Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»
методическая разработка (11 класс)
Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации ФГОС СПО медицинских колледжей. Опираясь на концептуальные основы стандарта образования, содержание данной разработки поддерживает вступивший в силу Историко-культурный стандарт, направленные на формирование у обучающихся ценностных ориентаций.
Целью данной методической разработки является ознакомление преподавателей с методикой организации занятия по химии в библиотеке. Данная разработка раскрывает простые и интересные способы организации интеллектуального и творческого занятия для студентов, способствующего познавательному интересу к медицинским наукам, повышению читательской активности, культуры общения и поведения обучающихся на принципах совместного научного и творческого сотрудничества.
Методические рекомендации разработки представляют собой комплекс различных методов, которые позволяют организовать работу студентов по освоению темы «Периодическая таблица Менделеева» учебной дисциплины «Химия» в новом образовательном пространстве. Приоритет отдается таким методам опосредованного педагогического воздействия на личность как диалогическое общение, творческий эксперимент с использованием интерактивных методов, организация эстетического пространства, стимулирующая различные виды активности обучающихся. Все эти методы играют большую роль в повышении качества обучения, способствуют более глубокому и прочному освоению изучаемого материала. Уверены, что такая форма обучения как занятие в библиотеке развивает познавательный интерес, творческие способности обучающихся и помогает решению единой комплексной задачи – подготовки компетентного всесторонне развитого медицинского специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 128.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1»
Методическая разработка
интерактивного занятия в библиотеке
«ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ… Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ»,
ПОСВЯЩЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Дисциплина: Химия
Курс: 1
Москва
2021
Содержание
Пояснительная записка …………………..………………………………………з
I.Методический блок.
Введение………………………..……………………………………….5
Междисциплинарные связи…………..……….……………………….8
Хронологическая карта занятия……………….……………………..10
II.Информационный блок
Сценарий интерактивного занятия по химии в библиотеке…….…11
III.Блок контроля ……………………….……………………………………….22
IV.Заключение……………………………………………….…………………..24
Приложение……………………..………………………..………………………25
Список литературы…………………………………..…………………………..30
Пояснительная записка
Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации ФГОС СПО медицинских колледжей. Опираясь на концептуальные основы стандарта образования, содержание данной разработки поддерживает вступивший в силу Историко-культурный стандарт, направленные на формирование у обучающихся ценностных ориентаций.
Целью данной методической разработки является ознакомление преподавателей с методикой организации занятия по химии в библиотеке. Данная разработка раскрывает простые и интересные способы организации интеллектуального и творческого занятия для студентов, способствующего познавательному интересу к медицинским наукам, повышению читательской активности, культуры общения и поведения обучающихся на принципах совместного научного и творческого сотрудничества.
Методические рекомендации разработки представляют собой комплекс различных методов, которые позволяют организовать работу студентов по освоению темы «Периодическая таблица Менделеева» учебной дисциплины «Химия» в новом образовательном пространстве. Приоритет отдается таким методам опосредованного педагогического воздействия на личность как диалогическое общение, творческий эксперимент с использованием интерактивных методов, организация эстетического пространства, стимулирующая различные виды активности обучающихся. Все эти методы играют большую роль в повышении качества обучения, способствуют более глубокому и прочному освоению изучаемого материала. Уверены, что такая форма обучения как занятие в библиотеке развивает познавательный интерес, творческие способности обучающихся и помогает решению единой комплексной задачи – подготовки компетентного всесторонне развитого медицинского специалиста.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Введение
Сегодня в основе современного российского образования лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. Обществу требуются творческие, самостоятельные, целеустремленные, грамотные личности, обладающие особым видением реальности, активной гражданской позицией и высоким уровнем культуры. Процесс реализации этих задач предполагает изменения в подходах к обучению, развитие технологий преподавания. Необходим творческий поиск, продуктом которого станет увлекательная инновационная модель, принципиально новый образец деятельности.
Выбирая и продумывая форму занятия, мы остановились на интерактивном занятии в библиотеке. Поскольку считаем, что использование нового образовательного пространства мотивирует обучающихся активно включиться в процесс работы, повысит их заинтересованность, окажет благотворное влияние на процесс обучения и воспитания.
Интерактивное занятие – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между преподавателем и студентом, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на занятиях, преподаватель повышает объем усвоенного материала до 90 процентов. Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:
- уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
- экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
- повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы студента;
- легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
- установление более глубокого контакта между студентами и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».
