Воспитательское занятие "Моя Родина - Россия"
материал
Воспитательское занятие "Моя Родина - Россия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskoe_zanyatie_moya_rodina-_rossia.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательское занятие: «Моя Родина- Россия».
Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания о своей Родине, обобщить понятия: Родина, малая родина;
-расширить знания учащихся о символах государства;
- показать значение родины в жизни каждого человека.
Развивающие:
– развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства- любовь к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России;
- воспитывать чувство гордости за страну;
- воспитывать уважение к многонациональному народу нашей Родины.
Коррекционные:
- развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
И занятие начнём.
II. Вступительное слово. Формулирование темы занятия.
Послушайте внимательно песню в исполнение Марка Бернеса и скажите о чём поётся в песне? О чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Звучит песня "С чего начинается Родина".
- Вы прослушали сейчас песню.
Как вы думаете, о чем эта песня? О чём мы с вами сегодня будем говорить на занятии? Правильно, сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине.
III. Основная часть.
Индивидуальная работа. Орлов М.- разукрасить флаг Самарской области; Светлакова М., Кастаргина Н. – разукрасить флаг России.
1.Вводная беседа.
У каждого человека, живущего на нашей Земле, есть Родина. Слово Родина каждый знает с детства. Трудно перечислить все, что стоит за этим большим и емким словом.
А давайте узнаем, что обозначает слово Родина?
Откройте словарь Владимира Ивановича Даля и прочитайте, как дает языковед определение этому слову.
Родина — место, страна, где человек родился.
Молодцы!
Родина – это вся наша страна, в которой мы живём.
А как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
А как называется наше государство? (РФ)
2.Работа с картой.
Посмотрите на карту. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв. км..Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. Посмотрите какую часть земного шара занимает наша страна. (показываю Россию) Она такая большая что если мы захотим пересечь её с запада на восток, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- Как называется столица нашего государства? (город Москва)
-Кто может на карте показать Москву?
-Кто управляет нашим государством? (Президент)
- Как зовут президента нашей страны?
3.Национальности России.
- Как называют граждан, живущих в России (россияне)
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.
Какие национальности вы знаете? (русские, чуваши, казахи, татары, мордва, украинцы, чукчи)
Россия — единое многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей. Нет ни одной страны в мире, где вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и чукчи.
А какие национальности есть у нас в классе? Вот я, например, русская, Оля у тебя какая национальность? Витя? Андрей…
А в нашем интернате есть еще больше национальностей
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Все люди имеют равные права: на образование, охрану здоровья, труд и отдых. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять. Все мы являемся жителями одной страны, мы – россияне.
4. Государственные символы России.
У каждой страны есть свои официальные государственные символы. Есть они и у России.
Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Важный символ нашего государства –герб.
- Герб – это эмблема.
Перед вами Государственный герб России. Давайте его рассмотрим.
- Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел)
- А почему у него две головы, как вы думаете? (Государство большое, орел смотрит и на запад, и на восток)
-Что орел сжимает правой лапой? (скипетр)
Правильно, скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями.
А что держит орел в левой руке? (державу)
Держава – это золотой шар с крестом наверху
Что мы видим над головой орла?
Правильно, над головами орла мы видим три короны.
Скипетр и держава и символизируют единство и независимость России.
-Что на груди у орла? (щит)
- Кто изображен на щите? (всадник на коне)
- Всадника зовут Георгий Победоносец. Это герб Москвы. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ,
- Что он держит в руке? (копье)
- Зачем оно ему, как вы думаете? (чтобы победить черного змея)
- Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает его и верный конь воина топчет дракона копытами.
- Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- А где мы можем увидеть герб России? (на монетах, паспорте, печатях, почтовых марках, значках...) (Слайд)
- Второй отличительный символ государства – флаг.
- Сколько цветных полос на государственном флаге России? (3)
- Назовите их по порядку (белый, синий, красный). Слайд
- Правильно, ребята.
-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу)
- Что напоминает синяя полоса? (Небо, воду: моря, реки, озера)
-Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла, маков)
-А еще по цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? (Мужественные, отважные)
Если синий цвет означает верность и правдивость, значит, какие люди живут в России? (Верные, правдивые)
-Если белый цвет означает мир чистоту совести, то какие люди живут в нашей? (Миролюбивые, честные, справедливые)
Игра «Составь правильно флаг»
Давайте ребята поиграем в игру «Составь правильно флаг»
-У вас на столах лежат полоски. Возьмите полоски нужного цвета и выложите из них российский флаг.
Молодцы все справились с заданием правильно!
А кто знает, когда в нашей стране отмечается день Государственного флага Российской Федерации?
22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
- Где и когда мы можем увидеть наш флаг?
- Правильно, ребята, (слайд) на административных зданиях, в Кремле, их вывешивают на улицах в дни государственных праздников, во время спортивных соревнований в честь
спортсменов-победителей. А у нас в школе вы видели флаг России? Где?
(На здании школы, на торжественных праздниках 1 сентября, Последний звонок)
- Гимн - третий отличительный символ государства.
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная песня».
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Когда исполняется гимн, все присутствующие встают и слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и любовь к родине, своей стране. Ребята, а в каких случаях исполняется гимн?
