Методическая разработка занятия "Знакомство с библиотекой"
методическая разработка
Методическая разработка "Знакомство с библиотекой" можно использовать при проведении занятия для учащихся 1 классов. В ходе данного мероприятия предусмотен показ слайдов презентации.
Такое занятие можно провести в рамках праздников "Посвящение в читатели" или "Праздник Букваря".
Заранее оформленная библиотечная книжная выставка "Волшебная страна - библиотека", способствует продвижению чтения, повышает интерес к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyh_a_g_metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_znakomstvo_s_bibliotekoy.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечное занятие «Знакомство с библиотекой»
для учащихся 1 класса
Педагог-библиотекарь ГБОУ общеобразовательной школы № 220
Калининского района Санкт-Петербурга
Черных Алла Григорьевна
Здравствуйте, ребята!
Вам нравится наша школа? Вы уже все уголки здания исследовали?
Сегодня вы пришли на занятие, в новое для вас помещение, в котором ни разу не бывали, где вас окружают ваши друзья – книги.
Вы наверняка знаете, как называется это помещение? Верно, библиотека. А точнее библиотечно-информационный центр (позднее мы уточним, почему так называется). А зачем вы сюда пришли, с какой целью?
Да, цель нашего занятия: познакомиться с библиотекой. Для достижения цели мы будем решать следующие задачи, т е искать ответы на вопросы:
Что такое библиотека?
Всегда ли библиотеки были такими?
Как устроена наша школьная библиотека?
Как стать читателем нашей школьной библиотеки?
Каковы правила библиотеки?
Таким образом, давайте сформулируем тему занятия: «Знакомство с библиотекой».
Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они помогают нам совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.
Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг?
Все книги библиотеки – это библиотечный фонд. Он состоит учебников и художественной литературы.
Учебники выдаются вам в бесплатное пользование на 1 учебный год. Художественная литература может выдаваться на дом, но не вся. Некоторые из книг – можно почитать только в библиотеке.
Наша библиотека состоит из трёх частей: книгохранилище (отдельное помещение) и совмещённый абонемент с читальным залом.
На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас заведён читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
В читальном зале (на переменах, после уроков) можно использовать для работы и почитать: словари, энциклопедии, редкие книги и имеющиеся в библиотеке единичные экземпляры.
На отдельных стеллажах мы оформляем книжные выставки (показать). В данный момент это: «Книги для волшебного зимнего чтения», «Чудесная страна - библиотека», «Книги – юбиляры», «Была война…Была – победа», «900 дней мужества. Блокада и ее герои»
Всегда ли библиотеки имели привычный нам вид: стеллажи, на полках расставлены книги? Предлагаю посмотреть видеофрагмент: «История библиотек»
В БИЦ выделено пространство с мультимедийным оборудованием – для проведение различных мероприятий и встреч.
Для использования книг в нетрадиционном формате – электронном, можно воспользоваться 2 компьютерами, находящимися в Информационной зоне нашей библиотека. В случае необходимости, найденную в сети Интернет информацию (в небольшом количестве), можно распечатать на принтере или скопировать на Ваш съёмный носитель.
В библиотеке есть наушники, для того, чтобы, не мешая другим, можно было послушать аудиокнигу.
Кто понял, почему помещение, в которое вы сегодня пришли называется библиотечно-информационный центр? Да, это не просто хранилище книг, это место работы с информацией на различных носителях, место для поиска информации в сети Интернет, место для встреч и проведения мероприятий, оборудованное компьютерами и мультимедийным оборудованием. Это – формат современной библиотеки!
Благодаря этому современному оборудованию, мы имеем возможность посмотреть видео и прослушать фрагмент книги, стоящей у нас на выставочном стеллаже (показать) «Лев в библиотеке».
Какое слово повторяется несколько раз? Правило! Почему это важно для библиотеки? Бывают случаи, когда нарушаются правила? Например, сегодня!
Библиотека – это целая огромная страна, живущая по своим правилам, которые, чтобы не нарушать права всех жителей этой страны, должны соблюдаться!
Вы знакомы с этими правилами, т к уже – второклассники. Сейчас мы их просто вместе повторим! Предлагаю игру «Да-нетка» или «Верите ли вы…». Я читаю предложение, а Вы говорите «верю» или, если правило не правильное – «Не верю!» (Приложение 1).
На сайте нашей школы есть страница «Библиотека». Там можно найти информацию о режиме работы библиотеки, «Правила пользования библиотекой» и др. документы, список учебников по классам, анонс конкурсов и проектов. В социальной сети ВК, есть страничка БИЦ, где можно найти информацию о библиотеках Калининского района и города Санкт-Петербург, а также о мероприятиях, проводимых в них, ссылки на страницы, где можно послушать или скачать электронные книги, а также аннотации на некоторые книги и узнать о книгах-новинках.
Вам в детстве родители читали сказки? А Вы сами их читаете? А Вы любите сказки? Сказки любят все! А вы их знаете? Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете.
Предлагаю вам игру «Найди свою пару!». Однажды, в старой библиотеке, когда библиотекарь расставлял книги, из них выпали страницы. Помогите страничкам и сказочным героям вернуться в свои книги. Для того одним учащимся я раздаю – картинки с изображением обложки книжки-сказки, а другим учащимся – строки или стихи из сказок. Те учащиеся, у кого картинки с обложками книг – сидят на местах. Те, у кого строки или стихи из сказок – ищут книгу, откуда они «выпали». Образовавшиеся пары – садятся вместе. Тем, кто не «нашёлся» -учитель зачитывает текст, и дети помогают им найти свою пару.