Следует отметить, что требования времени инициировали поиск новых и эффективных образцов деятельности и в библиотечном деле. В последние годы при разработке книжных выставок библиотеки стали активно использовать всевозможные вспомогательные материалы - знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и др., способствующие лучшему выражению идеи, позволяющие сделать выставку яркой и содержательной. В результате появилась выставка-инсталляция, которая представляет собой пространственную композицию, созданную из различных элементов: книжных и периодических изданий, фотографий и предметов, и являющая собой художественное целое. Такая форма выставка помогает пробудить стремление к самообразованию, реализовать свои способности, развивает инициативу. Ее ценность определяется еще и тем, что она становиться площадкой для работы педагога, предоставляет материал для проведения занятий, позволяет проявить себя каждому субъекту образовательного процесса, обогатить личный опыт и испытать удовлетворение от результатов своей работы.
Занятие по химии в библиотеке направлено на формирование следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Надеемся, что представленные методические материалы будут способствовать повышению профессиональной компетентности преподавателей и помогут грамотно и в интересной и современной форме организовать образовательный процесс.
Занятие по химии «Портреты великих…Д.И.Менделеев» в библиотеке
Цели обучения:
Обучающая: формирование у студентов потребности в научных знаниях; закрепление, обобщение и систематизация полученных на занятиях по химии теоретических знаний и умений; применение их в новых условиях
Развивающая: развитие познавательных интересов, способностей и творческой активности; формирование умений анализировать, вести дискуссию, работать в группе; развитие навыков общения; развитие аналитических способностей студентов; умение аргументировать собственное мнение.
Воспитывающая: воспитание культуру общения и поведения студентов; формирование культуры речи, приобщение к языку науки, предмет которой изучает студент; привитие коммуникативных навыков; формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии; развитие общих человеческих ценностей и чувства патриотизма.
Тип занятия: закрепление полученных знаний; комбинированное занятие
Форма организации обучения: интерактивное занятие в библиотеке.
Продолжительность занятия: 90 минут
Место проведения: библиотека колледжа.
Оснащение занятия: компьютер с мультимедийной установкой, печатные материалы и предметы выставки-инсталляции «Д.И.Менделеев и его открытия», перо, чернила, бумага.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Наглядные пособия: видеосюжет, стенды, плакаты, наглядные пособия и предметы выставки.
Ожидаемый конечный результат: реализация комбинированного занятия; творческая самореализация обучающихся; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; формирование мотивации к учению и познанию.
Междисциплинарные связи
Хронологическая карта занятия
- Организационный этап – 5 мин
- Актуализация знаний – 20 мин
- Экскурсия по выставке – 40 мин
- Закрепление знаний -15 мин
Рефлексия - 10 мин
Хронологическая карта занятия
№ п/п | Этап занятия | Время, мин | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организационный момент | 5 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия | |
2 | Актуализация знаний | 20 | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный | Формулирует проблему. Мотивирует студентов к восприятию материала. | Слушают, задают вопросы |
3 | Экскурсия по выставке | 40 | Беседа Дискуссия | Организует групповую работу | Изучают материалы |
4 | Закрепление знаний | 15 | Беседа Дискуссия | Организует групповую работу | Отвечают на вопросы викторины |
5 | Рефлексия | 10 | Беседа | Оценивают свою работу по технологии «Три М», используя фразы «момент, который заставил задумать-ся», «момент, который удивил», «момент, который больше всего понравился». |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Сценарий интерактивного занятия по химии
"Периодическая система как была,
так и осталась в самых новейших решениях
проблемы о веществе главной путеводной звездой".
Проф. А. Н. Реформатский.
Вступительное слово преподавателя химии Поливановой Т. В.:
Здравствуйте, уважаемые студенты! Периодическая таблица химических элементов — это не просто руководство или каталог всех известных атомов во Вселенной; это, по сути, окно во Вселенную, помогающее расширить понимание окружающего мира. В 2019 году исполнилось 150 лет со дня создания этой таблицы российским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
«Периодическая таблица химических элементов - одно из наиболее важных научных достижений, отражающее суть не только химии, но также физики, биологии и других дисциплин. Она представляет собой уникальный инструмент, дающий ученым возможность предсказывать появление и свойства элементов на Земле и во Вселенной в целом», - заявил Жан-Пол Нгоме-Абиага, программный специалист, координатор мероприятий в рамках празднования Года в ЮНЕСКО. «Эта инициатива, наряду с мероприятиями по всему миру, подчеркнет важность Периодической таблицы для науки, технологий и устойчивого развития человечества».