Исполняется гимн на торжественных праздниках, военных парадах, в честь спортсменов, победителей соревнований. Сейчас я вам предлагаю прослушать один куплет гимна (обратить внимание, чтоб дети встали)
Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова?
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн? (гордость за нашу родину, величие нашей родины)
Правильно, когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Когда у нас в школе исполняется гимн России?
6. Физминутка.
Солнце и небо (рисуем круг прямыми руками)
Море и речка (наклон туловища вправо и влево, одна рука на поясе, другая вверху)
Скалы и горы (повороты туловища влево вправо, одна рука на поясе, вторая козырек над глазами)
Леса и поля (руки над головой, сложить в замок, и встать на носки)
Поле и пашня (присесть)
Луг и долина (попрыгать)
Доброе утро, Россия моя (руки перед собой в стороны)
7. Беседа о малой родине.
Да, ребята, вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия огромна и красива. (Слайд)
Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение. ( Читаю сама)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас.
Игра с мячом.
Я буду бросать мяч и говорить: «Родина –это…» А, вы, ловя мяч, будете отвечать одним словом, что значит для вас Родина (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
(Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это… ». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.))
Да, Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.
Ребята, а кто скажет, как называется область, в которой мы живём? (Самарская)(Слайд)
- Соответственно, главный город нашей области – это…? (Самара)
- А как вы думаете, у нашей области есть свои символы?
- Конечно, ребята, вы правы, - Самарская область тоже имеет свои символы: герб, флаг и гимн.
Кто знает, что на них изображено? (ответы детей)
Посмотрите на герб и флаг Самарской области. Что на них изображено? (Слайд )
На гербе нарисован дикий козел с золотыми рогами, щит окружен листьями золотого цвета с желудями, голубая лента, и императорская корона. Дикий козел с золотыми рогами обозначает гордыню и величие, мудрость и силу вождя.
Флаг Самарской области представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней — красного, средней — белого и нижней — голубого цвета. В середине флага изображён Герб Самарской области
Более подробно о них вы узнаете на последующих занятиях.
А в как называется район, где находится наша школа? (Похвистневский)
Какой главный город нашего района? (Похвистнево)
Как называется село, где находится наша школа? (с. Малый Толкай)
А вы знаете названия своих родных сел и городов где вы родились и живёте? (полным ответом)
У каждого из вас есть свой заветный уголок, самый милый и родной.
Из множества таких маленьких уголков состоит наша великая Родина.
- Ребята, а наш интернат можно назвать родным уголком? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Правильно. Все ваши школьные годы проходят здесь. Здесь вы приобрели новых друзей, здесь вам дают знания учителя и воспитатели, повара вас кормят, врачи лечат, если вы заболели. Все эти люди стали для вас родными и близкими. И я уверена, что, закончив учебу в интернате, вы еще не раз будете вспоминать их, скучать по интернату и приезжать в гости. (слайд
8. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».
Наш народ любит свою Родину. О том, как бережно всегда относится русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. Давайте вспомним некоторые из них. На партах лежат конверты со словами пословиц. Надо составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Нет земли краше, чем страна наша.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Человек без Родины- что соловей без песни.
Прочитайте, какая пословица у вас получилась и объясните ее смысл.
- Ребята, говорить о России можно бесконечно. Россия удивительная, необъятная и многонациональная страна. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
9.Клубок-рефлексия
У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его вам. Вы, держась за край нити, называете качества, объединяющие нас с Родиной, например, мы похожи тем, что мы жители Земли, учимся в одном классе, живем в России, разговариваем на русском языке, вместе отмечаем праздники, или мы одного роста и т. д., затем сказав, передаете клубочек другому.
- Что сделала с нами нить? (объединила, связала вместе) Как вы думаете хорошо это? (Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Все мы учимся в одном классе и школе, мы – частичка нашей Родины, и если мы всегда будем держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии, дружить тогда наша страна будет славиться и процветать!
Подведение итогов индивидуальной работы.
Посмотрите Маша, Настя разукрасили флаг России. Правильно они разукрасили флаг? Молодцы! А вот Максим разукрасил флаг Самарской области. Посмотрите, как он аккуратно разукрасил.
IV. Итог.
О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
- Где можем увидеть государственный герб РФ? (На флагах, монетах, печатях и других государственных документах.)
- Где размещается государственный флаг РФ? (На правительственных зданиях.)
- Когда исполняется гимн России? (в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
- Кто является Президентом Российской Федерации?
- Давайте посмотрим клип о России, посмотрим, как прекрасна и велика наша Родина, страна в которой мы живем (А. Маршал «Мой дом – Россия»)
- На этом наше занятие закончено. Всем спасибо за внимание.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательский час "Герои России"
Дать представление о понятии "герои", "подвиг", раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни....
Моя родина - Россия. Государственные символы России
В доступной форме дети знакомятся с понятиями малая и большая Родина, с государственными символами России...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню России «Моя Родина – Россия!»
Сценарий, посвященный Дню России, предназначен для педагогов, работающих в летнем оздоровительном лагере....
Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".
Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...
История России 6 класс "Наша Родина - Россия"
Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...
Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"
Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...
Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"
На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....