Ну вот. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. Тем, кому было сложно, приглашаем в нашу библиотеку – почитать эти сказки. Те, кто с предложенными сказки уже хорошо знаком, приглашаем почитать другие сказки.
Для того, чтобы быть полноправными читателями школьной библиотеки, надо дать КЛЯТВУ и получить удостоверение!
Произнесете клятву читателя и с этой минуты станете читателями нашей школьной библиотеки
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы многое узнать,
Хочу я стать читателем
и библиотеку посещать
Клянусь библиотекарю
Я книгу уважать
Бережно к ней относиться
Библиотечные правила соблюдать
Каждому ученику вручается «Удостоверение читателя»
Предлагается посмотреть музыкальный клип о библиотеке «Сказочная страна»!
А теперь давайте посмотрим, достигли ли мы поставленной в начале занятия цели? На какие вопросы мы нашли ответы в ходе нашего занятия? Что нового узнали? Понравилось ли наше занятие? Что больше всего запомнилось? Кто уже решил прийти в следующую среду в библиотеку?
Спасибо всем! Рада была знакомству с вами! До свидания! До новых встреч!
Приложение 1
Правила обращения с книгой
Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаём о прошлом человечества, о достижениях науки и культуры, об особенностях обычаев и нравов других народов, об увлекательных путешествиях и приключениях, о талантливых людях.
Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:
- не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц, не делайте в книгах подчеркиваний, пометок;
- не перегибайте книгу - она может рассыпаться на отдельные листочки.
- не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;
- листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;
- относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.
- не вкладывайте в книги карандаши и ручки, при чтении книг пользуйся закладкой.
- не читайте во время еды - на страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
- не разбрасывай книги – вы можете их потерять.
Правила пользования библиотекой
- в библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- выключите свой мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйдите в коридор;
- старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаёте; не шумите, когда достаёте свои вещи из сумки или, когда собираетесь домой;
- сидите прямо, не разваливайтесь на стуле; читая, старайтесь не наклонять голову слишком низко: так вы сохраните правильную осанку и хорошее зрение.
- бережно относитесь к библиотечному оборудованию, инвентарю;
- взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;
- книги в библиотеке надо ставить на то место, где вы их взяли.
- единичные книги выдаются только для работы в читальном зале, одновременно 1-3.
- не выносить книги за пределы библиотеки, если они не записаны в читательский формуляр;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения в общеобразовательном учреждении.
- на дом книги на абонементе выдаются на 2 недели, в случае острой необходимости – можно прийти в библиотеку для продления срока пользования
- работа с компьютером участников образовательного процесса производится с разрешения сотрудника библиотеки и под его контролем, не более двух человек одновременно;
Приложение 2
Определите, из какой сказки слова или о какой сказке говорится.
- У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный.
Он имел предлинный нос,
Что за сказка? Вот вопрос? «Золотой ключик».
- Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей», вот так смех! «Колобок».
- Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов.
Стало множество жильцов. «Теремок».
- Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? «Царевна–лягушка».
- Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? «Три медведя».
- Ах, ты Петя - простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. «Петушок – Золотой Гребешок».
- По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра. «По щучьему велению»
- Ку – ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди лиса, вон! (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
- Приходи, куманек! Приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! («Лиса и журавль»)
- А дорога - далека,
А корзина - нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)
- Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
- «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно цветочный горшочек. Только она посадила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан». (Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»)
- Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)
Отгадайте сказочных персонажей.
- Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет? Золушка
- Мама меня очень-очень любила,
Новую шапочку мне подарила.
Бабушке милой гостинцы несу,
Волка я встречу в темном лесу. Красная Шапочка
- Он лечит не маленьких детей,
Он лечит птичек и зверей.
И идут к нему лечиться
И корова, и волчица. Доктор Айболит
- Он – необычный, странный,
Он – мальчик деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. Буратино
- Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Она, девочка-кукла, с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина) - Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. Белоснежка - Унесла его лиса
За далёкие леса…
Но придёт на помощь Кот,
Своего дружка спасёт!
Открывай, Лиса, мешок!
Ты свободен, Петушок!
Петя, Петя, Петушок, Золотой / Гребешок / Петушок – золотой гребешок
8. Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ... Лисичка-сестричка
- Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? 7 козлят - Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
Кто это? Федора - Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).
- Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок) - Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор... (Айболит)
- Бабусю знает целый свет,
Ей отроду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Изба её на курьих ножках. (Кто это?) Баба-Яга
15. В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие? («Муха-цокотуха»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»
«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)
Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...
Методическая разработка обучающего семинара по теме "Основные этапы исследовательской работы и использование библиографических ресурсов детских библиотек"
Цель - ознакомить учащихся с основными этапами исследовательской работы, научить пользоваться электронным каталогом фонда библиотеки, проинформировать о конкурсах исследовательских работ различно...
Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»
В пособии рассмотрен метод создания посадочного места элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...
Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание символьной библиотеки с помощью Мастера символов Symbol Wizard»
В пособии рассмотрен метод создания изображения символа элементов с помощью Мастера символов Symbol Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный мет...
Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»
Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации Ф...