Празднование в 2019 году Международного года периодической таблицы химических элементов воздаст должное недавно совершенным передовым открытиям, а именно открытию в результате тесного международного научного сотрудничества четырех сверхтяжелых элементов периодической таблицы Менделеева с атомными номерами 113 (нихоний), 115 (московий), 117 (теннесин) и 118 (оганессон) и присвоению им названий. (Преподаватель показывает стенд с периодической таблицей, на которой выделены названные элементы)
Просмотр видеосюжета «Церемония открытия года Периодической таблицы в России»
Студентка Младенович Ана представила свое эссе на тему «Наследие Д.И. Менделеева: исторические аспекты и современный взгляд в будущее...»:
Человек тем более совершен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»- писал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Он был поистине совершенным человеком, гением русской науки.
В представлении большинства людей Менделеев – это великий химик. Но, оказывается, из всего количества его трудов химии посвящено лишь 9%. С большим основанием Дмитрия Ивановича можно назвать физико-химиком, физиком или технологом, так как каждой из этих областей посвящены примерно 20% его работ. Наконец, немалая доля исследований отдана геофизике (5%) и экономике (8%).
«Всего более четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии", -писал Менделеев. Да, трудно переоценить его вклад в развитие химии и физики: гениальное открытие периодической системы элементов до сих пор приносит свои плоды и помогает ученым всего мира. Периодический закон получил заслуженное признание и вошел в арсенал науки как один из важнейших законов природы. Революционные открытия 20 века в области квантовой и атомной физики дали новый толчок развитию теории периодической системы и дальнейшим интенсивным научным поискам в области изучения строения вещества. Гидратная теория Менделеева стала одной из основ современной теории растворов и сыграла существенную роль в становлении электрохимии.
Учёный интенсивно занимался физическими лабораторными исследованиями: изучал явления вязкости, теплового расширения капиллярности и жидкостей, а также сконструировал прибор для определения плотности жидкости – пикнометр, им была открыта "абсолютная температура кипения жидкости" – критическая температура, при которой исчезают различия в физических свойствах между жидкостью и паром, находящимися в равновесии. Проводя эксперименты по изучению сжимаемости газов, Дмитрий Иванович получил числовое значение константы – универсальной газовой постоянной и вывел общее уравнение состояния (ныне известное, как уравнение Менделеева-Клапейрона) для 1 моля идеального газа.
Но Дмитрий Иванович не ограничивался экспериментами в изучении свойств газов и жидкостей, он практически применял результаты своих разработок в воздухоплавании и кораблестроении, изучал верхние слои атмосферы, где, по его словам, «надобно искать зародыш всех погодных изменений, в атмосфере совершающихся». 1887 года он осуществил свой знаменитый полёт на воздушном шаре «Русский» для наблюдения полного солнечного затмения и, французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Менделеева диплом и золотой медалью, украшенной девизом братьев Монгольфье "Так идут к звездам".
Дмитрий Иванович изобрел многие измерительные приборы, это , наряду с пикнометром, двухъярусные весы, дифференциальный барометр, дифференциальный маятник, одноплечие весы, маятник –метроном.
Менделеев считал, что человек должен активно вмешиваться в химический режим почвы. Приобретя небольшое имение под Москвой, он ввел многопольное хозяйство с рациональным внесением минеральных удобрений. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. С художником А.И.Куинджи Дмитрий Иванович работал над созданием долговечных красок.
