Сценарий праздника (турнира смекалистых) по русскому языку в 5-х классах.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

        Сценарий турнира смекалистых по русскому языку содержит материал,  предназначенный для подготовки и проведения  внеклассного мероприятия в  5- м классе.  Задания, предложенные на турнире, позволят расширить познания учащихся в области лингвистики, углубить языковые компетенции,  узнать побольше интересных фактов из жизни русского языка.

        Предложенные материалы будут полезны  учителям русского языка, классным руководителям, родителям, педагогам начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника (турнира смекалистых)                                                                             по русскому языку в 5-х классах.

I. Вступительное слово:

        Давным-давно на белом свете жили прекрасные люди, для которых превыше всего была честь. Они не щадили жизни, служа прекрасным дамам и своим королям. Свою доблесть, ловкость, силу они доказывали в военных походах и турнирах.

        - Как называли этих людей?

        Сегодня вы все - рыцари, но защищаете флаги разных королевств. Вам предстоит доказать свой ум, проявить сообразительность, продемонстрировать умение работать в команде. Рыцари верили в рок, судьбу. Давайте и мы, определяясь с командами, положимся на удачу: пусть фортуна определит состав ваших команд. (Ученики выбирают жетоны и по цветам объединяются в команды).

1.Игроки знакомятся и готовят представления команд: девиз, название, символ, герб…

После короткого представления (визитка) команды получают задания.

2. «Лексусы». Такого слова не существует. Мы вводим его как рабочий термин. По названию вы уже понимаете, что речь идёт о словах. Вы получаете 5 слов. Решайте, что с ними сделаете. Либо составите текст, употребив все слова, либо оформите словарную статью, либо дадите лексическое толкование одного  слова.

        Даны слова: рыцарь, турнир, честь, забрало, девиз.

3.Головоломки. Рыцари на турнирах получали серьёзные ранения рук, плеч, ног. Вы же сегодня сможете сломать только головы.

        Метаграммы. Чтобы отгадать метограмму, нужно заменить одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:

  1. С  К в полях меня найдёте,                         2) С Л я остров в океане,

С Г романсы запоёте,                                      С Р растаю вмиг в стакане.

С В в косички заплетёте.

        Анаграммы.

        Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

        1) Я в пруду живу, жирею,                        2) В океанах он живёт,

            Переставьте буквы- вмиг                             И мала ему река.

            Превращусь я и в аллеи,                            Буквы ставь наоборот-

            И в лужайки, и в цветник.                    Будет дёргаться щека.

        Логогриф - от греческих слов «логос»- слово и «грифос» - загадка, это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков( букв).

        1) Готов вас  напоить водой,                    2) Несёт меня с трудом старик,

            Но Э прибавьте мне в начале,                        Но если Ю прибавить, вмиг

            И соберу перед собой                                К нему придёт на помощь тот,

            Я зрителей в квартире, зале.                        Кто без труда меня несёт.  

        4. Друзья и враги. У людей складываются разные взаимоотношения: одних любим, уважаем, с другими противоборствуем. Слова живут по этим же законам: одни взаимозаменяемы, другие - друг другу противоречат. А как они называются?

         Замени каждое слово синонимом и по начальным буквам прочти пословицу.

 1) Спиннинг, монстр, кушанье, мелодия, гнёт, охотник, физкультурник, кудесник, кататься, забор.

2) Каждое слово замени антонимом (можно контекстуальным) и прочитай загадочную фразу:

Ваш Андрюша тихо смеётся, поднял с берега кубик.

Бурных дней, старички!

Три лаптя - трио.

5. «Грамотейка»

                                                  Над стихами попотей-ка:

Наступила «Грамотейка».

                                                  Выполняй,  но не спеши:

                                                  Все ошибки отыщи!

Найди ошибки, исправь их, докажи свой выбор.

Нёс мидвет, шогая крынку,

На продажу мёду к рынку,

В друк на мишку- вот напасть-

Пчолы в здумали на пасть.

Мишка сармией осинай

Дрался вырванной осиной.

Мокли в ярость он невпасть,

Если осы лезли впасть,

Жалили куда попало,

Им заэто и попала.

 6. На непонятном языке. Определи части речи и члены предложения.

                Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

III  Рефлексия. Участники турнира смекалистых в письменном виде заполняют анкету. Примерные вопросы:

1. Было ли интересно принимать участие в турнире?

2.  Кто из членов команды, по твоему мнению, внёс наибольший вклад для достижения успеха?

3.  Какое задание показалось самым лёгким?

4.  Какое задание вызвало затруднение? Почему?

5.  Хочешь ли принять участие в следующей игре?

6.  Какую роль хотел бы исполнить:

                   - члена команды;

                       - секретаря;

                - сценариста?

7.  Задания  по каким разделам языка (фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи и др.), на твой взгляд, следует включить в следующую игру по русскому языку?  

8.  Попытайтесь сравнить задания нынешнего и прошлогоднего турниров смекалистых. Какие задания, не вошедшие в нынешний конкурс, вам вспоминаются? (Лексусы, головоломки, конкурс «Грамотейка») Не хотелось бы вам поразмышлять над ними снова?!                                                         

IV Подведение итогов турнира. Награждение участников.  

Реклама книг с занимательными заданиями по русскому языку.

  1. Евлампиева Е.А. Викторины по русскому языку. Чебоксары, 1997.
  2. Граник  Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. Москва, 1987.
  3. Куликов А. Меч и судьба. Москва, 1993.
  4. Пименова И., Соломадина И. и  др. Честь, крест и меч. Москва, 1998.
  5. Шкатова  Л.А. Подумай и ответь. Москва, 1989.
  6. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

Турнир смекалистых "Мудрец - 2014" для обучающихся 7-ых классов I тур

Тема турнира "Феноман Гарри Поттера". Интеллектуальная игра-викторина для обучающихся 7-ых классов.Цель: повышение мотивации  интереса обучающихся 7-ых классов к процессу обучения и саморазвития ...

Турнир смекалистых "Мудрец - 2014" для обучающихся 7-ых классов II тур

По результатам первого отборочного тура выявляются четыре команды - победительницы. Они участвуют в конкурсах по различным учебным предметам: логика, физика, химия, информатика, музыка, математика, би...

Сценарий к внеклассному мероприятию по русскому языку в 8-11 классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-11 классов....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"

Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 класса

В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. С какой любо...