Доклад нравственно - патриотическое воспитание
план-конспект занятия (9 класс)

Черезова Елена Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravst.patriot._vospitanie.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                                                 Добро творить, как воздухом дышать, –

                                                                 Потребность, людям данная от Бога.

                                                                 Лучами сердца мир отогревать,

                                                                 И отдавать, и не считать, что отдал много…”

                                                                                                                                                                        Марианна Озолиня

 

   Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями ребенок социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

    Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают от педагогов, и от окружающих взрослых людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

   Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с умственной отсталостью:

   Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с умственной отсталостью определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2)  эти дети отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с умственной отсталостью, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, поступающие из подобных семей, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода»;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

   Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

   Основной смысл деятельности воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

   Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

  Можно условно выделить две группы методов нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.

1.        Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:

 – разъяснительные, информационные методы  (беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии, использование художественной литературы и предметов искусства и обсуждение прочитанного и увиденного). В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;

 – практические методы — это ситуации, организованные педагогом, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, спортивная терапия и другое ;

 – оценочный подход — применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки. 

2.        Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности — трудовой, игровой, общественной, практической и другой.

   Методы воспитания принято делить по характеру воздействия на воспитанника, это — убеждение; – упражнения; – поощрения; – наказание.

  Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Для этого можно использовать разнообразную художественную литературу, примеры из истории и жизни людей. Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов.

 Воздействовать на мотивацию умственно-отсталого ребенка помогает метод стимулирования, подразумевающий под собой становление у воспитанника осознанных побуждений. Метод стимулирования включает в себя поощрение и наказание. Благодаря возбуждению позитивных эмоций, методом поощрения закрепляются положительные привычки и навыки, вселяется уверенность, повышается самооценка. Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Используя этот метод при работе с умственно отсталыми детьми, воспитатель должен стараться использовать метод поощрения для мотивации и стимуляции их деятельности. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.
Благодаря методам стимулирования, у ребенка формируется умение давать верную оценку своему поведению. Это способствует коррекции сознания ребенка, выбору мотивов и целей.

   Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания понятий этики и морали. Необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, как они понимают понятия: «доброта», «честность», «справедливость». При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях между людьми. Беседы с взрослыми предполагают накопление у детей представлений, переживаний и понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

   Доминирующее влияние на коррекционное развитие ребенка и формирование эмоционально-волевой среды оказывают методы требования. Требования различаются на два вида: прямые и косвенные.

  К прямым требованиям относиться: определенность, конкретность и точность формулировок. Очень часто требование предъявляется решительным тоном, с использованием целой гаммы интонаций и оттенков. 

  Косвенное требование вызывает психологические факторы: переживания и интересы воспитанников.

  Среди форм косвенного требования можно отметить следующие:

– требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом). Педагог должен иметь авторитет и доверие со стороны ребенка;

 – требование-игра. Можно использовать стремление ребенка к игровой деятельности, чтобы незаметно выполнять разнообразные задания. Успех этой методики заключается в высоком уровне профессионализма педагога;

 – требование-просьба (просьба — это форма проявления доверия и сотрудничества между людьми). Этот метод должен помочь ребенку с отклонением в развитии научиться доверять людям;

– требование-одобрение. Применение такого метода предоставляет ребенку стимул и мотивацию. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, педагог может его корректировать. Важным средством нравственно — этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей. 

  Использование разнообразных методов воспитания подразумевает под собой постоянное обращение к различным приемам и их совокупностям. Приемы воспитания подразумевают под собой тщательно организованный педагогами процесс влияния на поведение, взгляды, ценностные ориентиры и идеалы воспитанника. В результате этого влияния включаются процессы самовоспитания и регуляции поведения и поступков.

 

   Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд. Трудовое развитие детей осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях и в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром. Трудовое воспитание является одной из главнейших сторон воспитания в ребенке нравственности. Приобретение навыков трудового воспитания играет огромную роль в жизни умственно отсталых детей. К. Д. Ушинский пишет: «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».  В специальной школе есть трудовые классы, где дети обучаются труду, но трудовая подготовка не сводится только к выполнению тех или иных трудовых задач в мастерской, но также детей учат аккуратности, умению обслуживать себя. Труд помогает ребенку развивать свою волю, мышление, приучает ребенка обходиться без помощи взрослого. Специалисты рекомендуют не выполнять за ребенка то, что он может сделать сам: умыться, одеться, убрать постель. И не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях ребенка. Через действия приобретаются полезные навыки и формируются черты характера, такие как ответственность, аккуратность, организованность, имеющие огромное значение для социальной адаптации и сознательного отношения к труду. Необходимо создавать дополнительные условия для развития трудовых навыков. Можно выделить отдельное помещение, где под контролем взрослых ребенок может заниматься лепкой, вышиванием, выпиливанием, что способствует развитию мышления и моторики. Воспитание в процессе труда — это два очень тесно переплетенных между собой способа воздействия на становление нравственности в ребенке.

   Успешность коррекционно-педагогической работы с ребенком во многом зависит от правильности выбора педагогом моделей нравственного воспитания и их совмещения

   Педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений,  работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии,  сталкиваются  со  многими трудностями при формировании их гражданской позиции.  Процесс гражданско-патриотического воспитания осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии.

   Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.

     Проблемный ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.

     Смысл многих гражданско-патриотических качеств проблемному ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

     Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического  формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

  У обучающихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств  предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. 

    Для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:

  -  Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей.

 -  Обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

 - Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.

-    Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.

-   Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

   Как вы думаете, какая деятельность нам больше поможет решить задачи патриотического воспитания? Я думаю, что это внеклассная работа. В чём же преимущества внеклассной деятельности? В том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств.

  Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.

  Содержание гражданско-патриотического воспитания в нашей школе  традиционно основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- тематические классные часы;

- проведение экскурсий по поселку и посещение музея под открытым небом;

- изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

- кружковая работа;

- проведение общешкольных мероприятий;

- проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

- участие в конкурсах, смотрах.

   Нами систематически проводятся классные часы по соответствующей тематике «Символика РФ», «Нам есть что помнить и есть что беречь». Принимаем активное участие в различных играх, викторинах и конкурсах гражданско-патриотического направления. Учащиеся класса - активные участники таких традиционных мероприятий школы, как «День юного героя антифашиста,  военно - патриотическая игра «Зарница», конкурс чтецов «Край родной навек любимый»; праздник День защитника Отечества; спортивные эстафеты и другие мероприятия и другие.

   Естественным дополнением к этому служат иллюстрации картин великих русских художников, презентации о многообразии родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

  При этом активно проводим просмотры военных фильмов, с последующим их обсуждением (используем возможности компьютерной техники), последнее мероприятие – это концертная программа, посвященная Дню Защитника Отечества.

   Ну и в завершении - для успешной реализации программы необходимы: систематическое проведение предусмотренных в ней мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала, заинтересованность детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание

Статья о том, как стоится работа по нравственному и патриотическому воспитанию в коррекционной школе-интернат в разных возврастных группах....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»

В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной тем...

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию для родителей Воспитание любви к своей малой Родине

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...