Дмитрий Иванович, объехав всю Россию, осматривая крупные заводы и промыслы в Европе и Америке, был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья. Менделеев предложил принцип непрерывной дробной перегонки нефти, высказал идею подземной газификации углей, далеко выходившую за пределы практических возможностей того времени. «... Настанет, вероятно, со временем даже такая эпоха, - писал Менделеев, - что угля из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
Дмитрий Иванович горячо любил свою Родину и боролся за развитие производительных сил России, ее экономическую и культурную независимость. Многие "заветные мысли", высказанные ученым, актуальны до сих пор. Главное для ученого состояло в том, что Россия не должна жить за счет торговли сырьем, а должна производить сложные, наукоемкие продукты, иметь свою развитую промышленность. Иначе, говорил он, «позарятся, пожалуй», имея в виду наших соседей с Запада и Востока. Им была разработана концепция непрерывного образования и «проект училища наставников». Категоричен был он и насчет науки: "Затраты на науку окупаются тем, что она видит многое заранее, предупреждает, разбирает возможное, отбирает существенное из кучи практических подробностей". Это и сейчас важнейшие задачи для нашей страны. Дмитрий Иванович – яркая частица нашей истории, вклад его в науку колоссален, он, решая проблемы своего времени, предсказал сложности, с которыми сталкивается человечество сегодня и даже частично подсказал, как их преодолеть.
Библиографический обзор по выставке педагога-библиотекаря Счастливцевой Т.Ю. (Фотоматериалы представлены в Приложении 1)
Здравствуйте, уважаемые студенты!1 марта 2019г. исполнилось 150 лет со дня создания Периодической таблицы химических элементов Менделеева. В этот день в 1869г. русский химик Д.И.Менделеев сдал в печать рукописный вариант своей периодической таблицы как графическую иллюстрацию закона. В честь этого события библиотека колледжа подготовила выставку, посвященную жизни и научной деятельности русского ученого Д.И.Менделеева, его самому известному открытию – Периодической таблице. На выставке представлены книжные издания, печатные материала, стенгазеты, выполненные студентами колледжа, разные варианты изображений периодической таблицы, предметы воссоздающие кабинет ученого.
В ходе работы над выставкой мы поставили перед собой цель ответить на вопрос: «Что мы знаем о Менделееве кроме того, что им открыт Периодический закон и создана периодическая таблица? Каким был он в жизни?» С одной стороны – великий химик, а с другой стороны – малоизвестные факты жизни. Современники отмечали многогранность его натуры, многоплановость его деятельности. Выдающийся химик (Смотрим фотографию «Основатели русского химического общества»), физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, создатель бездымного пороха, мыслитель и знаток истории, основатель российской Палаты мер и весов, один из главных консультантов российского правительства по экономическим вопросам (разрабатывал таможенный тариф вместе с министром финансов С.Ю.Витте), педагог, общественный деятель, почетный член российских и зарубежных академий и университетов, интересный собеседник и знаток искусства – все это относится к Д.И.Менделееву. Его еще при жизни называли гением, но он этого не любил и, как правило, сердился: «Ну какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Действительно, Дмитрий Иванович работал страстно и вдохновенно. Он любил и уважал физический труд. В первое время, когда ученый приобрел имение в Боблове в 1865г., он сам занимался сельскохозяйственными работами и получил урожаи, которые превышали в несколько раз урожаи местных крестьян. (Фотография «Менделеев со старшими детьми в Боблове»)
В Боблове он написал значительную часть своих научных работ, причем большая часть касалась экономики.(Показать и назвать труды Д.И.Менделеева по экономике «Заветные мысли», «Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственных продуктов», «Экономические работы» «К познанию России») Сюда к нему приезжали ученые и художники. Менделеев страстно любил и был большим ценителем живописи. (Воспоминания художников-передвижников о том, как Менделеев смотрел картины Куинджи; показать картину Куинджи «Брезовая роща»).
Внешний облик Менделеева донесли до нас многочисленные фотографии, портреты, скульптуры. Портреты Менделеева писал Репин, Врубель, Крамской, Ярошенко. ( Описание портрета кисти Репина: длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого).
Обращал внимание на себя и его голос. Баритон – тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Речь Менделеева не была гладкой, легкой. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация. На своих лекциях по неорганической химии, которые всегда собирали полную аудиторию, он часто углублялся в различные область... непременно обобщая факты, подводя слушателей под какие-то философские, мировоззренческие концепции. Любил он при этом и пофантазировать, помечтать на химические или общественно важные темы. Менделеев учил глубине мышления и своих учеников: «Химик должен во всем сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения».
