Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»
презентация к уроку ( класс) на тему
В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» | 820.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад
«Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»
Подготовила: социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска Е.Ю. Вдовина |
Десногорск 2016
«…Придет то время, когда люди познают истинное свое назначение и найдут его в любви к отечеству, в стремлении к его благу, в пожертвовании себя и всего в его пользу». И. Тургенев. Почти 150 лет прошло с тех пор, как великий русский писатель написал эти слова. Как многие великие, он мог предвидеть явления, происходящие в человеческом обществе.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш знакомится с окружающим миром через семью. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Традиционно в нашем детском саду мы проводим различные мероприятия в группах. Организовано совместное участие детей и родителей в различных конкурсах.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культурному наследию, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию у ребенка эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также формированию интереса к истории своей семьи. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств:
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы;
- консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
- совместные конкурсы поделок из природного материала,поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
- совместные работы детей и родителей на тему: «Моя семья». Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
- встречи, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «А,ну-ка,папы»;
- поручения родителям.
Для коллектива родителей рекомендуется организация общих консультаций, групповых и общих родительских собраний, конференций, выставок; оформление информационных и тематических стендов, фотоколлажей; проводить вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, за свое отечество, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....
Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...
Разработка педагогического совета по теме "Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности"
Данная разработка поможет администрации школы подготовить и разаработать педагогический совет по вопросам взаимодействия семьи и школы в воспитании личности ребёнка....
Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»
laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...
Доклад к педагогическому совету по теме:"Социальная реклама, как система профессиональной помощи родителям в воспитании детей"
Одной из систем помощи родителям в воспитании детей, в частности оперативного предотвращения социальных проблем различного рода, является система социальных реклам....
Доклад на тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка"
Доклад на родительском собрании раскрывает тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании"...