и закончите фразу темы нашего турнира: “Я русский бы выучил только за то… Предполагаемые ответы: • за то, что он помогает нам общаться; • за то, что он помогает нам правильно выражать свои мысли; • за то, что на нём говорили великие люди; |