Одним из страстных увлечений Дмитрия Ивановича были шахматы. В шахматы он играл прекрасно, очень редко проигрывал, играл запоем, своих партнеров задерживал иногда до 4–5 часов утра. (Фотография «Менделеев и Куинджи за шахматами»)
И конечно книги… Попадая в его кабинет, посетитель оказывался в царстве книг, которые лежали везде, где была точка опоры: на полках вдоль стен, на столах, диване, на полу. Литература была практически по всем отраслям знаний. (Фотография «Кабинет Менделеева»)
Он любил читать приключенческую литературу – из жизни индейцев, произведения Жюля Верна, Рокамболя. Такие книги он считал хорошим отвлекающим средством. Дмитрий Иванович был тонким знатоком поэзии, много стихов знал наизусть. Его любимые произведения – «Тьма» Байрона, поэзия Пушкина, Майкова, Тютчева. Уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, Байрона, полагал, что Сервантес и Гоголь «переживут тысячелетия». Из древних авторов любил Плутарха и Платона. В старости он любил, когда ему читали. Уже умирая, в последний день своей жизни, он просил, чтобы ему читали вслух из Жюля Верна «Путешествие к Северному полюсу».
Менделеев был хорошо знаком с И.С.Тургеневым, а Александр Блок (1880–1921), внук профессора А.Н.Бекетова (брата известного физико-химика Н.Н.Бекетова), стал его зятем, женившись на дочери от второго брака Любе (1881–1939).
Менделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... т.е. то, что можно производить самим и даже экспортировать. Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г. в начавшейся русско-японской войне погибла часть русской эскадры. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России. «А если англичане выступят и в Кронштадт придут, и я пойду воевать», – приводит его слова Н.Я.Капустина-Губкина (1855–1922) – племянница Менделеева.
Менделеев всегда твердо стоял на своем, проводил свою линию, был последовательным и непреклонным в своих решениях. Он, например, был согласен с адмиралом С.О.Макаровым (1848–1904) на «Ермаке» «прорезать Северный полюс», но только по тому плану, который он предлагает. (Можно привести и такой пример. Менделеев решил послать на Всемирную выставку в Париже всех служащих, механика и столяра, но получил отказ. На что Дмитрий Иванович спокойно сказал: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счет сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот результат: командировали всех)
Менделеев был скромным и простым в обращении человеком, не любил никаких церемоний, славы, орденов, наград (а их у него было множество). Ему нравилось общаться с простым народом, особенно с мужиками. Скажет бывало: «Люблю мужицкие умные речи послушать». Не любил, когда его благодарили. Убегал или кричал: «Да перестань... Глупости это все... И что там благодарить. Глупости, глупости!»
Скромность Менделеева проявлялась во всем. Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. (Чай он любил страстно, заваривал сам, по своему способу, этому обучил и жену. С чаем связан метод самолечения, который применял Дмитрий Иванович при простудах. Он надевал халат на меху, высокие меховые сапоги, выпивал чай (крепкий и сладкий), ложился на диван и засыпал, выгоняя хворь потогоном).
Д.И.Менделеев очень любил природу, много путешествовал. Его путешествия обычно были связаны с научными интересами, изучением промышленности России (на Донбассе он изучал каменный уголь, на Кавказе – нефть, на Урале – металлургию, заводы), с посещением родных мест, лечением. (Фотография «Д. И. Менделеев во главе экспедиции на Урал») Он был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Англии, Финляндии, Чехословакии, Польше, Египте, Алжире. В 1876 г. ученый пересек Атлантический океан с тем, чтобы посетить промышленную выставку в Филадельфии, одновременно изучил постановку нефтяного дела в Пенсильвании. С грустью он писал: «Нажива стала единственной целью масс... Новая заря не видна по ту сторону океана».
В 1892 г. Менделеев поступил на государственную службу – возглавил новое научное учреждение – Главную палату мер и весов (так с 1893 г. стало называться Депо образцовых гирь и весов). (Фотография «Ф. И. Блюмбах, Н. Г. Егоров, Д. И. Менделеев, Ф. П. Завадский и А. И. Кузнецов в Главной палате мер и весов 19 февраля 1901 года перед отправлением в Сенат для замурования русских прототипов»). Работа в этом учреждении открыла в Менделееве полноту его взглядов на роль женщины в обществе. Он и ранее был горячим сторонником развития женского образования (Право женщин на высшее образование было признано только в 1911 г.).
Менделеев был сторонником того, чтобы женщины работали в государственных учреждениях. В том числе были заняты и на научной работе. (Так, он взял к себе в штат О.Э.Озаровскую (1874–1933) после окончания Высших женских курсов в 1898 г.. Это было непросто. Чтобы утвердить ее в должности лаборанта, Дмитрий Иванович поехал к министру финансов С.Ю.Витте для получения разрешения о допуске женщины-служащей к работе в возглавляемом им учреждении.)
Д.И.Менделеев никогда не состоял в каких бы то ни было политических партиях. О политических взглядах Менделеева следует судить по его поступкам. Когда 9 января 1905 г. рабочие во главе с попом Г.А.Гапоном (1870–1906) прошли мимо Главной палаты мер и весов, он немедленно поехал к Витте, бывшему в то время председателем Кабинета министров. Он просил влиятельного царского сановника предотвратить катастрофу, но тот не связался с Зимним дворцом. Менделеев вернулся домой, велел снять портрет Витте и прекратил с ним всякие, ранее дружеские, отношения.
7 августа 1887 г. он поднялся на воздушном шаре «Русский», наполненном водородом (!), на высоту около трех километров (т.е. выше облачности) для наблюдения солнечного затмения. (Фотография «Полет Менделеева на воздушном шаре»). Погодные условия были неблагоприятные, пилота А.М.Кованько он буквально силой высадил из корзины, т.к. намокший аппарат не мог поднять двоих. До этого дня Менделеев никогда не пилотировал на воздушном шаре. «Я не боюсь летать, – сказал Менделеев, прощаясь с друзьями, – а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за черта и изобьют». К счастью, шар, пролетев около 100 км, благополучно приземлился, пробыв в воздухе более двух часов.
За свою жизнь Менделеев написал и опубликовал 431 работу, не считая небольших статей и заметок. «Сам удивляюсь, – восклицал Дмитрий Иванович, – чего я только не делал на своей научной жизни! И сделано, думаю, недурно». (Показать стенд «Открытия Менделеева»)
10 июля 1905 г. он подвел итог своему научному творчеству: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и “Основы химии”. Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками».
«Основы химии» при жизни Менделеева выдержали 8 изданий, все время совершенствуясь и дополняясь в соответствии с развитием науки и новыми мыслями. В СССР они издавались 5 раз. «Эти “Основы” – любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли... В “Основы химии” вложены мои духовные силы и мое наследство детям». (Показать рабочий стол Менделеева с учебниками по химии)
Будучи реалистом, Менделеев очень полагался на своих детей. В своем завещании детям он писал: «Сами трудясь, вы сделаете все для близких и для себя... Приобретайте главное богатство – умение себя побеждать».
Вот таким человеком был Менделеев: если делать работу, то делать ее добротно, с душой, на пределе возможностей, обгоняя время и проявляя научную смелость.
После библиографического обзора преподаватель химии Поливанова Т. В. представила студентам разные варианты таблицы, рассказала о наградах и увековечивание памяти Д.И.Менделеева. (Приложение 2)
Если бы все научные знания мира пропали бы, из-за какого-либо катаклизма, то для возрождения цивилизации одним из главных законов стал бы периодический закон Д. И. Менделеева. Успехи атомной физики, включая ядерную энергетику и синтез искусственных элементов, стали возможными лишь благодаря Периодическому закону. В свою очередь, они расширили и углубили сущность закона Менделеева.
Периодический закон сыграл огромную роль в развитии химии и других естественных наук. Была открыта взаимная связь между всеми элементами, их физическими и химическими свойствами. Это поставило перед естествознанием научно-философскую проблемы огромной важности: эта взаимная связь должно получить объяснение.
Сама таблица Менделеева много раз трансформировалась, отображая разную информацию о свойствах атомов. Встречаются и курьёзные таблицы. На нашей выставке представлены разнообразные формы таблицы, и вы можете с ними ознакомиться…(Приложение 2)
Проведение викторины (вопросы представлены в Блоке контроля)
Заключительный этап урока. В конце занятия студентам было предложено попробовать воспользоваться пером и чернилами со стола ученого, чтобы глубже погрузиться в ту эпоху, представить путь от мысли в голове до нажатия пера по бумаге. Оказалось, что писать пером не так-то и легко. Такой опыт вызвал у обучающихся неподдельный интерес.
Подведение итогов занятия
- реализация интерактивного занятия по химии в библиотеке;
- творческая самореализация обучающихся;
- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- формирование мотивации к учению и познанию.
По итогам занятия можно утверждать, что поставленные задачи и цели были решены.
Блок контроля
Вопросы викторины
- Сколько было лет Д.И. Менделееву, когда он открыл периодический закон? (35 лет.)
- Какое изобретение Д. И. Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? (Изобретение бездымного пороха.)
- Где находится действующий вулкан, названный в честь Менделеева? (В южной части острова Кунашир, одного из Курильских островов.)
- Назовите родину Д. И. Менделеева? (Тобольск.)
- Какое физическое свойство атомов было положено Д.И. Менделеевым в основу классификации элементов? (Масса атомов.)
- В каком году родился Д.И. Менделеев? (В 1834 г.)
- За разработку какой теории Д.И. Менделеев по праву считается выдающимся физикохимиком? (Гидратной теории растворов.)
- Где расположен гигантский длиной 1500 км подводный хребет, названный в честь Менделеева? (В Северном Ледовитом океане.)
- В каком городе в 1855 году Д.И. Менделеев начал свою трудовую деятельность в качестве учителя естественных наук в гимназии? (В Симферополе.)
- Где, когда и с какой целью Д. И. Менделеев поднимался на воздушном шаре? (В городе Клине 7 августа 1887 г. с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоев атмосферы.)
- Кто были его родители? (отец - Иван Павлович был директором гимназии в Тобольске; мать - Мария Дмитриевна управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска).
- Каково происхождение фамилии Менделеева? (эта фамилия дана отцу, когда он что-то выменял, по созвучию "мену делать" - Менделеев).
- Где учился Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось? ( в медико-хирургической академии г. Петербурга, хотел стать врачом, но не выдержал посещения анатомического театра, поэтому о карьере врача пришлось забыть).
- Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге, с золотой медалью).
- Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете? (Галлий, открытый в 1875 году - это предсказанный Менделеевым "экаалюминий"; скандий, открытый в 1879 году - это "экабор"; германий, открытый в 1886 году - это "экасилиций").
- В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности? (Периодический закон и периодическая система позволили: предсказать и описать свойства, указать путь открытия еще неоткрытых элементов, в том числе трансурановых; предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о строении вещества; открытию радиоактивных изотопов, широко используемых в современной технике, сельском хозяйстве и медицине).
Заключение
По нашему мнению, цель работы преподавателя – это создание условий для познавательной активности обучающихся. Для достижения данной цели необходимо создавать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся, использовать современные интерактивные методы для проведения занятий, требующие творческого подхода, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Данные методы способствуют различной вариантности подхода к тому, как будет проходить занятие.
Мы считаем, что необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при желании участников мероприятия узнать что-то новое, возможен положительный результат. Всё должно работать на выполнение определённой задачи, с учётом чёткой и последовательной структуры применения, с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов воплощения. Подобные мероприятия заставляют развиваться наших студентов многогранно, а также способствуют созданию творческой группы из педагогического коллектива, объединенных единой целью улучшения качества образования и его развития. Поэтому преподавателям не стоит бояться трудностей, нужно разрабатывать, внедрять и использовать активные методы обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Фотоматериалы Материалы к выставке-инсталляции "Портреты великих. Д.И.Менделеев. Опережать время" | Учебно-методический материал: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Приложение 2. Память об ученом
Музеи:
- Музей-архив Д. И. Менделеева в Санкт-Петербургском государственном университете
- Музей-усадьба Д. И. Менделеева «Боблово»
- Музей Госстандарта России при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева
В населенных пунктах и улицах:
- Город Менделеевск
- Посёлок Менделеево
- Станция ж/д Менделеево
- Станция метро Менделеевская
- Нефтеперерабатывающий завод им Д. И. Менделеева в посёлке Константиновский
- Посёлок Менделеево
- Посёлок Менделеева в Ленинском районе Комсомольске на Амуре. Хабаровский край.
В географии и астрономии:
- Ледник Менделеева, на северном склоне пика Менделеевец
- Кратер Менделеев на Луне
- Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане
- Вулкан Менделеева
- Астероид Менделеев
- Географический центр Государства Российского. Закреплён на местности НСЭ им. И. Д. Папанина в 1983 году.
Памятники Д. И. Менделееву:
- Дом-Музей Д. И. Менделеева Московская область, Клинский район, с.Боблово
- Санкт-Петербург
- Во дворе Технологического института — Московский проспект, 26/49. Скульптор М. Г. Манизер. Памятник открыт 28 ноября 1928 года[78].
- У здания Палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева) — Московский проспект, 19. СкульпторИ. Я. Гинцбург. Памятник открыт 2 февраля 1932 года.
- Во дворе Института экспериментальной медицины (НИИЭМ СЗО РАМН). Автор И. Ф. Безпалов. 1935
- Мозаичная периодическая таблица элементов. 1935 г., худ. В. А. Фролов. Памятник монументального искусства Федерального значения
- Москва
- Перед входом в здание Химического факультета МГУ.
- В холле второго этажа высотного здания МГУ.
- Российский химико-технологический университет имени Менделеева — на первом этаже в главном корпусе.
- Возле проходной Кусковского химического завода (до начала сноса завода в 2012 г.)
- Киев, Проспект Победы, 37 (перед входом в корпус химико-технологического факультета НТУУ «КПИ»). Памятник открыт в мае 1998 года.
- Во дворе НИИЭМ СЗО РАМН. Автор И. Ф. Безпалов. 1935
- Памятник Д. И. Менделееву в Тобольске.
- Памятник Д. И. Менделееву в с. Верхние Аремзяны
- г. Рубежное Луганской области, Украина. Памятник Д. И. Менделееву на улице Менделеева.
Варианты периодических таблиц Менделеева.
Создана самая маленькая в мире таблица Менделеева в 2010г. Буквально отпечатать на человеческом волосе значки всех 118 химических элементов периодической системы удалось британским учёным.
Как сообщает университет Ноттингема, исследователи воспользовались сочетанием методов – они совместили травление пучком, ионов галлия и электронную микроскопию.
Кстати, волос для эксперимента учёные взяли с головы коллеги – известного британского популяризатора химии Мартина Полякова. В итоге вся таблица Менделеева поместилась на площадке размером 90 на 50 микрометров (в неё вошёл и недавно признанный коперниций).
Варианты таблиц Менделеева можно найти на просторах интернета. Вот одна из ссылок.
https://www.sstu.ru/nauka/iypt/formy-periodicheskoy-tablitsy/
На международном съезде химиков Менделееву в знак его научных заслуг был вручен ценный подарок – большая алюминиевая кружка.
В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.
Список литературы
1.Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. 2010. N 12. С. 53-63.
2.Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. 2011. N 6. С. 111-114.
3.Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста//Среднее профессиональное образование. 2011. N 10. С. 23-24.
4.Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов - будущих государственных служащих //Высшее образование сегодня. 2010. N 4. С. 76-79.
5.Инновационно-творческая деятельность педагога колледжа: сущность, содержание, результаты// Среднее профессиональное образование. 2019. №4. С.3-8.
6.Развитие методики изучения творческого наследия ученых в целях экологизации содержания профессионального образования// Методист. 2019. №1. С.38-43.
7.Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. №6. С. 13-15.
8.Шмуклер Е. Факты из жизни Дмитрия Ивановича Менделеева // Журнал «Химия». № 3. 2008. (1sept.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия "Женский портрет"
Методическая разработка предназначена для педагогов ДО, учителей ИЗО, МХК, педагогов ДШИ.Тема занятия раскрывает особенности портретного жанра, практическая часть занятия закрепляет умение д...
Методическая разработка интерактивного занятия "Мотивация и успех"
Занятие разработано с целью активизации интереса подростков к проблеме самопознания и развития навыка постановки цели....
Методическая разработка учебного занятия по теме "Арифметическая прогрессия" с применением интерактивной технологии с помощью метода"Аквариум"
Цель разработки – показать методику организации учебной деятельности в группах при проведении комбинированного занятия с применением и...
Методическая разработка интерактивного занятия "Телефон доверия" для учащихся 8-9 классов
Конспект интерактивной беседы "Телефон доверия"...
Методическая разработка интерактивного практического занятия по биологии
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических пробл...
"ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ… Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ"
Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «ПОРТРЕТЫ ВЕЛИКИХ… Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ», ПОСВЯЩЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ...
Методическая разработка интерактивного занятия профориентационной направленности «Как не провалить собеседование»
Материал представляет собой методическую разработку занятия с обучающимися 9-11 классов, а также студентами старших курсов ПОУ, цель которого - научить грамотно составлять резюме и строить общение с п...